1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: Программа:. - М.: «Вентана-Граф, 2012 г.
2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: «Вентана-Граф, 2012 г
3. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. - М.: «Вентана-Граф, 2012 г.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. - М.: «Вентана-Граф, 2012 г
4. Гмырина И. Э. Большакова Л. В. Макарова О. В. И др. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов: Архангельск 2010
5. Морянка: Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений /под общей ред. И.Ф.Поляковой.- Архангельск, 2011
№ урока
| Тема урока
| Количество уроков
| Основное содержание
| Тематика практической части
| Тематика регионального компонента
| Характеристика деятельности обучающихся (УУД)
|
| Тема раздела «Что тебя окружает?»
|
|
|
|
|
|
| Окружающий нас мир
|
| Что нас окружает. Природа неживая и живая. Человек – часть природы. Общество.
|
|
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; читать информацию, представленную в виде рисунков, схемы; сравнивать понятия «объект природы (живой, неживой)», изделие».;
находить ошибки в высказываниях; классифицировать объекты природы; составлять высказывания с использованием
фотографий «Бывают ли на свете чудеса».
|
| Бывают ли на свете чудеса
|
| В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека.
|
|
|
| Тема раздела «Кто ты такой?»
|
|
|
|
|
|
| Все мы - люди
|
| Я, ты, он, она… Все мы – люди. Человек – живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от других. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человека
|
|
| Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Наблюдать за проводимыми опытами; описывать кратко особенности разных органов чувств;
Сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией.
Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.
Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности
Составлять режим дня для будней и выходных;
анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении.
Выполнять практические упражнения: оказание помощи при ожогах, порезах, ударах;
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
|
| Наши
помощники – органы чувств
Обоняние.
|
| Органы чувств – наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Ориентировка в понятиях " чувство", " обоняние".
|
|
|
| Вкус. Осязание. Слух. Зрение
|
| Ориентировка в понятиях " вкус", " осязание".
|
|
|
| Поговорим о здоровье
|
| Что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.
|
|
|
| Если произошёл несчастный случай
|
| Как оказать первую медицинскую помощь при ожоге, обморожении и носовом кровотечении.
| Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.
|
|
| Режим дня
|
| Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни человека. Правила организации режима дня.
| Составление режима дня для будней и выходных.
|
|
|
Физическая
культура
|
| Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура - это движения, занятие физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая культура - это гигиена и закаливание.
|
|
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
читать информацию, представленную в виде рисунков, схемы Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
Обсуждать проблему: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Составлять памятку «Как нужно закаляться». Рассказывать по картинке; вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока
Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности
обсуждать важность правильного питания, умения управлять своим поведением;
понимать необходимость соблюдения правил дорожного движения: упражняться на тренажере в переходе через улицу.
Выполнять п равила дорожного
движения в учебных и жизненных
ситуациях.
|
| Закаляться может каждый
РКЗдоровье человека, живущего на Севере Закаливание организма
|
| Закаливание – необходимое условие здорового образа жизни. Правила закаливания: постепенность, подходящая температура воды и воздуха, непрерывность и др. Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.
|
| РКЗдоровье человека, живущего на Севере Закаливание организма
|
| Почему нужно правильно
питаться
|
| Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти
и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.
|
|
|
|
О витаминах
|
| Кроме питательных веществ организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням.
|
|
|
|
Умеем ли мы есть?
|
| Чтобы быть культурным человеком, нужно знать правила приема пищи и поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и даже к болезням.
|
|
|
|
Почему нужно быть
осторожным
|
| Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми. Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Выполнение правил дорожного движения спасает человека от многих неприятностей. Знаки дорожного движения -запрещающие, предписывающие и предупреждающие.
| .
|
|
|
Можно ли изменить себя?
|
| Человек многое может и умеет. Он может не только научиться читать и писать, решать математические задачи, но и управлять своим поведением
|
|
|
| Тема раздела «Кто живёт рядом с тобой»
|
|
|
|
|
|
| Семья- коллектив близких людей
|
| Семьи бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга.
| Составление семейного «древа».
|
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; читать информацию, представленную в виде рисунков, схемы Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.
Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
|
|
Кто занимается домашним хозяйством
|
| Кто в семье занимается домашним хозяйством и может ли член семьи сказать: «Это - не мое дело». Какие обязанности может исполнять второклассник в семье.
|
|
|
| Чем семья занимается в свободное время
РКМ«Родной очаг
|
| Члены дружной семьи проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи.
|
| РКМ
«Родной очаг»
|
|
О правилах поведения
|
| Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила бывают разные и их нужно соблюдать.
|
|
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
окружающего мира;
Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях; рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока оценивать результаты своей работы на уроке.
работать в паре: моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
|
|
О дружбе
|
| Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы.
|
|
|
|
Могут ли обидеть жесты и мимика
|
| Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть, поэтому их нужно избегать.
|
|
|
| Тема раздела «Россия - твоя Родина»
|
|
|
|
|
|
|
Родина – что это значит?
|
| Слова «родина», «отечество», «отчизна», «родная сторона» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Российская Федерация – наша Родина.
Родной город (село)
|
|
|
Ориентироваться в понятии «Родина».
Приводить примеры синонимов к слову Родина. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Осознавать свою гражданскую идентичность
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.
рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока
Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.
оценивать результаты своей работы на уроке.
Работать с информацией: готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России, подбирать иллюстративные и видеоматериалы (с помощью взрослых)
|
|
История рассказывает о прошлом
|
| История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай. Как учёные изучают прошлое.
|
|
|
|
Как Русь начиналась
|
| Предки русских людей – славяне. Первые их поселения появились в пятом веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения.
|
|
|
|
Москва- столица России
|
| Москва – самый знаменитый город России, который знают не только все россияне, но и люди разных стран мира.
|
|
|
| Как Москва строилась
|
| Некоторые страницы истории строительства российской столицы.
|
|
|
| Города России
РКМВсякому мила своя сторона
|
| В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым.
Родной посёлок
|
| РКМВсякому мила своя сторона
|
| Родной край – частица Родины
РКМ
Наш Северный край
|
| Россия – наша Родина. Каждый край чем-то знаменит. Наш край: памятные места, названия улиц, памятники...
|
| РКМ
Наш Северный край
|
| Зачем человек трудится?
РКМ «Путь-дорога»
|
| Человек стал человеком, когда начал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры.
Труд людей на Севере.
|
| РКМ
«Путь-дорога»
|
Читать информацию, представленную в виде рисунков, схемы
вступать в учебный диалог; работать в паре:
пользоваться условными обозначениями учебника;
окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Осознавать свою гражданскую идентичность
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии
|
|
О занятиях наших предков
|
| Основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия.
| Экскурсия в музей
|
|
| Все профессии важны…
|
| В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом.
| Экскурсия на предприятие
|
|
| Мы –
граждане
России
|
| Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права.
|
|
|
| Права детей – граждан России
|
| Ребенок как гражданин тоже имеет права.
|
|
|
| Россия- многонациональная
страна
РКММальчик из Холмогор
|
| В России живёт более ста народностей
Детские и юношеские годы М.В.Ломоносова.
|
| РКММальчик из Холмогор
|
| Тема раздела «Мы – жители Земли»
|
|
|
|
|
|
| Твоё первое знакомство
со звёздами
|
| Звезды имеют разный цвет.
|
|
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; читать информацию, представленную в виде рисунков, схемы Характеризовать кратко Солнечную систему.
Выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.
в ыделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.
Читать информацию, представленную в виде рисунков, схемы
Характеризовать особенности
звезд и планет на примере Солнца
Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.
Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя раз личные источники информации (с помощью взрослых),
Называть царства природы.
Описывать признаки животного и растения как живого существа; приводить примеры, растений
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
окружающего мира;
работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока
оценивать результаты своей работы на уроке.
|
|
Солнечная «семья»
|
| Солнце – глава большой Солнечной «семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох?
|
|
|
|
Чем Земля отличается
от других планет
|
| Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.
|
|
|
| Глобус – модель Земли
|
| О чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды?
|
|
|
| Царства природы. Бактерии
|
| Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии?
|
|
|
|
Грибы
|
| Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?
| Работас муляжами грибов
|
|
|
Какие животные
Обитают на Земле
|
| Разнообразие животного мира на планете «Земля»: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление).
|
|
|
|
Разнообразие растений
|
| Мир растений разнообразен: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Разнообразен и внешний вид растений.
|
|
|
| Условия роста и
развития растения
|
| Растение можно вырастить из семени, посадив его во влажную землю и создав необходимые условия для его роста и развития. Со дня посадки растение изменяется; его развитие происходит так: появляется стебелек, листочки, позже растение зацветает и дает плод и семена.
|
|
|
| Тема раздела «Природные сообщества»
|
|
|
|
|
|
|
Среда обитания -
что это такое
|
| Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Живые существа, обитающие в одном месте и связанные между собой, называются природным сообществом.
|
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать этажи леса: называть особенности каждого этажа.
наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксироват ь результаты наблюдений; рас сказывать о наблюдаемых объектах и явлениях; у знавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).
Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения; приводить примеры, растений и животных, встречающихся в лесу, на лугу, в водоеме, поле. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Читать информацию, представленную в виде схемы
Находить дополнительную информацию о растениях (с помощью взрослых), планировать своё участие в проект ной деятельности.
|
| Лес и его обитатели
|
| Лес – многоэтажный дом. Внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.
| Экскурсия в лес
|
|
| Деревья леса
РКМ«Растения нашего края.»
|
| У каждого дерева есть свой «паспорт», в котором отражаются особенности этого растения.
| Работас гербарием
| РКМ «Растения нашегокрая»
|
| Кустарники леса
|
| Кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.
|
|
|
| Травянистые растения леса
РКМ «Растения нашего края»
|
| Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.
| Работас гербарием
| РКМ «Растения нашего края»
|
| Лесная аптека
(Проект)
|
| Многие растения леса лекарственные.
|
|
|
| Животные леса
РКМ«Животные нашего края»
|
| Животные (каждый по своему) приспособились к жизни в лесу. Внешний вид птиц, зверей и других животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Одни животные строят жилища на земле, другие – на деревьях, третьи – глубоко под землей.
|
| РКМ«Животные нашего края»
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; приводить примеры животных, встречающихся в лесу, на лугу, в водоеме, поле; сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке;
конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.
Проводить несложные опыты по определению свойств воды; Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов)
свойства воды. Характеризовать
свойства воды.
Выполнять з адания в учебнике и рабочей тетради.
Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их.
|
| Птицы – лесные жители
РКМ«Животные нашего края»
|
| Особенности строения тела птицы и ее поведения. Значение перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни.
|
| РКМ«Животные нашего края»
|
| Пресмыкающиеся –
обитатели леса
|
| Ужи – самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся. Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.
|
|
|
|
Насекомые леса
|
| Насекомые – обитатели леса. Среди них есть вредные и полезные для растений леса. По внешнему виду и особенностям жизни насекомые значительно отличаются друг от друга, но всех их объединяют отдельные общие признаки.
|
|
|
|
Если ты пришёл в лес…
|
| Правила поведения в лесу.
|
| РК Красная книга Архангельской области.
|
|
Что мы знаем о воде
|
| Вода – одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое, твердое, газообразное. Без воды жизнь невозможна.
|
|
|
| Путешествие капельки
|
| Вода в природе совершает круговорот.
|
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; читать информацию, представленную в виде рисунков, схемы
Отличать водоём от реки как водного потока.
Приводить примеры лекарственных растений луга.
Описывать представителей растительного и животного мира луга.
Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.
вступать в учебный диалог; работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока
пользоваться условными обозначениями учебника;
окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
|
| Какие бывают водоёмы.
Болото – естественный
водоём
|
| Естественные и искусственные, солёные и пресные водоёмы. Как образуются болота. Растения и животные болот.
|
|
|
| Что такое река
|
| Реки – природные водотоки.
| Экскурсия на водоём
|
|
| Обитатели пресных вод.
|
| Многие животные приспособились к жизни в пресных водоёмах.Особенности рыб как обитателей водоёмов.
|
|
|
| Растения пресных водоёмов
|
| Разнообразные растения пресных водоёмов.
|
|
|
| Обитатели солёных водоемов.
|
| Животные морей и океанов.
|
|
|
|
Растения луга
|
| Луг – сообщество растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения обитают на лугу и почему?
| Экскурсия на луг
|
|
|
Животные луга
|
| Луг – сообщество животных. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Какие животные обитают на лугу и почему?
|
|
|
| Зерновые культуры
|
| Поле – сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам.
| Работа с гербарием зерновых культур
|
|
| Животные поля
|
| Поле - природное сообщество. Какие животные обитают в поле
|
|
| Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения.
Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга.
Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения).
Различать плодовые и ягодные культуры.
Описывать представителей растительного и животного мира сада.
|
| Растения
и животные сада
|
| Сад – сообщество растений и животных. Размножение садовых культур.
|
|
|
| Тема раздела «Природа и человек»
|
|
|
|
|
|
|
Человек - часть природы
РКМ «Всякому дню забота своя»
РК Красная книга Архангельской области.
|
|
Человек – часть природы. Красная книга России.
| Работа с гербарием редкие растения своей местности
| РКМ «Всякому дню забота своя»
РК Красная книга Архангельской области.
| Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.
Знать правила поведения в лесу, значение леса в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.
Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Моделировать ситуации по
сохранению природы
|
|
Урок повторения
|
|
|
|
|