![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная психология. New York ST. Louis San Francisco Auckland Bogota
FIFTH EDITION Social Psychology David G. Myers McGRAW-HILL, INC. New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota Caracas Lisbon London Madrid Mexim NewDe, hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов психологических факультетов, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах ВУЗов РФ Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 1997 Дэвид Майерс Давид Майерс Социальная психология Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова Главный редактор В. Усманов Заведующий редакцией М. Чураков Научный редактор А. Свенцицкий Литературные редакторы М. Шахтарина, В. Рыжков, В. Попов Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев Художник А. Суворов Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина ББК 88.5 УДК 159.9: 301 Майерс Д. М14 Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8 Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов. © 1996, 1993, 1990, 1987, 1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved. © Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова, С. Шпак, 1996. © Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997. Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A. Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-88782-141-8 ISBN 0-07-044377-7 (англ.) Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам. Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94. Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0'/16. Усл. п. л. 55, 9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати. 197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27 в Социальная психология и смежные науки.................................................30 Социальная психология и социология................................................30 Социальная психология и психология личности..................................31 Уровни объяснения...........................................................................31 Резюме............................................................................................33 ■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33 Очевидное влияние ценностей............................................................34 Завуалированное влияние ценностей..................................................34 Субъективные аспекты науки.........................................................34 Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36 Нельзя соединить «есть» и «должно быть»....................................38 Резюме............................................................................................38 ■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология аналогом здравого смысла?.........................................................................40 Резюме............................................................................................46 ■ Социальная психология: как это делается.................................................46 Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46 Противостояние: взаимосвязь — причинность................................47 Опрос..........................................................................................49 Нерепрезентативные выборки....................................................50 Последовательность вопросов....................................................51 Право выбора ответа.................................................................52 Формулировка.........................................................................52 Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53 Контроль: манипулирование переменными.....................................53 Случайное распределение: великий уравнитель...............................55 Этика экспериментального исследования........................................56 Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58 Из лаборатории — в жизнь...............................................................60 Резюме............................................................................................60 ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62 ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64 ■ Я-концепция....................................................................................................64 Самопознание...................................................................................67 ■ Социальная психология Объяснение нашего поведения.......................................................67 Прогноз нашего поведения............................................................68 Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69 Я и культура....................................................................................71 Резюме............................................................................................73 ■ Самоэффективность.......................................................................................74 Локус коргтроля................................................................................74 Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75 Коллективная эффективность............................................................77 Резюме............................................................................................79 ■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79 Объяснения позитивных и негативных событий..................................79 Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82 Нереалистичный оптимизм................................................................83 Ложный консенсус и уникальность....................................................85 Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86 Мотивация самоуважения..................................................................88 Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу своего Я...........................................................................................89 Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90 Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91 Резюме............................................................................................93 ■ Самопрезентация............................................................................................94 Ложная скромность..........................................................................94 Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95 Управление впечатлениями...............................................................96 Резюме............................................................................................98 ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99 ■ Интерпретация других..................................................................................100 Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100 Предполагаемые черты................................................................ 102 Атрибуции здравого смысла........................................................ 103 Интеграция информации............................................................. 104 Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104 Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105 Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107 Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109 Перспектива и ситуационное осознание.................................... 109 Культурные различия.................................................... \\2 Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атрибуции?..............................'............................................................. \\2 Резюме................................................................. \ •] 5 ■ Наши суждения о других............................................................................U5 Интуиция: наш потенциал внутреннего знания.................................115 Сила интуиции............................................................. j j g Содержание ш Границы интуиции...................................................................... 117 Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118 Восприятие и интерпретация событий..........................................119 Стойкость убеждений................................................................. 122 Конструирование воспоминаний..................................................123 Реконструирование прошлых установок................................... 124 Реконструирование прошлого поведения...................................126 Реконструкция прежнего опыта............................................... 127 Самонадеянность в суждениях.........................................................128 Лекарство от самонадеянности.................................................... 131 Эвристика...................................................................................... 132 Эвристика репрезентативности.................................................... 132 Игнорирование базовой оценочной информации...........................133 Доступность эвристики............................................................... 134 Иллюзорное мышление................................................................... 136 Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136 Иллюзия контроля..................................................................... 138 Азартные игры....................................................................... 138 Возврат к среднему................................................................. 138 Настроение и суждения................................................................... 140 Резюме.......................................................................................... 142 ■ Убеждения самореализации........................................................................143 Ожидания преподавателя и поведение студента................................144 Что мы ждем от других, то и получаем............................................. 145 Резюме.......................................................................................... 147 ■ Выводы...........................................................................................................148 Резюме..........................................................................................152 ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153 ■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155 Неужели мы все лицемеры?............................................................. 155 Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157 Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157 Уменьшение других влияний на поведение...................................158 Изучение установок, характерных для поведения.......................... 159 Повышение силы установки......................................................... 160 Довести установки до сознания................................................ 160 Сила установок, закрепленных опытом..................................... 161 Некоторые выводы.....................................................................162 Резюме.......................................................................................... 162 ■ Определяет ли поведение установки?.......................................................163 Наши роли.....................................................................................164 Утверждение становится убеждением............................................... 166 Феномен «нога в дверях»................................................................ 168 Дурные поступки и установки......................................................... 171 Межрасовое поведение и расовые установки..................................... 173 Социальные движения.................................................................... 174 ■ Социальная психология Размышления над данными исследований......................................... 175 Резюме.......................................................................................... 176 ■ Почему поступки влияют на установки?...................................................176 Самопрезентация: управление впечатлением..................................... 177 Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс.............................. 178 Недостаточное оправдание.......................................................... 179 Диссонанс после принятия решений.............................................182 Самовосприятие............................................................................. 183 Сверхоправдание и внутренняя мотивация................................... 186 Сравнение теорий........................................................................... 189 Диссонанс как активирующий фактор.......................................... 191 Самовосприятие при отсутствии противоречия самому себе............ 193 Резюме..........................................................................................194 ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА..............195 ■ Построение суждений клиническими психологами.................................196 Иллюзорные взаимосвязи................................................................197 Хиндсайт и самонадеянность........................................................... 198 Самоподтверждающиеся диагнозы...................................................199 Противостояние: клинический прогноз — статистический прогноз......201 Скрытый смысл..............................................................................203 Резюме..........................................................................................205 ■ Социальное познание при проблемном поведении.................................205 Социальное познание и депрессия....................................................205 Искажение или реализм?............................................................205 Негативные мысли: причина или результат депрессии?.................207 Депрессивное настроение является причиной негативного мышления..............................................................................207 Негативное мышление является причиной депрессивного настроения...........................................................................................208 Социальное познание и одиночество................................................210 Социальное познание и социальная тревога......................................211 Социальное познание и соматические заболевания............................213 Психология здоровья..................................................................213 Оптимизм и здоровье............'......................................................215 Стресс и болезнь.....................................................................216 Пессимистический стиль объяснений и болезнь..........................216 Резюме..........................................................................................218 ■ Социально-психологические подходы к лечению....................................218 К внутренним изменениям через внешние поведенческие проявления.. 218 Разорвать порочный круг........................................................... 219 Тренинг социальных умений.......................................................220 Психотерапия стилем объяснения................................ 221 Изменение сохраняется, если успех мы приписываем себе...................221 Резюме..........................................................................................222 Содержание ■ 9 ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 224 ГЛАВА б. ПОЛ, ГЕНЫ И КУЛЬТУРА...............................................................225 ■ Различие и сходство полов.........................................................................228 Противостояние: независимость — привязанность.............................229 Социальное доминирование.............................................................232 Агрессия........................................................................................234 Сексуальность................................................................................234 Резюме..........................................................................................236 ■ Эволюция и поведение.................................................................................236 Универсальные нормы....................................................................237 Эволюция полов: делать то, что естественно......................................239 Пол и выбор партнера...............................................................240 Пол и гормоны...........................................................................243 Обсуждение эволюционистского направления в психологии...........244 Резюме..........................................................................................247 ■ Культура и поведение...................................................................................247 Противостояние: индивидуализм — коллективизм............................249 Я-концепция..............................................................................250 Воспитание детей.......................................................................251 Социальные взаимоотношения.....................................................251 Коммунитарианизм.................................................................253 Социальные роли...........................................................................256 Роли с высоким и низким статусом..............................................257 Инверсия ролей......................................................................258 Тендерные роли......................................................................259 Тендерные роли зависят от культуры.......................................260 Тендерные роли зависят от эпохи.............................................262 Резюме..........................................................................................262 ■ Заключение....................................................................................................263 Биология плюс культура.................................................................263 Главный урок социальной психологии..............................................264 Резюме..........................................................................................267 ГЛАВА 7. КОНФОРМИЗМ................................................................................268 ■ Классические эксперименты.......................................................................271 Эксперименты Шерифа: формирование норм....................................271 Эксперименты Аша: исследования давления группы..........................275 Эксперименты Милграма: подчинение..............................................278 Чем вызвано подчинение?...............................................................281 Эмоциональное удаление от жертвы............................................282 Близость и легитимность авторитета............................................283 Институциональный авторитет....................................................284 Освобождающее воздействие группы (лнбератнвный эффект)........285 Обсуждение классических экспериментов.........................................285 Поведение и установки...............................................................286 ■ Социальная психология Сила воздействия ситуации.........................................................288 Фундаментальная ошибка атрибуции...........................................290 Резюме..........................................................................................292 ■ Когда проявляется конформизм?...............................................................292 Размер группы...............................................................................293 Единомыслие.................................................................................294 Сплоченность.................................................................................295 Статус...........................................................................................295 Публичный ответ............................................................................296 Отсутствие предварительных заявлений...........................................296 Резюме..........................................................................................297 ■ Почему проявляется конформизм?............................................................298 Резюме..........................................................................................299 ■ Кто проявляет конформизм?.......................................................................299 Тендер........................................................................................... 300 Личность.......................................................................................301 Культура.......................................................................................303 Резюме..........................................................................................304 ■ Сопротивление социальному давлению....................................................305 Реактивное сопротивление...............................................................305 Борьба за свою уникальность..........................................................307 Резюме..........................................................................................309 ГЛАВА 8. УБЕЖДЕНИЕ....................................................................................310 ■ Два способа убеждения...............................................................................313 Резюме..........................................................................................314 ■ Слагаемые убеждения..................................................................................315 Кто излагает сообщение? Влияние «коммуникатора».........................315 Кредитность...............................................................................315 Восприятие компетентности.....................................................316 Восприятие надежности «коммуникатора»................................317 Привлекательность.....................................................................319 Что излагается? Содержание сообщения...........................................320 Рассудок против эмоций.............................................................320 Эффект хорошего настроения..................................................321 Эффект активации страха.......................................................322 Степень расхождения мнений......................................................323 Противостояние обращений: аппелирующие к контраргументам и нет.........................................................................................325 Первичность против вторнчности.................................................326 Как передается сообщение? Канал коммуникации.............................328 Активно пережитое или пассивно воспринятое..............................328 Противостояние: личное влияние — воздействие средств массовой коммуникации............................................................................330 Кому адресовано сообщение? Аудитория..........................................333 Сколько им лет?........................................... Содержание ■ 11 О чем они думают......................................................................335 Кто предупрежден, тот вооружен — если вы достаточно заинтересованы, чтобы спорить.............................................................335 Отвлечение внимания разоружает............................................336 Незаинтересованная аудитория использует косвенные намеки....336 Резюме..........................................................................................338 ■ Примеры исследований убеждения...........................................................339 Втягивание в секты.........................................................................340 Установки следуют за поведением...............................................341 Уступки приводят к одобрению...............................................341 Феномен «нога в дверях»........................................................341 Слагаемые убедительности..........................................................343 Коммуникатор.......................................................................343 Сообщение.............................................................................344 Аудитория..............................................................................344 Групповые эффекты...................................................................344 Убеждение при психологическом консультировании и в психотерапии 346 Резюме..........................................................................................348 ■ Сопротивление убеждению: прививка установок....................................348 Усиление личной определенности.....................................................348 Атакующее убеждение................................................................349 Развитие контраргументации.......................................................349 Примеры исследований: широкомасштабные программы вакцинации... 350 Прививки детям против курения, которое они начинают под влиянием сверстников......................................................................350 Прививки детям против воздействия рекламы...............................351 Следствия......................................................................................352 Резюме..........................................................................................353 ГЛАВА 9. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ.........................................................................354 ■ Что такое группа?.........................................................................................355 ■ Социальная фасилитация.............................................................................356 Присутствие других........................................................................356 Массовидность: присутствие большого числа других людей...............360 Почему нас возбуждает присутствие других?....................................361 Боязнь оценки...........................................................................361 Перегрузка из-за рассеивания внимания.......................................362 Присутствие других как таковое..................................................362 Резюме..........................................................................................363 ■ Социальная леность......................................................................................364 Когда рук много — работа спорится?..............................................364 Социальная леность в повседневной жизни.......................................367 Резюме..........................................................................................368 ■ Деиндивидуализация....................................................................................369 Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку...................369 Р 370 ■ Социальная психология Физическая анонимность............................................................370 Возбуждающие и отвлекающие занятия.......................................373 Ослабленное самоосознание............................................................ 373 Резюме..........................................................................................374 т Групповая поляризация................................................................................374 Дело о «сдвиге к риску».................................................................375 Интенсифицируются ли мнения в группе?........................................377 Эксперименты по групповой поляризации.....................................377 Естественно возникающая групповая поляризация........................378 Объяснение поляризации................................................................379 Информационное влияние...........................................................379 Нормативное влияние.................................................................381 Резюме..........................................................................................383 ■ Огруппление мышления...............................................................................383 Симптомы огруппления мышления...................................................384 Огруппление мышления в действии.................................................387 Предотвращение огруппления мышления..........................................388 Процесс огруппления мышления иллюстрирует принципы влияния группы..........................................................................................390 Резюме..........................................................................................390 ■ Влияние меньшинства..................................................................................391 Последовательность........................................................................392 Уверенность в себе.........................................................................393 Отступники со стороны большинства................................................393 Является ли лидерство частным случаем влияния меньшинства?........394 Резюме.................................................................................,........397 ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОСУДИЕ.......................398 ■ Что влияет на суждения?.............................................................................401 Показания свидетелей.....................................................................401 Насколько убедительны показания свидетелей?............................401 Насколько точны свидетели?.......................................................403 Источники ошибок: как конструируются воспоминания.............404 Эффект дезинформации..........................................................404 Пересказ событий...................................................................407 Борьба с ошибками....................................................................408 Подготовка полицейских интервьюеров....................................408 Борьба с ложными опознаниями..............................................409 Обучение присяжных..............................................................410 Характеристики обвиняемого...........................................................412 Физическая привлекательность...................................................413 Сходство с присяжными.............................................................415 Указания судьи..............................................................................416 Другие проблемы...........................................................................419 Резюме..........................................................................................419 ■ Присяжные как индивидуальности............................................................420 Способность присяжных разобраться в существе дела....... л*н\ Содержание ■ 13 Отбор присяжных..........................................................................422 Присяжные, полномочные выносить решение о смертной казни..........424 Присяжные как группа.................................................................................425 Влияние меньшинства.....................................................................426 Групповая поляризация.................................................................. 426 Милосердие...................................................................................427 Действительно ли 12 голов лучше, чем одна?....................................427 Действительно ли 6 голов так же хороши, как 12?.............................428 i Из лаборатории — в жизнь: имитированный и реальный суд присяжных.................................................................................................................429 Резюме..........................................................................................430 ЧАСТЬ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ______________________432 ГЛАВА 11. ПРЕДРАССУДКИ: НЕПРИЯЗНЬ К ДРУГИМ...............................433 ■ Природа и власть предрассудков...............................................................434 Что такое предрассудки?.................................................................434 Насколько распространены предрассудки?.......................................437 Расовые предрассудки................................................................437 Исчезают ли расовые предрассудки?........................................437 Скрытые формы предрассудков................................................439 Тендерные предрассудки..............,..............................................442 Тендерные стереотипы.............................................................442 Тендерные установки...............................................................444 Резюме..........................................................................................447 ■ Социальные источники предрассудков.....................................................448 Социальное неравенство..................................................................448 Неравный статус и предрассудок.................................................448 Религия и предрассудки..............................................................449 Воздействие дискриминации: самодостаточное пророчество...........450 «Мы» и «они»................................................................................452 Конформизм..................................................................................456 Институциональная поддержка........................................................457 Резюме..........................................................................................459 ■ Эмоциональные источники предрассудков...............................................459 Фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения»..........................459 Личностная динамика.....................................................................460 Потребность в статусе и принадлежности.....................................460 Авторитарная личность...............................................................462 Резюме..........................................................................................463 ■ Когнитивные источники предрассудков....................................................464 Категоризация................................................................................464 Воспринимаемые сходства и различия.........................................465 Различительные стимулы................................................................468 .468 ТТ____ ■ Социальная психология Особые случаи...........................................................................469 Яркие события...........................................................................470 Атрибуция: справедлив ли этот мир?...............................................472 Пристрастия в пользу группы.....................................................472 Феномен справедливого мира......................................................473 Когнитивные последствия стереотипов.............................................475 Являются ли стереотипы самосохраняющимися?...........................475 Влияют ли стереотипы на суждения индивидуумов?......................478 Можем ли мы ослабить предрассудки?........................................481 Резюме..........................................................................................482 ГЛАВА 12. АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ.............................483 ■ Что такое агрессия?......................................................................................484 ■ Теории агрессии............................................................................................486 Является ли агрессия врожденной?..................................................486 Теория инстинктивной агрессин...................................................486 Биологические факторы..............................................................487 Влияние нервной системы........................................................487 Генетические влияния..............................................................488 Биохимические факторы.........................................................488 Является ли агрессия реакцией на фрустрацию?...............................490 Пересмотр теории фрустрации — агрессии....................................491 Фрустрация и депривация — одно и то же?.................................492 Уменьшают ли фрустрацию деньги?............................................494 Феномен уровня адаптации.....................................................495 Относительная депривация......................................................496 Некоторые выводы.................................................................498 Является ли агрессия приобретенным социальным навыком?.............499 Плоды агрессии..........................................................................499 Научение посредством наблюдения..............................................500 Семья....................................................................................501 Субкультура и средства массовой информации..........................501 Резюме..........................................................................................502 ■ Что влияет на агрессию...............................................................................503 Аверсивные случаи.........................................................................503 Боль.........................................................................................503 Жара........................................................................................505 Атакующее поведение.................................................................506 Теснота......................................................................................507 Возбуждение..............................................................................507 Массовая культура.........................................................................509 Порнография и сексуальное насилие................................................510 Искаженное восприятие сексуальной реальности..........................510 Женщина как объект агрессии.....................................................511 Массовое сознание.....................................................................516 Телевидение............................................................ 517 Влияние телевидения на поведение..................... ^ 1 я Содержание ■ 15 Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением................................................................................518 Эксперименты с просмотром телевизионных передач.................521 Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение? 522 Влияние телевидения на мышление.............................................523 Групповые влияния.........................................................................525 Резюме..........................................................................................526 ■ Ослабление агрессии...................................................................................527 Катарсис........................................................................................527 Подход с позиций социального научения..........................................529 Резюме..........................................................................................531 ГЛАВА 13. ВЛЕЧЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ.............................................................532 ■ Присоединенное™ и благополучие............................................................ 533 Связь со здоровьем.........................................................................534 Связь с ощущением счастья.............................................................535 Резюме..........................................................................................536 ■ Дружба............................................................................................................537 Близость........................................................................................537 Взаимодействие..........................................................................538 Аи гпципация взаимодействия......................................................539 Простое нахождение в поле зрения..............................................539 Физическая привлекательность........................................................542 Привлекательность и успех у противоположного пола..................543 Феномен «ровни».......................................................................544 Стереотип физической привлекательности.....................................544 Кто привлекателен?....................................................................547 Противостояние: сходство — взаимодополнительность......................550 Ворон — к ворону, голубь — к голубю?......................................551 Сходство рождает приязнь......................................................551 Отсутствие сходства рождает неприязнь...................................552 Притягиваются ли противоположности?.......................................553 Нам нравятся те, кому мы нравимся..................................................555 Атрибуция.................................................................................556 Самоуважение и привлекательность.............................................557 Завоевание уважения у других....................................................557 Резюме..........................................................................................559 ■ Любовь............................................................................................................559 Любовь-страсть..............................................................................560 Теория любви-страсти.................................................................561 Вариации любви........................................................................563 Самоконтроль.........................................................................564 Тендер....................................................................................565 Любовь-дружба..............................................................................565 Резюме......................................................................................568 ■ Поддержание тесных взаимоотношений...................................................568 Привязанность:..............................................................................568 16 ■ Социальная психология Типы привязанности...................................................................570 Супружеская привязанность и счастье.........................................571 Вознаграждаемые отношения...........................................................572 Равное участие (соответствие).........................................................574 Самораскрытие...............................................................................577 ■ Завершение отношений...............................................................................579 Кто разводится?.............................................................................580 Процесс разъединения....................................................................581 Резюме..........................................................................................584 ГЛАВА 14. АЛЬТРУИЗМ: ПОМОЩЬ ДРУГИМ...............................................585 ■ Почему мы оказываем помощь?.................................................................588 Социальный обмен..........................................................................588 Оказание помощи как замаскированный эгоизм............................588 Эмпатия как источник подлинного альтруизма.............................590 Социальные нормы.........................................................................594 Норма взаимности......................................................................595 Норма социальной ответственности..............................................595 Эволюционная психология..............................................................597 Защита рода..............................................................................597 Взаимность................................................................................598 Сравнение и оценка теорий альтруизма............................................599 Резюме..........................................................................................600 ■ Когда мы оказываем помощь?....................................................................601 Ситуационные влияния: число очевидцев.........................................601 Необходимость обратить внимание..............................................602 Интерпретация...........................................................................603 Принятие на себя ответственности...............................................605 Ситуационные влияния: оказание помощи, когда это делают и другие. 607 Ситуационные влияния: давление времени.......................................608 Личностные влияния: чувства..........................................................609 Сознание вины...........................................................................609 Плохое настроение.....................................................................611 Исключения из сценария: «Плохое настроение — хорошие поступки».....................................................................................612 Хорошее настроение — хорошие поступки...................................613 Личностные влияния: черты личности..............................................614 Личностные влияния: религиозность................................................616 Резюме..........................................................................................618 ■ Кому мы оказываем помощь?.....................................................................618 Тендер...........................................................................................619 Сходство........................................................................................619 Резюме..........................................................................................521 ■ Каким образом мы можем усилить оказание помощи?..........................521 Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи.................. 622 Уменьшение неопределенности, возрастание ответственности 622 Чувство пины и -чябптя п Я-пбпяяр................ с^п Содержание ■ Yt Социализация альтруизма...............................................................625 Обучение моральному включению (инклюзии).............................625 Моделирование альтруизма.........................................................626 Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам.........627 Знание об альтруизме.................................................................628 Резюме..........................................................................................630 ГЛАВА 15. КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ......................................................631 ■ Конфликт........................................................................................................632 Социальные дилеммы..................................................................... 632 Дилемма заключенного...............................................................633 Трагедия общинных выгонов.......................................................635 Решение социальных дилемм......................................................638 Регулирование........................................................................638 Чем меньше, тем лучше............................................................639 Коммуникация........................................................................639 Изменение выигрышей............................................................640 Апелляция к альтруистическим нормам....................................640 Конкуренция..................................................................................641 Восприятие несправедливости..........................................................643 Искаженное восприятие..................................................................645 Зеркальное восприятие...............................................................646 Изменение восприятия................................................................650 Резюме..........................................................................................651 ■ Примирение...................................................................................................652 Контакт.........................................................................................652 Улучшает ли десегрегация расовые установки?.............................652 Когда десегрегация улучшает расовые установки?........................654 Сотрудничество..............................................................................654 Общая внешняя угроза...............................................................655 Экстраординатные цели..............................................................657 Кооперация в обучении.............................................................. 658 Коммуникация............................................................................... 662 Переговоры...............................................................................662 Посредничество..........................................................................663 Превращаем «я выиграл — ты проиграл» в «я выиграл — ты выиграл»...................................................................................663 Исправление искаженного восприятия с помощью контролируемых коммуникаций................................................................664 Арбитраж..................................................................................668 Умиротворение...............................................................................669 ПОИР.......................................................................................669 Применение в реальной жизни....................................................671 Резюме..........................................................................................672 ■ Глоссарий.......................................................................................................673 ОБ АВТОРЕ Профессор психологии Дэвид Дж. Майерс (David G. Myers) вот уже 28 лет преподает психологию в Хоуп-колледже (Мичиган). Студенты называют его «выдающимся профессором». Манере любит преподавать психологию — этой любовью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он писал для многих журналов, включая «Scientific American» и «Today's Education», и является автором и соавтором десяти книг, последние из которых ««The Pursuit of Happiness: Who is Happy — and Why» (Avon Books, 1993) и «Exploring Social Psychology» (McGrow-Hill, 1994). Исследовательская деятельность доктора Майерса получила высокую оценку: он является лауреатом Премии Гордона Оллпорта девятого сектора Американской психологической ассоциации за свой труд по групповой поляризации. Его научные статьи печатались более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Bulletin» и «Psychological Science». Он является редактором-консультантом в «Journal of Experimental Social Psychology» и в «Journal of Personality and Social Psychology». В свободное от службы время он возглавлял в своем родном городе Комиссию по гуманитарным связям, с его помощью был основан городской Центр общественного содействия, который оказывает поддержку бедным семьям, его лекции звучали в многочисленных университетских и религиозных аудиториях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два взрослых сына и дочь, студентка колледжа. г ПРЕДИСЛОВИЕ Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку — веку нынешнему. И за этот короткий срок нашей совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих результатов. Нам удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Многое в поведении человека по-прежнему остается загадкой, но уже и сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: «Изменятся ли поступки человека, если нам удастся убедить его принять новые установки? Если да, то какой способ убеждения будет наилучшим? Что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помощи?» Ответы на эти вопросы углубляют наше представление о самих себе и делают нас более чуткими к социальным влияниям. Когда меня впервые попросили написать такой учебник, мне захотелось сочинить текст, в котором научная добросовестность сочеталась бы с человеческой теплотой и живостью изложения, фактологическая строгость с интеллектуальной задорностью. Текст, который представлял бы социальную психологию как бы с точки зрения пытливого журналиста, ведущего сжатый, но предельно информативный репортаж о важнейших социальных явлениях и о том, как их обнаруживают и описывают современные ученые. Текст должен был быть достаточно исчерпывающим и в то же время обладать способностью стимулировать студентов к самостоятельному мышлению — к готовности узнавать, анализировать, находить глубинные взаимосвязи повседневных явлений. Каким же образом должен быть отобран материал, чтобы введение в нашу дисциплину получилось «достаточно исчерпывающим»? Я стремился, с одной стороны, к тому, чтобы представляемые здесь теории и данные исследований не казались бы окутанными тайной рядовому студенту, еще не определившемуся относительно своей специализации, а с другой стороны, я старался не загромождать текст информацией, достаточно подробно рассматриваемой в других учебных курсах, таких как возрастная психология и психология личности. Вместо этого я решил особо выделить материал, который увязывает социальную психологию с гуманитарной интеллектуальной традицией. Гуманитарное образование, основанное на изучении великих образцов классической литературы, науки и философии, имеет своей целью вывести наше мышление и сознание из тесных рамок сиюминутных интересов. И здесь социальная психология может быть хорошим подспорьем. Далеко не все студенты, изучающие социальную психологию в рамках университетской программы, выбирают ПСИХОГТПГМ1П П IfnuPfTTJP ПППРТЯ nnvr 20 ■ Социальная психология посвятите себя совсем другой профессии. Благодаря такого рода концентрации на общечеловеческой проблематике эта книга может быть полезной каждому студенту, и в том числе изучающему психологию в качестве общеобразовательной дисциплины. Книга открывается отдельной главой, задача которой — ознакомить читателя с исследовательскими методиками, используемыми в нашей дисциплине. Кроме того, здесь содержится предупреждение о том, что многие научные факты — едва вы успеете с ними ознакомиться — могут показаться вам чем-то самоочевидным и что социальная психология буквально пронизана личными пристрастиями самих социальных психологов. Цель главы — подготовить студентов к восприятию следующих частей книги. Все последующее изложение представляет собой последовательное развертывание даваемого нами определения социальной психологи как научной дисциплины, предметом которой является то, как люди думают друг о друге (часть первая), как они влияют друг на друга (часть вторая) и как они друг к другу относятся (часть третья). В первой части, тема которой — социальное мышление, речь идет о нашем самовосприятии и восприятии нами других людей, о том, насколько точно ухватывают реальность человеческие впечатления, интуиция и рациональные объяснения. Тема второй части — социальное влияние. Уделив должное внимание выявлению культурных источников
|