Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-политические последствия первой мировой войны (1 час)






Итоги первой мировой войны способствовали складыванию в Европе новой геополитической ситуации, предопределившей тен­денции государственного развития на все XX столетие. В войне участвовало 38 европейских, азиатских, американских и африкан­ских государств, что способствовало формированию нового типа взаимосвязей между ними и складыванию нового мирового сооб­щества. Во время войны были выработаны новые формы между­народного согласия в виде надправительственных, наднациональ­ных правовых институтов.

Война сыграла роль катализатора внутренних государственно-политических процессов, ускорив падение полуфеодальных режи­мов и становление более прогрессивных в одних странах, крушение колониальных империй и генезис национальной независимой государственности — в других. Война изменила и национально-правовые уклады многих европейских государств.

Важнейшим последствием первой мировой войны явились де­формации государственно-политических режимов побежденных стран. Многие явления, существовавшие ранее лишь в сфере иде­ологии, превратились в политическую практику (фашизм, тотали­таризм, социализированное государство).

Это обусловило снижение роли парламентских институтов. Перераспределение властных полномочий в пользу правитель­ственных структур проявилось в наделении правительств ряда ев­ропейских государств, включая Великобританию и Германию, чрезвычайными полномочиями. В годы войны завершается ста­новление делегированного законодательства не как исключения, а как правила правительственной деятельности. Поэтому прави­тельственные акты превращаются в этот период в основной зако­нодательный источник.

Государственно-политические режимы европейских стран во­енного времени характеризовались законодательным ограничени­ем политических прав и свобод граждан: свободы передвижения, митингов и собраний. Повсеместно вводится военная цензура.

Еще одна новая тенденция проявилась в усилении регулирую­щей роли государства вплоть до перехода к системе прямого рас­пределения. Регулирующая роль государства коснулась и социаль­но-трудовой сферы, где распространились многочисленные огра­ничения права рабочих на забастовки, митинги и другие формы выражения своего несогласия с политикой администрации пред­приятия.

Не менее важным итогом войны стал распад крупнейших им­перий в Европе: России и Австро-Венгрии.

Война вызвала всплеск революционного движения в Европе. Социализм как идейно-политическое течение и как политическая практика стал важным фактором государственного переустройства и правовых преобразований. Попытка построения социалистичес­кого общества в России повлияла и на другие европейские стра­ны, в некоторых из которых были установлены, хотя и кратковре­менные, советские режимы (Венгерская и Баварская советские республики). Даже после их падения коммунизм приобретает ста­тус международного политического течения, имевшего свои орга­низационные структуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал