— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
№
урока
|
| Тема урока
| Задачи урока
| Стр.
учебника
| № ур.
| ОБЖ
| Стр.
учебни-ка
|
|
1 четверть
|
|
Мы и наш мир(8 ч)
|
|
|
| Мы и наш мир
| Познакомить детей с учебником, его персонажами и волшебным клубочком, рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно.
| 4-5
|
| Мир и безопасность
|
4-7
|
|
|
| Природа (экскурсия)
| Формировать представление о природе как составной части окружающего мира; учить детей классифицировать объекты окружающего мира (относится к природе или создано человеком), приводить примеры тех и других.
| 6-7
|
|
|
|
|
|
| Неживая и живая природа
| Формировать понятия «неживая природа», «живая природа»; на отдельных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой; учить детей классифицировать природные объекты.
| 8-9
|
|
|
|
|
|
| Культура
| Дать детям представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура — все то, что создано людьми; начать постепенно учить детей различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно.
| 10-13
|
|
|
|
|
|
| Природа в творчестве человека
| Показать детям красоту произведений народного творчества; продолжить знакомство с образами природы, воплощенными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки; начать освоение умения выполнять изделие по схеме.
| 14-15
|
|
|
|
|
|
| Мы – люди
| Показать детям многообразие и красоту людей разного возраста, разной этнической принадлежности; начать знакомство с традиционным костюмом народов России; представить ценность семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях; дать возможность пережить на уроке радостное чувство единения друг с другом.
| 16-17
|
|
|
|
|
|
| Как мы общаемся с миром
| Познакомить детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; научить передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
| 18-21
|
| Опасные и чрезвычайные ситуации
| 8-9
|
|
|
| Люди – творцы культуры
| Продолжить поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; учить передавать словами красоту человеческого труда, творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота.
| 22-23
|
|
|
|
|
Наш класс(12 ч)
|
|
|
| Наш класс в школе
| Показать детям классную комнату как целый мир; познакомить с образами класса в разные исторические эпохи и с тем, как изменялись со временем принадлежности для письма и оборудование классной комнаты.
| 25-27
|
| Опасная ситуация в школе
|
10-11
|
|
|
| Мы – дружный класс
| Приступить к формированию осознанной сплоченности учащихся как членов единого коллектива — класса, развитию коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.
| 28-29
|
| Безопасное поведение в школе
| 12-13
|
|
|
| Учитель – наставник и друг
| Представить детям идеальный образ учителя в культурной традиции народов России как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности от старшего к младшему.
| 30-31
|
|
|
|
|
|
| Природа в классе
| Формировать представление о комнатных растениях как части живой природы, их значении для человека; показать разнообразие комнатных растений, учить детей распознавать их.
| 32-33
|
|
|
|
|
|
| Как ухаживать за комнатными растениями
| Учить ухаживать за комнатными растениями, прививать стремление практически применять свои умения по уходу за комнатными растениями.
| 34-35
|
|
|
|
|
|
| Что растет у школы
(экскурсия)
| Формировать понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; учить использовать атлас-определитель как источник информации.
| 36-37
|
|
|
|
|
|
| Мир за стеклянным берегом
| Формировать представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; учить распознавать обитателей аквариума, познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом.
| 38-39
|
|
|
|
|
|
| Кто еще у нас живет?
| Познакомить детей с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; научить определять этих животных с помощью атласа-определителя; прививать любовь к животным и чувство ответственности.
| 40-41
|
|
|
|
|
|
| Какие бывают животные
| Формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; воспитывать бережное отношение к животным.
| 42-43
|
|
|
|
|
|
| Делу – время
| Раскрыть смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час» и показать привлекательность учения как важного дела в любом возрасте; обобщить сложившиеся у детей представления о школе, в которой они учатся; скорректировать образ школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами открывать для себя окружающий мир и его тайны.
| 44-45
|
| Режим дня
| 14-15
|
|
2 четверть
|
|
|
| Книга – друг и наставник
| Представить детям образ книги в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через чтение книг.
| 46-47
|
|
|
|
|
|
| Потехе – час
| Раскрыть вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час», показать необходимость ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; познакомить с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени.
| 48-49
|
|
|
|
|
Наш дом и семья(16 ч)
|
|
|
| Мы в семье
| Познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
| 51-53
|
|
|
|
|
| Моя семья – часть моего народа
| Представить детям семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим.
| 54-55
|
|
|
|
|
| Природа в доме
| Прививать любовь к своему дому, ко всему, что в нем находится, воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье живых существ в доме, стремление украшать свое жилье, развивать творческие способности и речь детей.
| 56-57
|
| Опасность у тебя дома
| 16-17
|
|
| Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество
| Формировать представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме — результат труда человека, использующего богатства неживой природы; обобщить имеющиеся у учащихся сведения о бытовых приборах и мерах безопасности при обращении с ними.
| 58-59
| 7-8
| Огонь. Электричество
| c.18-21
|
|
| Красивые камни в нашем доме
| Познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии.
| 60-61
|
|
|
|
|
| Комнатные растения у нас дома
| Продолжить знакомство с комнатными растениями, научить распознавать их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, пользоваться атласом-определителем.
| 62-63
|
|
|
|
|
| Выйдем в сад
| Научить различать значение слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; продолжить работу по усвоению понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур.
| 64-65
|
|
|
|
|
| Овощи и фрукты на нашем столе
| Повторить и расширить полученные ранее сведения об овощах и фруктах, сформировать представление о витаминах и их пользе для организма.
| 66-67
|
|
|
|
|
| Про хлеб и кашу, про чай и кофе
| Продолжить знакомство с тем, как растения кормят человека; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов.
| 68-71
|
| Ожог
| 22-23
|
|
| Про хлеб и кашу, про чай и кофе
| Продолжить знакомство с тем, как растения кормят человека; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов.
| 68-71
|
|
|
|
|
| Дикорастущие и культурные растения
| Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения», дать представление о сортах культурных растений, учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие — культурные», приводить примеры каждой группы.
| 72-73
|
|
|
|
|
| Собака в нашем доме
| Познакомить детей с происхождением собак и с наиболее распространенными породами, учить различать их с помощью атласа-определителя; познакомить с правилами ухода за собакой; воспитывать любовь к домашним питомцам и чувство ответственности за них
| 74-75
|
| Как вести себя с домашними питомцами
| 30-31
|
3 четверть
|
|
| Кошка в нашем доме
| Познакомить с происхождением домашней кошки, с породами кошек, учить детей различать их; раскрыть особенности содержания кошек и ухода за ними; воспитывать доброе отношение к домашним питомцам, стремление наблюдать за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться лучше понять их.
| 76-79
|
|
|
|
|
| Дикие и домашние животные
| Формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.
| 80-83
|
| Когда четвероногие друзья опасны
| 32-33
|
|
| Дикие и домашние животные
| Формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.
| 80-83
|
|
|
|
|
| С утра до вечера
| Представить детям образ повседневной жизни в семье как культурную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; закрепить знания правил обращения с предметами домашнего обихода (электроприборами), огнем (газовой плитой), водой в доме (урок «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество»); закрепить представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»).
| 84-87
| 12-14
| Один дома.
Звонок по телефону.
Открывать ли дверь.
|
|
Город и село(14 ч)
|
|
| Мы в городе
| Познакомить детей с понятием «земляки», раскрыть культурный смысл этого понятия; на конкретных примерах показать особенности жизни горожан в старину и в наши дни, представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.
| 3-5
|
| Как вести себя с незнакомыми людьми
| 34-35
|
|
| Мы в селе
| Закрепить понятие «земляки», детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни, представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей.
| 6-7
|
| Переход и светофор
| 36-37
|
3-4
| 39-40
| Красота любимого города
| Показать особенности облика города в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ города как культурную ценность, которая растет со временем; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты; познакомить со значениями названий городов, их происхождением.
| 8-11
|
| Переходим улицу
| 38-39
|
|
| Красота русского села
| Показать особенности облика села в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ села, хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища как культурную ценность, которую необходимо сохранять; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты — храма (в отличие от деревни, где храма не было); познакомить со значением названия села, его происхождением.
| 12-15
|
| Дорожные знаки
| 40-41
|
|
| Природа в городе
| Раскрыть роль природы в городе, учить детей замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному городу, стремление украсить его.
| 16-19
|
| Виды транспорта
| 42-47
|
|
| Что растет в городе
| Познакомить с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения, учить различать лиственные и хвойные деревья, продолжить обучение распознаванию растений.
| 20-21
|
| Правила для пассажиров
|
|
|
| Чудесные цветники
| Продолжить знакомство с растениями цветников, прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремление украсить свой город; развивать творческие способности учащихся.
| 22-23
|
| Внимание! Авария!
| 48-52
|
|
| В ботаническом саду
| Формировать представление о ботаническом саде как просветительском и научном учреждении, познакомить с некоторыми растениями ботанического сада, развивать творческие способности детей.
| 24-25
|
| Как защитить себя во время аварии
| 53-55
|
|
| Кто живет в парке
| Познакомить учащихся с животными парка, раскрыть их значение для человека; прививать любовь к животным.
| 26-27
|
|
|
|
|
| В зоопарке
| Познакомить детей с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, правилами поведения в зоопарке; развивать речь детей и их творческие способности.
| 28-29
|
|
|
|
|
| Войдем в музей!
(+ экскурсия)
| Систематизировать и расширить представления детей о музее как хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; закрепить практические знания о правилах поведения в музее.
| 30-33
|
|
|
|
|
| Мы помним наших земляков
| Познакомить детей с формами увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека.
| 34-35
|
|
|
|
|
| Все профессии важны
| Систематизировать представления детей о важности профессии земледельца в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; на конкретных примерах показать, какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионал.
| 36-39
|
|
|
|
4 четверть
|
Родная страна(9 ч)
|
|
| Россия – наша Родина
| Представить детям образ Родины как великой духовной ценности; познакомить с Государственными символами России — гербом, флагом, гимном; формировать первоначальные представления о географической карте и глобусе.
| 41-43
|
| Мы – путешественники
| 56-59
|
|
| Москва – столица России
| Представить детям образ сердца России — Москвы как великой духовной ценности; познакомить с главными московскими достопримечательностями — Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла.
| 44-45
|
|
|
|
|
| Мы – семья народов России
| Закрепить представление детей о России как общей родине разных народов; повторить, уточнить и расширить представления о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России.
| 46-49
|
|
|
|
| 54-55
| Природа России
| Формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.
| 50-51
|
| Отдыхаем без опасности
| 60-61
|
|
| Охрана природы
| Формировать первоначальное представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу, учить оценивать поступки человека по отношению к природе.
| 52-53
|
| Опасные растения и грибы
| 62-64
|
|
| Красная книга России
| Познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги; воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных.
| 54-55
|
| Съедобные грибы и ягоды
| 65-67
|
|
| Заповедные тропинки
| Формировать представление о заповедниках на примере Приокско-Террасного заповедника, познакомить с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке).
| 56-57
|
| Не трогай нас!
| 68-69
|
|
| Обобщение по теме «Родная страна»
| Закрепить знания детей по изученной теме.
|
|
| Соберем грибы и ягоды
|
68-69
|
Человек и окружающий мир(5 ч)
|
|
| Взгляни на человека!
| Представить детям образ человека как проявление внутреннего мира его культуры; учить по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза, жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одежды) определять внутреннее содержание личности, характер, настроение человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем, мечты и надежды на будущее; воспитывать уважение к достоинству людей разного возраста.
| 59-61
|
| С кем дружат болезни
| 72-73
|
|
| Всему свой черед
| Представить детям образ мужчины в разные возрасты его жизни; показать эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; углубить знакомство с творческой личностью человека (на примере А. С. Пушкина и В. И. Даля); ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте.
| 62-65
|
|
Если хочешь быть здоров
| 74-75
|
|
| У каждого времени свой плод
| Представить детям образ женщины в разные возрастные периоды ее жизни; углубить понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; расширить толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте.
| 66-69
|
|
|
|
|
| Я – часть мира
| Формировать образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе.
| 70-71
|
| Я люблю своих родных
| 76-77
|
|
| Обобщающий урок по теме «Человек и окружающий мир»
| Закрепить знания детей по изученной теме.
|
|
|
|
|
6-7
| 65-66
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |