Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Социальная структура. 2) Форма собственности.






Социальная структура. 2) Форма собственности.

Ячейкой, из которой произошло государство и право – сельская община. Происходили следующие процессы: общественное разделение труда, в результате которого земледелие отделилось от ремесла, следовательно: 1) необходим обмен 2) необходим обмен между общинами. В связи с совершенствованием трудовых навыков появляется прибавочный продукт. Эти процессы приводят к единству и силе общины.

Черты характерные для восточных общин:

  1. Определённая сложность социальной структуры общества, обусловленная уровнем общественного разделения труда.
  2. Экономической основой является преобладание общинной собственности над другими формами (государственной, храмовой).

Если государственное и храмовое хозяйство занимает преобладающие положение, то роль общины сводится до положения придатка государства. Основой царско-храмовой собственности является общинная собственность. Кроме набегов, появился новый источник дохода – налоги.

Структура общества:

Древний Египет: социальная структура здесь не нашла завершенных форм, но можно выделить несколько социальных групп, занимающих определённое положение и место в Древнем Египте. Основной производитель – земледелец-общинник; с прибавочным продуктом появляется родовая знать, а наряду с ней аристократия, всё пленные считаются рабами. Рабство не носило поголовного характера, они имело семейный характер.

18.09.99

Древний Вавилон: в законах Хаммурапи выделены следующие две группы свободных членов общества: авилум и мушкенум. Общее: обе рабовладельцы. Различие: имущественный характер; приоритет защиты имущества авилума. Основной производитель в государстве – мушкенум. Существуют разные тоски зрения, кто такие мушкенум, вот одна из них: авилумы – победители, мушкенум – покорённые. Вавилонские торговцы – царские слуги, организуют от имени государства торговлю. Имели право предоставлять ссуду более мелким торговцам. Основное место в обществе занимали жрецы – женщины. Существовало три категории: надитум – верховные жрицы; энкрум – среднее звено (божья сестра), и те и другие, жили всё время в храме; зитум – храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма. Также существовали жрецы-мужчины, ораторы, но они не упоминаются в законнике Хаммурапи, поскольку их все признавали и подчинялись, поэтому закрепление их статуса в законнике просто не потребовалось. В Д.Э. сформировалось особое сословие писцов – особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами.

Древняя Индия: брахманы, шатри, шудры, вайшьи. По легенде брахманы были созданы из уст Брахмы, шатри их рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Общее правило Тхарма – сборник правил поведения каждого правоверного индуса. Выполнение этих правил чётко определенно. Каждая группа была полностью замкнутой, переход из одной в другую был невозможен. Общественный строй – варманный.

Древний Китай: большая семья имела большое влияние в жизни китайцев. Опора родоплеменной знати было рангированное чиновничество. Рабство здесь не получило развития, оно носило семейный характер. Жизнью раба не могли распоряжаться, имел право на заработанное имущество, мог создавать семью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал