![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источник жизни – детство
Александр Гезалов
Что остается в памяти? Те или иные фразы, слова, поступки рядом живущих людей, ответы на вопросы, чуткость или равнодушие... Все это накапливается и формирует личность.
Мы часто возвращаемся в детство, оборачиваемся, ищем в нем радостные и грустные моменты, ответы на вопросы дня сегодняшнего, заложенные родителями или неравнодушными людьми. Это для многих спасительно, важно, утешительно. Если ребенок рос в семье, это для него просто — мама и папа в своем жизненном любящем естестве могли дать то, что потом дает опору в жизни. Воспоминания — очень важный ресурс, прошлое во многом формирует нас, наши поступки и многое другое, от здорового сна до тяжелых комплексов. У всех бывает разное детство, разное прошлое. А если в нашем прошлом кроме родителей участвуют еще и бабушки с дедушками, то багаж человека возрастает в разы. В детском доме работают в основном женщины, то есть мужчина не участвует в жизни ребенка. А хорошо ли это? Ведь ребенок даже подсмотреть не может, как вести себя по настоящему, по-мужски. Факторов личностного роста слишком много. Безусловно, вернуться в детство бывает и сложно и стыдно — слишком многое зависит от того, в каких условиях оно проходило. Часто мы слышим, что военное или прожитое в коммуналке детство тоже бывает счастливым. Но как раз в этом состоит заслуга родителей, которые смогли даже в трудное время, дать ребенку счастливые моменты жизни. Куда сложнее возвращаться к детдомовскому детству, детству казенному, устроенному государством, рядом находящимся персоналом, чужими людьми, разделенными между собой обязанностями и вынужденностью быть рядом. Разные люди, из разных семей, часто в рамках детского учреждения разговорами, поведением, поступками решающие свои проблемы… Их часто неудачная семейная жизнь оказывается на виду, а это у обделенных семьей детей формирует негативное мнение о семье. Что остается в памяти? Те или иные фразы, слова, поступки рядом живущих людей, ответы на вопросы, чуткость или равнодушие… Все это накапливается и формирует личность. В детском доме это сделать сложнее, потому что сумма положительного контакта крайне ничтожна. Хорошо, если на пути ребенка окажется жертвенный человек, готовый отдавать себя и свои знания, но таких людей в детских домах единицы. Ребенок самостоятельно обретает новые корни, новые понимания, и часто это происходит без участия рядом находящихся взрослых людей, которые не успевают за его растущим спросом и предложениями.
Это не вина детского дома, это объективная беда. Низкий уровень компетентных знаний создаст трудности потом, завтра, в процессе адаптирования ребенка в новой жизненной ситуации. Плохая информированность, слабое понимание жизни, межличностных и семейных отношений, ненормальное личное отношение к жизни — все это создает для ребенка сироты настоящие трудности выживания. Ведь часто в тяжелый момент жизни мы оглядываемся назад, ищем ответы на вопросы именно в прошлом. Это наш личный дополнительный ресурс, убежище, приватная территория. И чем меньше таких возможностей, тем сложнее, труднее выживать в общественном море, не обладая живительным ручейком детства. Ведь даже для создания семьи необходимо обладать большим набором подсмотренных в семье качеств. Сначала подглядывая, а позже ровняясь на отца и мать, ребенок накапливает опыт, с которым будет проще созидать новую семью. А если такого опыта нет? Именно из-за его отсутствия так часто детдомовские ребята терпят фиаско, пытаясь построить семью с человеком, выросшим с родными. Уровень семейной подготовки (простите меня за такое сравнение) у семейных детей гораздо выше. У детдомовского ребенка есть объективные сложности в адаптации в созданной семье. Ведь оглянуться и вспомнить как в той или иной ситуации поступали родители, у него нет никакой возможности. Детский дом таких знаний не дает. Таким, предъявляя к детдомовскому ребенку требования быть «качественным семьянином», нужно понимать, что он не обладает соответствующими знаниями, ему самому нужны помощь и поддержка. Кто захочет возиться с такими проблемами? Людей, готовых строить отношения с выпускниками детдомов – единицы. Этот крест тяжек для обоих. Чтобы помочь сироте, от его будущего супруга требуется очень многое, подчас противоположное: о сироте нужно заботиться, но перед сиротой нельзя трепетать… Многим не понятно, почему сироты часто женятся друг на друге. А именно поэтому — потому что ручеек детства у обоих одинаково сух. Часто и эти семьи распадаются по той же причине — сух ручеек прошлого и у него, и у нее. Чтобы человеку было, куда повернуть свою память, чтобы можно было обратиться — пусть и в прошлое — за помощью к добрым и любящим родителям, ему нужна семья — главный источник жизни.
|