Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль Бога или живой автомат.






Машина научила человека

Пристойно мыслить, здраво рассуждать,

Она ему наглядно доказала,

Что духа нет, а есть лишь вещество.

Что человек такая же машина,

Стозвездный космос тоже механизм

Для производства времени, что мысль —

Простой продукт пищеваренья мозга...

Максимилиан Волошин

 

Остановимся только на некоторых вопросах (зато самых кардинальных): что есть Сознание с точки зрения физика? Каковы его основные отличительные признаки и свойства? Что такое Жизнь?

Эти вопросы всегда волновали человечество, но они были прерогативой философии. Точные науки старались их не затрагивать. Понятия " сознание" в современной науке не существует. Такое положение сложилось со времен Рене Декарта, который обосновал разделение материального и духовного. Материальное изучает наука, духовное — религия, и эти области никак не пересекаются. Мозг является частью программного обеспечения нашей жизни, а тело является исполнительным механизмом. Такой подход позволил избавиться от церковного давления и обеспечить свободное развитие научной мысли в XVIII-XIX веках. Но этот же подход в прошлом, XX, столетии стал тормозом для развития наук о сознании. В академической науке была принята официальная

точка зрения, что сознание — это продукт деятельности мозга, подобно тому, как желчь — продукт деятельности печени. Позднее восторжествовало понятие, что ничего не существует в основе биологической жизни, кроме клеток. Это понятие провозглашали как основу биологии.

Любые идеи о существовании души подвергались научному остракизму.

Профессиональный интерес к вопросам научного обоснования соотношения материи, сознания и духа возник в научном мире в последние десятилетия. Раньше серьезный ученый мог потерять репутацию, если начинал рассуждать на эту тему. Теперь эта тема все более органично входит в круг исследований процессов сознания. Как мы воспринимаем окружающий мир и себя в нем, является ли мозг источником сознания или только исполнительным механизмом, где возникает религиозное восприятие? Эти и подобные вопросы становятся предметом серьезных научных исследований и дискуссий. И уж если профессиональные ученые берутся за какое-то дело, они делают это основательно и с глубокой проработкой. Мне довелось присутствовать на нескольких научных симпозиумах, посвященных данной теме, и каждый раз среди обычных общих рассуждений встречалось несколько серьезных, тщательно поставленных исследований. Революционные результаты были получены при помощи компьютерной томографии мозга. Это направление, использующее самую современную многомиллионную по стоимости аппаратуру для наблюдения нейрофизиологических процессов в реальном масштабе времени.

Новейшая серия экспериментов связана с изучением процессов религиозного восприятия и религиозного экстаза.

Меречанур Рамачантран из Центра сознания и мозга университета Калифорнии Сан-Диего представил исследования, которые говорят о том, что активация определенных зон в лобных долях коры головного мозга коррелирует с мистическими и религиозными восприятиями. Эти данные были подтверждены другими исследователями. Была выявлена область в мозгу, которая ассоциируется как с эпилепсией, так и с интенсивными религиозными восприятиями. Активация этой зоны, получившей название " модуль Бога", характерна для людей, которые страдают формами эпилепсии, при которых возникают видения Бога и чувства единства с Вселенной. Это область электрической активности в мозгу, которая возникает как раз перед тем, когда человек испытывает эпилептический припадок. Также она начинает активироваться, когда человек ощущает присутствие Бога. Дин Хаммер, генетик национального института здоровья США, объясняет и припадки, и религиозный восторг, как быстрый переход возбуждения между двумя полусферами мозга с результирующими потерями чувства самоощущения и чувством присутствия чего-то гораздо большего.

Для того чтобы исследовать " модуль Бога", Хам-меру потребовалось идентифицировать и выделить в отдельную группу тех, кто мог чувствовать присутствие Бога. Он использовал шкалу, введенную Робертом Кленингером, которая измеряет степень трансперсонального ощущения мира. Шкала Кленингера имеет три уровня:

1) отрицание себя, ощущение причастности к чему-то большему;

2) трансперсональная идентификация (ощущение чего-то, связанного с миром за пределами самого себя, любовь ко всему миру, желание улучшить его и т. п.);

3) склонность к мистицизму.

Для людей всех этих трех типов необъяснимое, мистическое волнует и привлекает гораздо больше по сравнению с материалистическим объяснением мира. Хаммер отметил, что высокое значение по этой шкале, скорее всего, будет принадлежать людям типа Махатмы Ганди, а низкие значения будут принадлежать людям типа Чингисхана.

Оценивая данные по этой шкале среди студентов США и Австралии, Хаммер определил, что чувство восприятия мира существенно наследуемо и среда очень мало влияет на эти оценки. В дальнейшем, сравнивая чувство восприятия и оценки по этой шкале с индивидуальным генотипом, он выделил ген УМАТ2, который по этой шкале с самоотрицанием ассоциировался сильнее, чем со всем другим, но при этом достаточно сильно со всеми тремя признаками. Вариант этого гена — так называемые спиритуальные аллели — контролирует моноамины, химически ассоциированные с уровнем сознания и, что интересно, также с теми веществами, которые ведут к мистическому восприятию. Моноамины сравнивают две группы — катехломины (адреналин, норадреналин) и эндулиамины (серотонин).

Вариации в уровне серотонина образуются натурально благодаря генетическим реакциям. Один человек получает меньше серотонина и таким образом имеет более низкий уровень социальности и настроения, а другой получает хорошее настроение и имеет более высокий уровень социализации. Это привело Хаммера к заключению: чувство спиритуальности — это скорее состояние эмоций, чем интеллекта. Никакая книга или монах не могут научить вас использовать транспорт моноамина или чего-то другого для того, чтобы игнорировать сигналы, идущие из лимбической системы. Это наша генетическая предэкспозиция, которая помогает определять, насколько вы спиритуальны. Мы не знаем Бога, мы чувствуем его.

Хаммер обнаружил корреляцию между геном VМАТ2 и чувством сопричастности, имеющим отношение к дисциплине, самосовершенствованию личности и амбициям. В дальнейшем Хаммер отметил, что люди, у которых этот ген активен, могут очень высоко стоять по шкале Кленингера и сообщать об ощущениях выхода из тела, похожих на ощущения тех, кто принимал наркотик псилоцибин. Это очень активный элемент, называемый волшебником грибов. Псилоцибин активирует те же самые пути, что и серотонин и монамин. Исследуя дальше сущность этого феномена, Дин Хаммер написал книгу, в которой связывал определенные гены с восприятием Бога.

Психотический наркотик экстази вызывает, во-первых, большой выброс серотонина, в результате чего ваше настроение поднимается и вы чувствуете всех своими близкими друзьями, и, во-вторых, разрушение клеток, которые влияют на серотонин с тем результатом, что длительные эффекты отсутствия серотонина приводят к депрессии и соответствующим симптомам. Прозак — это, возможно, более мягкая форма экстази.

Итак, похоже, что некоторые люди получают свои мистические ощущения естественным путем, с генетической предэкспозицией, от бабушек и дедушек, в то время как другие должны воспользоваться фармакологией и плодами растений. Невролог Чейндж Остин описывал состояния сознания, в котором время, страхи и самоощущения были абсолютно неизвестными. В обычном состоянии у человека существуют устойчивые нейронные процессы в лобных долях, которые ориентируют человека в пространстве и определяют границу между человеком и окружающим миром, а фронтальные и темпоральные доли определяют время и поддерживают самоосознание.

Некоторые из трансцендентных людей сообщают о восприятии голоса Бога. При этом зона Брока в темпоральной доле, где расположены голосовые ощущения, активируется, когда человек слышит голоса. Во время медитационных восприятий, когда входящие сенсорные стимулы успокаиваются, эти внутренние голоса могут быть легко фальсифицированы и отнесены к источнику, который находится вне тела.

Михаил Персинджер продемонстрировал, что мистическое, психическое и паранормальное восприятие ассоциируется с большой лабильностью в теменных областях. Фактически, прикладывая слабые магнитные поля к областям висков, он мог индуцировать ощущение выхода из тела.

Наконец, Хаммер обсуждает отношение между спиритуальным и религиозным восприятием. Оно зачастую выражается таким образом — " я не очень религиозный человек, но я достаточно спиритуальный", и наоборот. Спиритуальность основана на сознании, религиозность — на восприятии. Спиритуальность универсальна, у нее своя культура, она имеет свои формы и религию. Можно сказать, что спиритуальность генетически определена, в то время как религиозность основана на культуре, традициях, вере и идеях, то есть она, другими словами, обучаема. Это одна из тех причин, почему спиритуальность и религиозность имеют такое разное влияние на человеческие жизни и на общество.

Исследовав работу мозга монахов во время молитвы, йогов во время медитации, нейрофизиологи пришли к заключению, что можно выделить определенные зоны коры больших полушарий, связанные с трансцендентными ощущениями (чувство полета, экстаза, внутренние голоса), но объяснить этим всю гамму душевных чувств и эмоций, ощущение божественной благодати и радости было бы слишком сильным упрощением.

Современные мыслители стоят на понятии взаимодействия. Оно описывает очень тонкий, чувствительный путь, в процессе которого наше сознание, наши идеи, образы и наше тело, мозг, клетки, химия и электричество напрямую и непосредственно влияют друг на друга. Как простой пример мы можем сказать, что, когда мы испытываем радость, в это вовлечены наше сознание и наш дух, но при этом за счет активности мозга и нервной системы идет резкий выброс определенных медиаторов и рост их количества в крови, в иммунной системе, в самом мозгу и теле. И, соответственно, уменьшение количества этих клеток может уменьшить наше радостное состояние.

Мы также знаем, что использование нашей памяти и возможностей мозга ведет к тому, что мы сохраняем наши нервные клетки. Это можно выразить понятием: используй, или потеряешь. И, соответственно, потеря нервных клеток во времени влияет на память и на наши способности. Сказать " используй свой мозг, но не используй свое сознание", это то же самое, что сказать " используй свой компьютер, но не используй программу " Word". Возможности одной системы влияют на возможности другой. Наше ментальное программное обеспечение и наше тело — это неразрывное единство, когда мы говорим об объединении структуры и функции. Когда компьютер выключен, программа " Word" не может функционировать; но когда компьютер включен, это не означает, что он будет использовать именно эту программу. Можно сказать, что сознание функционирует и активно только тогда, когда мозг жив и работает. Когда мозг умирает, сознание не может функционировать. Но только то, что мозг жив, не означает, что сознание будет использовано по максимуму возможностей.

Так что же такое человек — сложный биологический автомат или частичка Бога на Земле? Можно ли

создать робота, обладающего сознанием, способного любить, слушать музыку и наслаждаться картинами Ренуара?

Представим, что мы сконструировали самообучающийся автомат на базе супермощной ЭВМ, способный выполнять определенные действия, вносить усовершенствования в свою программу в зависимости от условий и передавать эту программу вновь изготавливаемым автоматам. Сообщество таких автоматов может построить завод по производству новых моделей, все более совершенных, и утилизации старых, и в ходе своего развития образовать квазиустойчивую структуру. Хватило бы энергии. Налицо все три признака дарвиновской триады. Можно ли признать эти автоматы живыми? Есть ли в их поведении отличие от колонии пчел, муравьев или термитов? Оказывается, есть.

Наукой накоплено огромное количество наблюдений, свидетельствующих о том, что в рамках понятий " инстинкт", " программа поведения", " запись информации на генетическом уровне" нельзя объяснить действительность. В прекрасной книге Р.Шовена " От пчелы до гориллы" приводится обширный материал, однозначно подводящий к суждению: поведение животных свидетельствует о наличии феномена, который биологи определили понятием " надорганизмен-ный разум".

Приведем наиболее яркие примеры.

Пчелы. Язык танца пчел. Одним из самых замечательных достижений натуралистов последних десятилетий следует признать открытие языка танца пчел. Пчелы-разведчицы сообщают своим соплеменникам детальную информацию об обнаруженных ими запасах нектара, указывая точное расстояние, направление и требуемое количество сборщиц.

Функциональная специализация. Пока в пчелиной семье есть матка, яичники рабочих пчел совсем не развиты; стоит матке исчезнуть, и яичники увеличиваются в размере и развиваются настолько, что начинают продуцировать яйца.

Форма сот. Шестигранник является сосудом, в котором при наименьшей затрате материала достигается наибольшая вместимость.

Искусство строительства сот. Пчелы формируют плотную гирлянду, температура в которой достигает 34 градуса. В этом биологическом горне воск расплавляется и превращается в правильную геометрическую конструкцию, причем каждая рабочая пчела точно знает, куда ей положить свой кусочек воска.

Феномен памяти. Было установлено, что пчелы из двух стоящих рядом ульев собирают совершенно различную пыльцу, причем каждый улей из года в год сохраняет верность одним и тем же видам растений. Так, улей, собиравший пыльцу с ивы в этом году, останется ей верен и в следующем. Это совершенно странно, так как нельзя забывать, что жизнь рабочих пчел коротка — не больше одного летнего месяца; те пчелы, которые видели цветение лип в этом году, полностью исчезнут к следующему лету. Единственное долгоживущее существо в улье — матка — после своего брачного полета больше не выходит из улья и даже не кормится непосредственно ни пыльцой, ни нектаром: ее питают кормилицы выделениями своих кормовых желез.

Муравьи. Объединение отдельных гнезд в колонии. Колонии — это устойчивое объединение нескольких гнезд, соединенных дорогами и совместно осваивающих территорию. Муравьи, совершенно нетерпимые к чужакам, с радушием принимают любого муравья из своей колонии.

Искусство строительства муравейника и поддержания его купола в чистоте и порядке.

Разведение тлей, сохранение их яиц в зимнее время, кормление молодняка.

Выращивание грибов в подземных теплицах муравьями вида Ана.

Войны, грабежи, предательство и пьянство в муравьиных сообществах.

Термиты. Гнездо термитов представляет собой целый поселок. В Африке было обнаружено гнездо размером более ста метров в диаметре. Бельгийский ученый доктор Дене всю жизнь посвятил изучению устройства гнезд африканских термитов; глядя на его рисунки, трудно поверить, что это не дело рук высокоразвитой цивилизации. Шары, кувшиноподобные и колоколообразные купола, стенки которых состоят из рядами восходящих по спирали колонок, сложная система галерей, переходящих одна в другую или скрещивающихся. И все безупречно правильно, словно выточено. Каково значение такого устройства, мы еще не знаем, да и застать строителей за работой удается не так уж часто. Но суть не в этом. Нас интересует все тот же вечный вопрос: как могут крошечные букашки, не имея плана, возводить свои огромные постройки — эти пирамиды и соборы термитов.

Все приведенные и масса аналогичных фактов непреложно приводят к понятию " надорганизменного разума", или Коллективного Сознания, направляющего и управляющего жизнью популяции. Любой индивидуальный член оказывается как бы ячейкой единого организма, элементарным источником интерференционной резонансной структуры, единого поля популяции. Именно в этом мы видим принципиальное отличие пчелиной семьи от завода автоматов.

Коллективное Сознание проявляется наиболее четко на примере муравьев, пчел, термитов или саранчи, но оно прослеживается и в поведении более сложно организованных животных, особенно общественных и стадных.

Ласточки и галки сообща устраивают гнезда, охраняют птенцов, защищают территорию, криками предупреждая сородичей о приближении врагов. На птичьем дворе, в стаде обезьян, котиков или антилоп существует строгая социальная иерархия и взаимопомощь.

Казалось бы, все замечательно, но в этой строгой системе существуют свои подводные камни.

В начале XX века американский натуралист Уильям Биб наткнулся на странное зрелище в джунглях Гайаны. Большая группа муравьев-воинов ходила по огромному кругу. Круг был около 400 м в окружности, и у каждого муравья занимало более двух часов, чтобы обойти его. Тысячи муравьев все шли и шли по кругу, это продолжалось более двух дней, пока большинство из них не свалились замертво. Биологи назвали это явление " круговой мельницей". Мельница возникает, когда муравьи-воины, призванные защищать свой муравейник от врагов, оказываются вдали от родного дома. Когда они теряются, то следуют простому правилу: следуй за муравьем перед собой. Так и возникает эта мельница, которая прерывается только в случае, если какой-то муравей случайно выбивается из круга и остальные следуют за ним.

Другой трагический пример. Периодически влекомые неведомыми нам сигналами, целые группы китов или дельфинов выбрасываются на берег навстречу своей гибели, и все попытки вернуть их обратно в море оказываются безрезультатными.

Но не так ли зачастую происходит и у нас, людей, когда отряды воинов идут навстречу своей гибели по приказу тирана? Когда индивидуальное сознание полностью подавляется в угоду коллективному, возникает общество, в котором все голосуют по приказу и с энтузиазмом развешивают по кабинетам портреты Вождя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал