Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познавательное развитие младшего школьника. Поскольку младший школьный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то главные изменения происходят в интеллектуальной сфере.
Поскольку младший школьный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то главные изменения происходят в интеллектуальной сфере. Мышление в начале младшего школьного возраста отличается эгоцентризмом – особой умственной позиции, обусловленной отсутствием знаний по некоторым вопросам. Основное направление развития мышления - это переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим. В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач опирающегося «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются подлинно научные понятия. Внимание. В начале обучения внимание школьников преимущественно непроизвольное. Это приводит к тому, что учащиеся все внимание обычно обращают на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. В процессе учебной работы непроизвольное внимание развивается, оно уже становится связаным не с внешней привлекательностью объекта, а с интересами и потребностями ребенка. Развитию произвольного внимания способствует четкая организация действий ребенка с использованием образца. Объем, распределение и устойчивость внимания долгое время остаются низкими. По этой причине детям сложно выполнять два вида деятельности - читать и понимать текст, слушать и писать диктант. Развитие восприятия предполагает овладение деятельностью наблюдения. Молодые учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть. Поэтому наблюдение сначала осуществляется под руководством-учителя, он указкой обращает внимание детей на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Постепенно восприятие становится синтезирующим, избирательным целенаправленным наблюдением за объектом. Память. В младшем школьном возрасте дети еще не владеют рациональными приемами запоминания. Механическое запоминание огромного по объему материала вызывает значительные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает рациональным приемам запоминания. Среди них: · формирование приемов воспроизведения материала (многократное повторение материала, использование воспроизведение с подглядыванием и т.д.) · знакомство с эффектом торможения, эффектом края и т.д. · приемы активной мыслительной обработки материала (смысловая группировка — выделение в тексте смысловых кусков, частей, их обозначение, составление плана; поиск смысловых опорных пунктов — ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехнические приемы и др.). Младшие школьники чаще всего стремятся дословно воспроизвести материал. Опасаясь допустить неточность и искажения при воспроизведении, маленькие школьники прибегают к дословному запоминанию. Эти трудности связаны и с тем, что дети этого возраста еще плохо умеют анализировать любой текст, учебный материал. Младшие школьники, членя текст на части, не умеют выделять существенное и главное в каждой части и поэтому воспроизводят ее содержание полностью. Для них легче дословно воспроизвести прочитанное, нежели выделить существенные мысли и кратко сформулировать заголовки частей. Поэтому учащихся необходимо знакомить
Овладение учеником приемами, способами запоминания является показателем осмысленности запоминания. Важно донести до ребенка информацию о необходимости активной работы с заучиваемым материалом.
|