Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Социальная структура. 2) Форма собственности.
Социальная структура. 2) Форма собственности. Ячейкой, из которой произошло государство и право – сельская община. Происходили следующие процессы: общественное разделение труда, в результате которого земледелие отделилось от ремесла, следовательно: 1) необходим обмен 2) необходим обмен между общинами. В связи с совершенствованием трудовых навыков появляется прибавочный продукт. Эти процессы приводят к единству и силе общины. Черты характерные для восточных общин:
Если государственное и храмовое хозяйство занимает преобладающие положение, то роль общины сводится до положения придатка государства. Основой царско-храмовой собственности является общинная собственность. Кроме набегов, появился новый источник дохода – налоги. Структура общества: Древний Египет: социальная структура здесь не нашла завершенных форм, но можно выделить несколько социальных групп, занимающих определённое положение и место в Древнем Египте. Основной производитель – земледелец-общинник; с прибавочным продуктом появляется родовая знать, а наряду с ней аристократия, всё пленные считаются рабами. Рабство не носило поголовного характера, они имело семейный характер. 18.09.99 Древний Вавилон: в законах Хаммурапи выделены следующие две группы свободных членов общества: авилум и мушкенум. Общее: обе рабовладельцы. Различие: имущественный характер; приоритет защиты имущества авилума. Основной производитель в государстве – мушкенум. Существуют разные тоски зрения, кто такие мушкенум, вот одна из них: авилумы – победители, мушкенум – покорённые. Вавилонские торговцы – царские слуги, организуют от имени государства торговлю. Имели право предоставлять ссуду более мелким торговцам. Основное место в обществе занимали жрецы – женщины. Существовало три категории: надитум – верховные жрицы; энкрум – среднее звено (божья сестра), и те и другие, жили всё время в храме; зитум – храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма. Также существовали жрецы-мужчины, ораторы, но они не упоминаются в законнике Хаммурапи, поскольку их все признавали и подчинялись, поэтому закрепление их статуса в законнике просто не потребовалось. В Д.Э. сформировалось особое сословие писцов – особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами. Древняя Индия: брахманы, шатри, шудры, вайшьи. По легенде брахманы были созданы из уст Брахмы, шатри их рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Общее правило Тхарма – сборник правил поведения каждого правоверного индуса. Выполнение этих правил чётко определенно. Каждая группа была полностью замкнутой, переход из одной в другую был невозможен. Общественный строй – варманный. Древний Китай: большая семья имела большое влияние в жизни китайцев. Опора родоплеменной знати было рангированное чиновничество. Рабство здесь не получило развития, оно носило семейный характер. Жизнью раба не могли распоряжаться, имел право на заработанное имущество, мог создавать семью.
|