Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суд и судебный процесс.
ПЛАН Общая характеристика Салической правды. Правовое положение основных групп населения по Салической правде. Правовое регулирование имущественных отношений. Обязательственное право. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Салической правде. Преступления и наказания. Суд и судебный процесс. Первый вопрос. Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Важнейшим памятником для изучения общественного строя франков в меровингский период является Салическая правда. Она является сборником раннефеодального права. Салическая правда представляет собой запись судебных обычаев салических франков, написанную в V-VI вв., еще при короле Хлодвиге (486-541 гг.). Наиболее известна Салическая правда, составленная в 507-511 гг. Салическая правда составлена из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся постепенно в судебные обычаи. Салическая правда состоит из Пролога, 65 титулов, разделенных на параграфы, и Эпилога. Текст Салической правды был написан на языке «вульгарной» или упрощенной латыни. Отсюда и латинское название этого документа – Lex Salica. Термином Lex обозначался в Древнем Риме времён республики закон. В эпоху Раннего Средневековья этим термином обозначали иногда римское право в целом, но чаще всего под термином – Lex Salica подразумевалось обычное салическое право, обычно-правовые нормы салических франков, признанные государственной властью и применяемые в судебной практике. В Прологе[1] к Салической правде говорится, что она была подготовлена знатными людьми из франков, которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодогаста, Саленгаста и Видогаста. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение. По мнению исследователей, имена составителей Салической правды мифичны. Первоначальный вариант Салической правды был составлен в конце V-начале VI вв. он не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате существует несколько вариантов Салической правды (всего до нас дошло около 350 списков). Дошедший до нас текст является более поздним вариантом указанного сборника. Ученые датируют его примерно VIII веком. В прологе к Салической правде сообщается о том, что король франков Хлодвиг после принятия христианства исправил то, что казалось ему неприемлемым, и придал ее тексту большую ясность. Такие же исправления вносили в текст данного юридического сборника и другие франкские короли – Хильберт и Хлотарь. В эпилоге[2] к Салической правде говорится о том, что «…первый король франков постановил руководствоваться в судебных решения титулами с 1 по 62. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление с 63 титула до 78. А король Хильдельберт долгое время спустя, размышлял, что ему надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавление с 78-го до 83-го титула, что он передал брату своему Хлотарю в письменном виде. Хлотарь же с благодарностью принявши эти титулы от старшего своего брата, потом вместе с людьми Королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-ий. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохранялось незыблемо, как и ранее установленное». Салическая правда – судебник, руководство для судей, запись норм обычного права. Она не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон франкского общества. В ней отсутствуют общие абстрактные понятия. Салической правде присущ казуистичный характер, описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Формализм прослеживается в установлении строго порядка юридических действий, связанных с символикой, ритуалами. Нарушение этих действий, несоблюдение установленных нормами права ритуалов вело к недействительности того или иного действия. Так, закон требовал в одном случае произнести строго определенные слова, в другом – сломать ветви «мерой в локоть». Написанная в форме конкретных юридических казусов, Салическая правда особое внимание уделяет преступлениям против движимого имущества, описанию процедур и ритуальных действий, соответствующих состязательному характеру судебного процесса. На протяжении V-VII вв. франкские короли делали дополнения к Салической правде, что в сочетании с другими источниками позволяет проследить эволюцию от родоплеменного строя к феодализму. Салическая правда отражает пережитки первобытнообщинного строя и раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появления частной собственности. Особенностью этого судебника является формализм, казуистичность, наличие символики, связь с религией. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. Основное содержание Салической правды – перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Второй вопрос. Салическая правда дает возможность проследить правовое положение основных групп населения. Особенно наглядно это видно из различия размера вергельда свободного населения франков. Основную массу свободного населения Франкского государства составляли землевладельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Община отвечала за убийство на ее территории. Для простых свободных франков вергельд (штраф за убийство) составлял 200 солидов[3]. В случаях, когда убийство свободного совершалось рабом или полусвободным (литом), уплата штрафов (в половине размера) возлагалась на хозяина виновного, а сам виновный подлежал смерти. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского судьи втрое превышал штраф за убийство простого свободного франка. За убийство королевских дружинников (антрустионов) или должностных лиц, состоящих на службе у короля – 600 солидов. За убийство графа – «скопищем» вергельд утраивался и составлял 1800 солидов. Особую группу составляли лица духовного звания. Убийство епископа оценивалось штрафом в 900 солидов, священника – 600. Жизнь полусвободных литов, попавшие в кабалу прежние колонны, вольноотпущенников защищалась сравнительно низким вергельдом – в 100 солидов. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они были зависимы от господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества. Самое низкое положение в обществе занимали рабы. За убийство раба из челяди платился не вергельд, а штраф – 80 солидов, за убийство простого раба – 35 солидов, а иногда убийца лишь возмещал ущерб, причиненный господину раба. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для них свободы. Развитию рабства у франков способствовали завоевание Галлии и последующие войны, дававшие обильный приток рабов. Позднее источником рабства становилась кабала, в которую попадали разорившиеся свободные люди, а также преступники, не заплатившие судебного штрафа или вергельда: они превращались в рабов тех, кто уплачивал за них эти взносы. Однако рабский труд у франков не был основой производства как в Римском государстве. Рабы использовались как дворовые слуги или ремесленники – кузнецы, золотых дел мастера, иногда как пастухи и конюхи, но не как основная рабочая сила в сельском хозяйстве. В южной части королевства, где проживали галло-римляне можно выделить следующие группы римлян – королевских сотрапезников, римлян землевладельцев, римлян трибутариев (налогоплательщики). Королевские сотрапезники (римляне) пользовались более высокой защитой, чем рядовые франки – вергельд за их убийство был в 300 солидов. Но галло-римское население, не связанное с королевской службой считалось стоящим ниже свободных франков. Вопрос третий. Правовое регулирование имущественных отношений. Обязательственное право. Большое внимание в Салической правде отведено формам земельной собственности. Свободные, равноправные франки составляли основу общества. Пахотная земля находилась в коллективной собственности и периодически делилась между членами общины. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины. Земля не стала еще объектом частной собственности. Она находилась в индивидуальном владении семьи. Каждая семья обрабатывала свой участок земли, но она еще не стала частной собственностью семьи, если в семье не оставалось наследника мужского пола, она возвращалась общине. Однако наследственное владение землей постепенно формировало особый институт – аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования. Скорее всего, аллод в этот период – это наследственное имущество, движимое и недвижимое. О превращении общинной собственности на землю в индивидуальную (аллод) свидетельствует ответственность за нарушение границ участков, самовольную распашку, посев на чужом поле. Однако после сборки урожая изгородь снималась, и участок переходил в общее пользование. Аллод не мог отчуждаться, передавался по наследству только по мужской линии. При короле Хильперике (561-584) аллод был признан объектом права частной собственности, что ускорило процесс расслоения общины. В Салической правде в главе «Об аллодах» говорилось, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не «соседи», т.е. община. Земля становится объектом завещаний, дарений, а затем купли-продажи, другими словами собственностью общинника. Это изменение нашло принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. Современные исследователи общественного строя франков конца V – начала VI в. приходят к выводу, что франки жили общинами. На это указывают многие факты. Текст Салической правды предполагает наличие у франков общины. Так, в титуле XLV «О переселенцах» говорится: «Если кто захочет переселиться на виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться» (XLV, § 1). Если же пришелец все же поселится в вилле, то протестующий может возбудить против него судебное преследование и изгнать его через суд. Кроме того, он теряет результаты (своего) труда и присуждается к уплате штрафа 1200 динариев, что составляет 30 солидов. Жители виллы согласно данного титула выступают как члены общины, регулирующие поземельные отношения в своей вилле. Запрещалось высказывать протест против переселенцев на основании королевского распоряжения. В соответствии с дополнением к § 2 тот, кто «пригласит другого переселиться в чужую виллу без предварительного соглашения, присуждается к уплате 1800 ден, что составляет 45 сол». В § 3 указанного титула устанавливалось следующее правило: «Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи[4]». Содержание титула XLV Салической правды позволяет сделать вывод о том, что в то время франки были организованы в поселения общинного толка. По этому вопросу имеются различные точки зрения. Так, А.И. Неусыхин утверждал: «Деревня, изображенная в ХLV главе Салической правды, представляла собой общину» (см. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе VI-VIII вв. М. – 1956. С.89). По мнению А.Я. Гуревича, «община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления» (см. Гуревич А.Я. Избранные труды. Том I. Древние германцы. Викинги. М.-Сп.б.-1999. С.65). В большинстве случаев это были большие семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений – отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Состоятельная семья имела в качестве домашних слуг рабов и полусвободных литов. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы – в их наследственном пользовании. Однако право свободно распоряжаться наследственными правами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствуют IX глава Салической правды – «Об аллодах», согласно которой земельное наследство в отличие от движимого имущества (оно могло свободно переходить по наследству или передаваться в дар) наследовалось только по мужской линии, женское потомство исключалось из наследования земли. В случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение соседей (т.е. общины). Община Салической правды представляла собой в V-VI вв. переходный этап от большесемейной землевладельческой общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на леса, луга, пастбища. В Салической правде отчетливо прослеживается еще заметная роль у франков родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они участвовали в суде в качестве соприжников (принося присягу в пользу сородича). В случае убийства франка в получении и уплате вергельда участвовали не только семья убитого, но и их ближайшие родственники со стороны отца и матери. Но в то же время Салическая правда показывает уже начало процесса разложения и упадка родовых отношений. Среди членов родовой организации намечается имущественная дифференциация. Титул LVIII «О горсте земли» рассматривает случай, когда обедневший сородич не может помочь своему родственнику в уплате вергельда: в этом случае он должен «бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы тот уплатил все по закону». Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Глава IX Салической правды (титул 60) подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой человек должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами. В случае смерти такого человека его наследство поступает не родичам, а в королевскую казну. В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей – аллод. В начале VII в. франки получили право распоряжения как приусадебной, так и пахотной землей. Движимая собственность находилась в личной собственности. Она свободно отчуждалась и передавалась по наследству. По мере развития частной собственности на землю, умножения числа аллодов прочность общины разрушалась. Многие франки попадали в зависимость от богатых сородичей, они не имели средств для службы в коннице. Вооружение всадника стоило целое состояние – 45 коров. Свободный франк для службы в конном войске должен был иметь 4 манса земли. Возникновение аллода стимулировало рост крупного землевладения у франков. Еще Хлодвиг присвоил себе завоеванные земли. Его преемники постепенно захватили все свободные земли, которые сначала считались достоянием всего народа. Из этого фонда франкские короли щедро раздавали земли в полную, свободно отчуждаемую (аллодиальную) собственность. Так, в конце VI в. во франкском обществе зародился слой крупных землевладельцев, которые получили земли за счет королевских пожалований, а также за счет разорения общинников. Рост крупной земельной собственности привел к возникновению частной власти крупных землевладельцев. По мере распада общины крестьяне попадали в зависимость от крупных собственников, светских и духовных. Формы этой зависимости были различны: коммендации, прекарии, иммунитеты. Основной формой усиления власти феодалов был институт прекария. Прекарий, что дословно означает «переданное по просьбе» - это условное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно) безземельному или малоземельному. За пользование таким наделом его получатель обычно должен был платить оброк или в отдельных случаях выполнять барщину в пользу собственника земли. Существовали прекарии нескольких видов: 1) Иногда такое условное держание передавалось человеку, у которого было недостаточно или вовсе не было земли (precaria data); 2) Но иногда мелкий собственник сам, под давлением нужды и притеснений со стороны соседних крупных землевладельцев, передавал право собственности на свою землю одному из них (часто церкви) и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или наследственно – в пределах одного-двух поколений (precaria oblata) – на условиях несения определенных повинностей; 3) Иногда прекарист получал в пользование не только отданную землю, но еще и дополнительный участок. Такой прекарий назывался «прекарий с вознаграждением» (precaria remuneratoria). Прекарии последнего типа были особенно распространены на земле церкви, которая стремилась таким образом привлечь побольше крестьян-дарителей, чтобы округлить свои владения. Прибавки к дарениям давались обычно из необработанных земель, освоение которых требовало приложения крестьянского труда. Притеснение со стороны крупных светских землевладельцев, церковных учреждений и королевских должностных лиц вынуждали свободных франков отдаваться под покровительство светских и духовных крупных землевладельцев, которые таким образом, становились их сеньорами (господами). Акт вступления под личное покровительство назывался «коммендацией». Фактически коммендация стала способом закрепощения франкских крестьян, предусматривающим передачу господину права собственности на землю, установление личной зависимости крестьянина от господина и выполнение в его пользу ряда повинностей. Коммендация усиливала в то же время политическое влияние крупных землевладельцев и способствовала окончательному разложению родовых союзов и общинной организации. Такая практика утвердила отношения вассалитета-сюзеренитета. Упадок общины, рост влияния знати ослабляли власть короля. Идя навстречу требованиям крупных землевладельцев, короли стали выписывать и раздавать им так называемые иммунитетные грамоты. Их владелец получил право самостоятельно помимо королевских указов, осуществлять административную, податную деятельность. Королевские чиновники, не только сотники, но и графы, не имели права вмешиваться в юрисдикцию таких феодалов. Иммунисту принадлежала политическая власть над населением вотчины (право на производство суда, взимания налогов и других поборов, осуществление полицейских и военно-административных функций в пределах его владений). Это королевское пожалование оформлялось иммунитетной грамотой. В Салической правде получил определенную разработку институт обязательственного права. Институт договорного права находился в зачаточном состоянии, что объяснялось неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Салическая правда не содержит общих условий действительности договоров, а закрепляет лишь необходимость достижения соглашения между сторонами при заключении отдельных видов договоров. Упоминаются такие виды договоров: купля-продажа (титул 47), ссуда, заем, наем, мена (титул 46), дарение. Заключение договоров, как правило, происходило публично. Салическая правда знала обязательства, которые вытекали из договоров мены, ссуда или займа, относящиеся к разряду простейших бытовых отношений. Наиболее распространенными договорами была купля-продажа и заем. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было недостаточно: он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическими обрядами: передачей куска дерна при продаже поля, ветви дерева – при продаже леса, двери – при продаже дома. При договоре займа должник отвечал не только своим имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательства он становился рабом кредитора. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Если должник отказывался вернуть долг, возвратить вещь, суд обязывал его не только исполнить договор, но и уплатить штраф. Истребование долга происходило в строго установленной форме (см. титул L и LII). Не возврат вещи или денег в срок давал право кредитору вызвать должника в суд. Перед тем он должен был трижды в течение определенного срока явиться к должнику со свидетелями и назначить ему срок возврата вещи или денег. Каждый раз при этом на должника возлагался дополнительный штраф размером в 3 солида. Если и после этого исполнения не наступало, должник присуждался к штрафу в 15 солидов. Исполнение судебных решений осуществлялось графом, действовавшим в присутствии 7 свидетелей. Он производил конфискацию имущества должника, оставляя себе 1/3 его долга. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления. Вопрос четвертый. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Салической правде. Появление частной собственности породило институт наследования имущества после смерти собственника. Наследование первоначально было только по закону. Преимущественным правом наследования движимого имущества обладали сыновья, затем ближайшие родственники. Ближайшими наследниками считались жена и дети наследодателя: при их отсутствии имущество переходило восходящим родственникам умершего – его отцу, матери и нисходящим. Ближайшая степень родства исключала последующую, имущество делилось на доли по числу наследников. Земля первоначально переходила по наследству только наследникам мужского пола. В этом проявлялось стремление сохранить её в данном роде, но по эдикту Хильперика (561-584 гг.) к наследованию землей были допущены дочери в случае отсутствия у умершего сыновей. За их отсутствием наследниками становились отец, мать, брат, сестра и другие родственники по отцовской линии. Если кто умирал не оставив сыновей, его наследство переходило к жене. Чтобы сохранить за данным родом его имущество, вдова должна была вступить в брак с ближайшим родственником умершего. Только отказ трех законных претендентов делал для нее возможным брак с посторонним человеком. Первоначально франкам не было известно наследование по завещанию. Однако развитие частной собственности привело к появлению у собственника права передавать свое имущество после смерти определенному лицу путем дарения (так называемая «аффотомия»), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме, с соблюдением определенных процедур и использованием определенных символов (см. титул XLVI). Суть «аффотомии» сводилась к тому, что даритель фиктивно передавал свое имущество или его часть какому-либо доверенному лицу на хранение с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному им лицу. Аффотомия напоминает легат по римскому праву; имущество переходило в пользу конкретного лица после смерти наследодателя и лишь в отношении благоприобретенных недвижимых имуществ. Особый порядок наследования существовал применительно к феодам, которое наследовалось по принципу майората (переход во владение старшего в семье). Подтвердить передачу имущества должны были 9 свидетелей. Семейное право. Брачно-семейные отношения Салическая правда рассматривает лишь в общих чертах. Брак совершался только с согласия обеих сторон, а также родителей или опекунов. До принятия христианства брак заключался в форме покупки невесты. Например, в Салической правде указывается в титуле XLIV размер покупной платы со стороны жениха в случае выступления в брак её родственнику, под опекой которого она находилась – 3 солида и 1 динарий. За похищение чужой жены виновный приговаривался к штрафу в 200 солидов (как за убийство свободного франка). За похищение чужой невесты – штраф в 15 солидов в пользу жениха. Наказывалось внебрачное сожительство (со свободной – штраф 45 солидов, с рабыней – 15 солидов). Сам обряд брака имел символическое значение: у невесты обрезали длинную косу в знак поступления в рабство; жених надевал ей на руку кольцо – звено той цепи, которой она с ним связывалась, на ногу он надевал ей башмак – знак того, что она должна будет ходить по его стопам. Когда она входила в дом мужа, над ней держали меч – символ охраны мужа и строгого наказания в случае проступка; на пороге дома ей подавали связку ключей – с этого момента на ней лежали все хозяйственные заботы. Женщина могла выходить замуж только за человека, равного ей по рождению и состоянию. Если она выходила за представителя низшего сословия, закон был строг к ней и её мужу. Запрещались браки между свободными и рабами: в случае заключения такого брака свободный человек становился рабом. У франков был символичный обычай: если женщина хотела выйти замуж за раба, её призывали на суд семейства и клали перед ней меч и веретено. Она могла взять меч и убить раба, избранного в женихи. Если же брала веретено, это значило, что она вступает в брак и становится рабой. Не признавались законными браки с кровными родственниками. Препятствиями к заключению брака служили: существование законного брака, объявление лица вне закона. Семейные отношения франков характеризуются безусловным преобладанием мужа над женой. Выходя замуж, женщина поступала под опеку своего мужа. Мужчина опекал также детей: мальчиков – до 12-летнего возраста, девочек – до вступления в брак. Развод был возможен только для последнего. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной жизни; кроме того, муж должен был уплатить ей штраф. Муж мог развестись только в случае измены жены или совершения ею некоторых преступлений. Оставление мужа каралось смертной казнью. Под влиянием церкви в середине VIII века разводы были запрещены (Капитулярий 744 г.). Жена приносила в дом мужа приданное, которое возвращалось ей в случае развода. Право обязывало мужа давать жене брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Собственником всего имущества, которое было нажито в браке, признавался муж. В случае смерти мужа вдова переходила под опеку своих совершеннолетних сыновей или других наследников умершего. Хотя жена обладала собственным имуществом (приданое), распоряжаться им без разрешения мужа она не могла. Семья мужа сохраняла символическое право на вдову после кончины супруга; постороннее лицо, желавшее вступить с ней в брак обязано было выплатить специальный выкуп – рейпус. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал причитающееся им вознаграждение за причиненный ущерб (виру или вергельд). Пятый вопрос. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. (Под преступлением понималось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира», а под наказанием – возмещение вреда потерпевшему или членам его рода и уплата штрафа за нарушение королевского «мира»). Определения понятия преступления Салическая правда не дает. Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и их рабы. Для преступлений и наказаний по Салической правде характерны следующие черты: 1. Как правило, кровная месть и изгнание из общины в виде основного средства принуждения при первобытнообщинном строе заменяется системой штрафов. Тем не менее, еще сохраняются пережитки первобытнообщинного строя: а) если убийца не в состоянии уплатить штраф за убийство (вергельд), то он расплачивается своей жизнью (титул LVIII); б) ближайшие родственники принимают участие в уплате вергельда и его получении; в) в случае объявления человека вне закона он подлежит изгнанию из общины с запрещением кому бы то ни было принимать его. 2. Размер штрафа устанавливается в зависимости от социального и правового положения преступника и пострадавшего, а также от пола и возраста пострадавшего. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф. Если за убийство свободного франка-общинника устанавливался вергельд в размере 200 солидов, а простого землевладельца римлянина, не приближенного к королю – 100 солидов, то за убийство представителей королевской администрации (графов, сацебаронов), королевских дружинников вергельд предусматривался в тройном размере (600 солидов), за убийство римлянина, приближенного к королю (королевского «сотрапезника») – 300 солидов. Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в качестве половины вергельда, а остальное платил его хозяин. 3. Салическая правда не устанавливает общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний. Однако анализ её статей позволяет выделить некоторые такие общие принципы: а) субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди (литы) и рабы; б) ответственность перед королём за нарушение королевского «мира» наступала с 12-летнего возраста; в) наказание, как правило, не зависело от вины и назначалось лишь за конечный результат действия, причиняющего вред личности или имуществу. Но в ряде случаев при назначении наказания учитывается характер умысла и тяжесть причиненного вреда. Салическая правда сформировала понятие соучастие, при этом подстрекатель наказывается строже, чем исполнитель. Подстрекательство к краже или убийству, попытке скрыть преступления, нападение на спящего, ребёнка, надругательство над мертвой относились к отягчающим обстоятельствам. Проявление «злого» умысла влечёт более тяжёлое наказание. Например, за кражу из закрытого помещения предусматривался штраф в три раза больший, чем за кражу из открытого помещения. На убийцу, пытающегося скрыть следы преступления, налагался штраф в тройном размере. Наказанию подлежало не только само причинение вреда, но и покушение на это. Отягчающим обстоятельством, свидетельствующим о «злом» умысле, являлось убийство «скопищем». За убийство «скопищем» платился вергельд 1800 золотых солидов. 4. обращает на себя внимание чрезмерная тяжесть материального наказания. Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида. Если иметь в виду, что стоимость быка составляла 2 солида, а коровы - 3 солида, то назначаемые штрафы за убийство были весьма обременительными. Возникнув при родовом строе, штрафы в условиях перехода от коллективной собственности к частной становится эффективным средством защиты частной собственности и личности имущих людей, феодальной знати. Описание отдельных преступлений в Салической правде отмечены казуистическими подробностями. Анализ Салической правды позволяет выделить следующие виды преступлений и наказаний. 1. Преступления против личности, к которым относятся убийство, изнасилование, нанесение увечий, клевета, оскорбление, похищение свободных людей, посягательства на честь, достоинство и свободу. За убийство назначался штраф-вергельд. При этом Салическая правда закрепляет неравенство в системе наказаний в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего (за убийство свободного франка – 200 солидов, за убийство королевского чиновника, воина, священника – 600 солидов; за убийство епископа – 900 солидов). Самый высокий штраф в сумме 1800 солидов предусмотрен за убийство «скопищем» королевского служащего графа (титул XLII), а также за убийство в походе, если потерпевший состоял на королевской службе (титул LXIII). Весьма своеобразным являлось преступление, ответственность за которое предусматривал титул XIV § 1, прибавление 1, в котором говорилось, что если колдунья была уличена в том, что съела человека, приговаривалась к штрафу в 200 солидов. В случае нанесения тяжких телесных повреждений предусматривались различные штрафы в зависимости от конкретного преступления (за кастрацию – 200 солидов, за повреждение языка – 100 солидов; за ранения – штраф в зависимости от величины раны в дюймах (от 15 до 45 солидов); за повреждение пальца – штраф в зависимости от того, какой палец повреждён (если большой – штраф 50 солидов, указательный – 35 солидов, четвертый – 9 солидов). За оскорбление – штраф (словом «урод» – 3 солида, «лжец» – 15 солидов, «блудница» – 45 солидов). 2. Преступления против собственности. Среди них особое внимание уделяется краже, грабежу, поджогу и причинению вреда имуществу. Особой защитой пользуется имущество, находящееся в доме и на огороженном участке. Кражи со взломом или в огороженном участке карались повышенным штрафом. При установлении размера штрафа учитывались также стоимость похищенного: в случае кражи вещи вне дома на сумму 2 динария штраф составлял 15 солидов; а на сумму 40 динариев – 35 солидов. Наказания за преступления против собственности были очень тяжелыми в имущественном отношении: за разбой – смертная казнь, за поджог – 62, 5 солида; за грабеж (если потерпевший был свободный франк – 63 солида, а если им был галло-римлянин – 35 солидов; за кражу животных: охотничьей собаки – 15 солидов, пастушеской – 3 солида; молочного поросенка – 3 солида; двухгодовалой свиньи – 15 солидов). Королевское имущество охранялось повышенным тройным тарифом. 3. Преступления против отправления правосудия (неявка в суд (титул I, § 2), лжесвидетельство, должностные преступления). Салическая правда говорит об ответственности графа, если он отказал в правосудии или взял сверх законного, положенного при взыскании долга (титул L). За это предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. Предусматривалась также ответственность рахинбургов – судебных заседателей, если они судят не по закону (титул LXII – штраф 15 солидов). Титул XLVIII подробно анализирует наказание за лжесвидетельство. 4. Воинские преступления: за дезертирство – смертная казнь. 5. Преступления против семьи и нравственности: Салическая правда охраняет и защищает жизнь и достоинство женщины: кража чужой жены – 200 солидов; за побои беременной жены – 600 солидов; за изнасилование штраф в сумме 63 солидов; за изнасилование «скопом» наказанию подлежали все присутствующие на месте насилия над женщиной (титул XIII). Кроме того, смертной казнью наказывали рабов и литов за похищение свободной женщины, а также рабов, если они совершали преступление, за которое свободный человек наказывался штрафом 45 солидов и выше. 6. Государственные преступления (нарушение предписаний короля). В Салической правде еще не нашли всесторонней разработки государственные преступления, т.к. они еще не являлись объектом уголовно-правовой охраны. К ним относились следующие составы преступлений: государственная измена, оскорбление короля, заговоры - наказание смертная казнь; религиозные преступления. Например, за святотатство (кража церковного имущества) – изувечение и смертная казнь; за злоупотребление государственной должностью (графом) – смертная казнь; невыполнение предписаний короля (например, всякий, кто противился грамоте короля о праве поселения, подвергался штрафу в размере 200 солидов, т.е. в таком же размере как за убийство). Основным видом наказания, применявшимся к свободным людям, являлся штраф. Он делился на две части: одна шла потерпевшему или его ближайшим родственникам, а другая в размере 1/3 штрафа поступала в пользу государства в лице короля. Кроме того, во всех случаях, связанных с преступлениями против собственности предусматривалось возвращение украденного, уплата стоимости уничтоженного и возмещение убытков. В случае наказания в виде объявления вне закона предусматривалась также конфискация имущества. Первоначальный текст Салической правды не знает для свободных такого вида наказания, как смертная казнь, членовредительные наказания (кастрация), телесные наказания (плетью) применялись только к рабам. Однако уже при сыновьях Хлодвига наказание в виде смертной казни распространяется и на свободных. Смертная казнь в самых мучительных формах применялась и при подавлении восстаний крестьян. Целью наказания являлось возмещение вреда потерпевшему и уплаты штрафа королю за нарушение королевского мира. В Салической правде обычай кровной мести и талион заменяются системой композиции (возмещение вреда) – материальной компенсацией вергельдом – за убийство и пеней за менее тяжкие преступления. В Салической правде возмещение вреда делится на две части – на файд, выдаваемый потерпевшему или его представителям в виде выкупа за частную (в т.ч. кровную) месть и фредиум, поступающий государству за его вмешательство. Фредиум составлял третью часть всей суммы. Помимо выкупа существовали еще реституция (возврат или восстановление нарушенного) и возмещение издержек. Штраф в пользу государства (композиция) способствовал к выделению уголовного права в самостоятельную отрасль права. Система композиций становится упрощенным видом наказания. Только при неуплате композиции за убийство свободного (вергельда) допускалась кровная месть. Шестой вопрос. Судебный процесс. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Основными чертами его были: а) осуществление гражданского и уголовного процесса в одинаковых формах; б) возбуждение дела только по инициативе истца или пострадавшего; в) равные права сторон и проведение процесса в виде спора (состязание) сторон; г) строгое соблюдение установленных процессуальных форм (формализм). Процесс начинался с вызова в установленной форме при свидетелях и обвинителем обвиняемого. Неявка любой из сторон каралась штрафом. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд без уважительных причин, то он наказывался штрафом в 15 солидов (титул I, § 1). Если ответчик не являлся в суд во второй раз, а затем и в третий, то он вызывался на суд короля, который объявлял его лишенным своего покровительства. Тогда виновный и его имущество переходили в собственность потерпевшего (или истца). И до тех пор, пока он не уплатит всего, что с него причитается, никто (даже его жена) не могут под угрозой наказания оказывать ему помощь. От штрафа избавлялся только тот, кто представлял уважительную причину для неявки (королевская служба, болезнь, смерть кого-либо из близких и т.д.). Процесс по Салической правде был состязательным. Не только вызов в суд ответчика, но и отыскание украденной вещи, вызов свидетелей, соприсяжников являлись делом потерпевшего. Суд даже в уголовных делах не собирал доказательств, а лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор. Никакого предварительного расследования не было. Разбирательство начиналось с выслушивания обвинителя, который должен был облекать обвинения в строго установленных формах, позволявшим обвиняемому ответить только «да» или «нет». В случае положительного ответа обвиняемого суд тут же выносил решение. В противном случае судьи решали вопрос о порядке представления доказательств. Доказательством факта совершения преступления свободным человеком являлись задержание преступника на месте совершения преступления, его собственное признание и свидетельские показания. В случае признания вины ответчиком состязания сторон не производилось, и суд выносил соответствующее решение (приговор). Если обвиняемый не признавал свою вину, то различались две формы процесса в зависимости от того, был ли он пойман с поличным или же нет. Если виновный был схвачен на месте преступления, то суд выносил приговор сразу же после присяги потерпевших и определенным числом свидетелей, подтверждающих факт поимки обвиняемого с поличным. В других случаях обвиняемый был обязан представить доказательства своей невиновности. Для того чтобы снять с обвиняемого обвинение, Салическая правда предусматривала три вида доказательств: соприсяжничества, свидетельские показания и ордалии («суд божий») в форме испытания «котелком», упоминая при этом «другие законные способы» доказывания (см. титул XLVI). Наиболее распространенными видом доказательств являлось соприсяжничество, которое применялось для подтверждения присяги (клеветы) обвиняемого в том, что он не совершал того, в чем его обвиняют. Соприсяжники – это обычно родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые в отличие от свидетелей не являются очевидцами факта преступления, а являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. По Салической правде должно быть 12 соприсяжников. Своей присягой, совершаемой в строго определенной сакральной форме, нарушение которой вело к проигрышу дела, они подтверждали, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог совершить приписываемого ему деяния и что не может быть сомнения в честности и правдивости его присяги. Салическая правда различает два вида свидетелей: а) свидетели факта совершенного преступления, т.е. лиц, оказавшихся на месте совершения преступления (очевидцев); б) специально приглашавшихся свидетелей, т.е. лиц, которые приглашались для засвидетельствования тех или иных процессуальных действий, например вызова в суд, или той или иной сделки. Количество специально приглашаемых свидетелей колебалось от 3 до 12 в зависимости от тяжести преступления, который нужно было засвидетельствовать. Например, для засвидетельствования вызова в суд приглашались 3 свидетеля, а для подтверждения решения рахинбургов перед королем –12. Лжесвидетельство, так же как и отказ свидетелей явиться в суд, наказывались штрафом в 15 солидов (титул XLVIII), но если это происходило в отсутствии обвиняемого, то штраф был более высоким (63 солида), а если кто-либо ложно обвиняет в преступлении, за которое следует смертная казнь, виновный наказывается штрафом в 200 солидов (см. титул XVIII). Распространенным видом доказательств являлись ордалии («суд божий»), при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы – бога, который как бы указывал преступника. Чаще всего для этого использовались огонь, кипящая вода и железо. Салическая правда знает один вид ордалий – испытание «котелком», т.е. при помощи кипящей воды. Испытание заключалось в том, что руку обвиняемого опускали в котелок с кипящей водой и затем завязывали, приложив к повязке печать. По истечении трех дней ее развязывали, и, если на руке не было следов ожога, обвиняемый считался не совершившим преступления, в котором его обвиняли. В дальнейшем был введен новый вид ордалий в виде испытания водой, при котором обвиняемый погружался со связанными руками и ногами в чан с водой. Если он не погружался на дно чана, его признавали виновным, т.к. вода, считавшаяся чистой стихией, его отвергала. Правом уклонения от очищения «сакральной силы воды» (титул LVI) могли воспользоваться только имущие представители франкского общества. Примером архаического характера расследования и связанного с ним судоговорения является обычай обращения к божеству в целях выявления преступника посредством жребия. Основным средством получения признания при обвинении рабов являлась пытка. Если обвиняемый соглашался с приговором суда, то ему давали льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью к графу. Последний вместе с 7 рахинбургами должен был отправиться к дому обвиняемого и конфисковать его имущества на сумму, которую он должен был уплатить. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов обвиняемый вновь вызывается в сотенный суд через 40 дней, а затем – в случае его неявки или отказа исполнить приговор обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки на суд короля или отказа выполнить его решение король объявлял обвиняемого вне закона и тогда «сам виновный и все его имущество делаются собственностью истца. (см. титул LVI, § 1). Контроль за исполнением судебных решений возлагался на графа. [1] Сохранились два варианта пролога к Салической правде. В данном случае имеется в виду первый его вариант. [2] Сохранилось два варианта эпилога. В данном случае речь идет о первом его варианте. [3] 3 солида приравнивались к стоимости коровы зрячей и здоровой, либо кобылицы зрячей и здоровой, либо меча без ножен. Конь зрячий и здоровый оценивался в 12 солидов. [4] В этом параграфе идет речь о сроке приобретательной давности – 1 год.
|