Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I НЕ может БЫТЬ критиком.




Марина Цветаева. Поэт о критике

Цветаева М.И. Избранные сочинения: в 2-х тт.т.2 автобиографическаяпроза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. - М.: " Литература"; СПб: " Кристалл", 1999. OCR: Петрик Лариса. " Souvienne vous de celuy a qui comme on demandoit a quoi faire il sepeinoit si fort en un art qui ne pouvait venir a la cognoissance de gueredes gens, - " J'en ay assez de peu", repondit-il. " J'en au assez d'un. J'en ay assezde pas un" Montaigne * Критика абсолютный слух на будущее. М Ц. _________ *" Вспомните того человека, которого спросили, зачем он так усердствует в своем искусстве, которое никто неможет понять. " С меня довольно немногих, - ответил он - С меня довольноодного. С меня довольно и ни одного" Монтень (фр).

I НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КРИТИКОМ...

Первая обязанность стихотворного критика - не писать самому плохихстихов. По крайней мере - не печатать. Как я могу верить голосу, предположим N, не видящего посредственностисобственных стихов? Первая добродетель критика- зрячесть. Этот, не толькораз - пишет, а раз печатает - слеп! Но можно быть слепым на свое и зрячим начужое. Бывали примеры. Хотя бы посредственная лирика громадного критикаСент-Бева. Но, во-первых, Сент-Бев писать перестал, то есть поступил поотношению к себе, поэту, именно как большой критик: оценив, осудил.Во-вторых, даже - пиши он дальше, Сент-Бева, слабого поэта, покрываетСент-Бев, большой критик, вождь и пророк целого поколения. Стихи - слабостьбольшого человека, не больше. В порядке слабости и в порядке исключения.Большому - чего не простишь! Но вернемся к достоверностям. Сент-Бев, за плечами которого большоетворческое деяние, стихи писать перестал, то есть - поэта в себе отверг. N, за которым никакого деяния нет, не перестает, то есть на себе, как на поэте, упорствует. Сильный, имевший право на слабость, это право презрел. Слабый, этого права не имевший, на нем провалился. - Судья, казни себя сам! Приговор над собой, поэтом, громадного критика Сент-Бева - мне порукой, что он плохого во мне не назовет хорошим (помимо авторитета - оценкисходятся: что ему - плохо, то мне). Суд Сент-Бева, критика, над Сент-Бевом, поэтом - дальнейшая непогрешимость и неподсудность критика. Поощрение же посредственным критиком N посредственного поэта в себе -мне порукой, что он хорошее во мне назовет и плохим (помимо недоверия кголосу - оценки не сходятся: если это хорошо, то мое, конечно, плохо). Ставьмне в пример Пушкина, - я, пожалуй, промолчу и, конечно, задумаюсь. Но неставь мне в пример N - не захочу, а рассмеюсь! (Что стихи стихотворного, умудренного всеми чужими ошибками, критика, как не образцы? Не погрешностиже? Каждый, кто печатает, сим объявляет: хорошо. Критик, печатающий, симобъявляет - образцово. Посему: единственный поэт, не заслуживающийснисхождения - критик, как единственный подсудимый, не заслуживающийснисхождения - судья. Сужу только судей.) Самообольщение N-поэта - утвержденная погрешимость и подсудностьN-критика. Не осудив себя, стал подсудным, и нас, подсудимых, обратил всудей. Просто плохого поэта N я судить не буду. На это есть критика. Носудью N, повинного в том, в чем винит меня - судить буду. Провинившийсясудья! Спешный пересмотр всех дел! Итак: когда налицо, большого деяния и большого, за ним, человека, неимеется, следовательно - в порядке правила: плохие стихи стихотворномукритику непростительны. Плохой критик - но, может быть, стихи хорошие? Нет, и стихи плохие. (N - критик.) Плохие стихи - но, может быть, критикахорошая? Нет, и критика плохая. N-поэт подрывает доверие к N-критику, иN-критик подрывает доверие к N-поэту. С какого конца ни подойди... Подтверждаю живым примером. Г. Адамович, обвиняя меня в пренебрежениишкольным синтаксисом, в том же отзыве, несколько строк до или спустя, прибегает к следующему обороту: "...сухим, дерзко-срывающимся голосом". Первое, что я почувствовала - невязка! Срывающийся голос есть нечтонечаянное, а не нарочное. Дерзость же - акт воли. Соединительное тире между" дерзко" и " срывающимся" превращает слово " дерзко" в определение к" срывающимся", то есть вызывает вопрос: как именно срывающимся? не: от чегосрывающимся? Может ли голос сорваться дерзко? Нет. От дерзости, да. Заменим " дерзко" - " нагло" и повторим опыт. Ответ тот же: от наглости - да, нагло - нет.Потому что и нагло и дерзко - умышленное, активное, а срывающийся голос -нечаянное, пассивное. (Срывающийся голос. Падающее сердце. Пример один.)Выходит, что я нарочно, по дерзости, сорвала голос. Вывод: отсутствиешкольного синтаксиса и более серьезное отсутствие логики. Импрессионизм, корни которого, кстати, понимаю отлично, хотя подобным и не грешу. Г.Адамовичу хотелось дать сразу впечатление и дерзости и сорвавшегося голоса, ускорить и усилить впечатление. Не подумав, схватился за тире. Злоупотребилтире. Теперь, чтобы довести урок до конца: Гневно-срывающимся, да. Явно- срывающимся, да. Гневно, явно, томно, заметно, злобно*, нервно, жалко, смешно. Годится все, что не содержит в себепреднамеренности, активности, все, что не спорит с пассивностью срывающегосяголоса. ___________ * " Злостно" уже не годится, ибо в " злостно" уже умысел (примеч. МЦветаевой). Дерзким, срывающимся - да, срывающимся до дерзости - да, дерзко -срывающимся - нет. Врачу, исцелися сам! Ряд волшебных изменений Милого лица... Не вправе судить поэта тот, кто не читал каждой его строки. Творчество- преемственность и постепенность. Я в 1915г. объясняю себя в 1925 г.Хронология - ключ к пониманию. - Почему у Вас такие разные стихи? - Потому что годы разные. Невежественный читатель за манеру принимает вещь, несравненнопростейшую и сложнейшую - время. Ждать от поэта одинаковых стихов в 1915 г.и в 1925 г. то же самое, что ждать - от него же в 1915 г. и в 1925 г.одинаковых черт лица. - " Почему Вы за 10 лет так изменились? " Этого, заявностью, не спросит никто. Не спросит, а удостоверит, и, удостоверив, самдобавит: " Время прошло". Точно так же и со стихами. Параллель настолькополна, что продлю ее. Время, как известно, не красит, разве что в детстве. Иникто мне, тридцатилетней, которую знал двадцатилетней, не скажет: " Как выпохорошели". Тридцати лет я стала очерченной, значительней, своеобразней, -прекрасней, может быть. Красивей - нет. То же, что с чертами - со стихами. Стихи от времени не хорошеют. Свежесть, непосредственность, доступность, beaute du diable* поэтического лица уступают место - чертам." Вы раньше лучше писали" - то, что я так часто слышу! - значит только, чточитатель beaute du diablе мою предпочитают - сущности. Красивость -прекрасности. Красивость - внешнее мерило, прекрасность - внутреннее. Красиваяженщина - прекрасная женщина, красивый ландшафт - прекрасная музыка. С тойразницей, что ландшафт может кроме красивого быть и прекрасным (усиление, возведение внешнего до внутреннего), музыка же, кроме прекрасной, красивойбыть не может (ослабление, низведение внутреннего до внешнего). Мало того, чуть явление выходит из области видимого и вещественного, к нему уже" красивое" неприменимо. Красивый ландшафт Леонардо, например. Так нескажешь. _____________ * Дьявольская красота (фр.). " Красивая музыка", " красивые стихи" - мерило музыкальной и поэтическойбезграмотности. Дурное просторечие. Итак, хронология - ключ к пониманию. Два примера: суд и любовь. Каждыйследователь и каждый любящий от данного часа идет назад, к истоку, к первомудню. Следователь - путь по обратному следу. Отдельного поступка нет, естьсвязь их: первый и все последующие. Данный час - итог всех предшествующих иисток всех будущих. Человек, не читавший меня всю от " Вечернего Альбома" (детство) до " Крысолова" (текущий день), не имеет права суда. Критик: следователь и любящий. Не доверяю также критикам - не то критикам, не то поэтам. Не удалось, сорвалось, уйти из этого мира не хочется, но пребывание ущемленное, неумудренное, а соблазненное собственным (неудачным) опытом. Раз я не смог -никто не может, раз нет вдохновения для меня - нет вдохновения вообще. (Былобы - у меня первого бы.) " Я знаю, как это делается..." Ты знаешь, как этоделается, но ты не знаешь, как это выходит. Следовательно, ты все-таки незнаешь, как это делается. Поэзия - ремесло, тайна - техника, от большей илименьшей степени Fingerfertigkeit (проворства рук) успех. Отсюда вывод: даранет. (Был бы - у меня первого бы!) Из таких неудачников обыкновенно выходяткритики - теоретически поэтической техники, критики-техники, на лучший конец- тщательные. Но техника, ставшая самоцелью, сама и самый худой конец. Некто, от невозможности быть пианистом (растяжение жилы), сделалсякомпозитором, от невозможности меньшего - большим. Восхитительное исключениеиз грустного правила: от невозможности большого (быть творцом) - делатьсяменьшим (" попутчиком"). То же самое, как если бы человек, отчаявшись найти золото Рейна, заявилбы, что никакого золота в Рейне нет, и занялся бы алхимией. Взять то-то ито-то и получится золото. Да где ж твое что, раз знаешь - как? Алхимик, гдеж твое золото? Мы золото Рейна ищем и мы в него верим. И в конце концов - отличие оталхимиков - мы его найдем.* _______________ * Нарочно беру гадательноезолото Рейна, в которое верят только поэты. (Rheingold. Dichtergold)**.Возьми я золото Перу, пример вышел бы убедительней. Так, он честней (примеч.М. Цветаевой). **Золото Рейна. Золото поэта. (нем.). Тупость так же разнородна и многообразна, как ум, и в ней, как в нем, все обратные. И узнаешь ее, как и ум, по тону. Так, например, на утверждение: " никакого вдохновения, одно ремесло" (" формальный метод", то есть видоизмененная базаровщина), - мгновенный откликиз того же лагеря (тупости): " никакого ремесла, одно вдохновение" (" чистаяпоэзия", " искорка Божия", " настоящая музыка", - все общие местаобывательщины). И поэт ничуть не предпочтет первого утверждения второму ивторого - первому. Заведомая ложь на чужом языке.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал