![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематика семинарских занятий
по дисциплине «Основы современного естествознания» (всего 8 часов, их них 2 часа УСРС)
Занятие 1. Движение. Современные представления о пространстве – времени. Теплота. Основы квантовой физики (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Материя. Движение – способ существования материи. Пространство и время – формы существования материи. Пространственно-временной континуум. 2. Теория относительности. 3. Основы термодинамики. 4. Теория порядка и хаоса. 5. Основы квантовой физики. Фотоэффект. Задания: 1. Прокомментируйте высказывание Гельмгольца о том, что электрон – это «нечто», обозначаемое буквой е. Какими свойствами обладает электрон в разных экспериментах и почему так про него было сказано? 2. Какие виды взаимодействий в природе вам известны? К каким из них вы отнесете: плавание, скатывание с горы, телевидение, гром, движение спутника по орбите, источник энергии звезд, любовь, деление клеток организма, высвобождение энергии при взрыве атомной бомбы. 3. Фотон рентгеновского излучения с энергией 100 кэВ рассеивается на угол 90º. Определите энергию фотона после рассеивания. 4. Для чего придают вращение брошенному футбольному мячу и делают нарезку в стволе оружия? 5. Почему Земля сплюснута у полюсов? Какова должна быть скорость вращения Земли, чтобы с ее поверхности стали улетать предметы? С каких мест это случится раньше? Источники информации: 1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. 2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003. 3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000. 4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003. 5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003. 6. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь, 2005. 7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003. 8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М., 1997. 9. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М., 2004. 10. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн., 2004. 11. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000. 12. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общ. ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д, 2002. 13. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996. 14. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008. 15. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж, 2004. 16. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004. 17. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб., 1999. 18. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001. 19. Стражев В.И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006. 20. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.
Занятие 2. Современная космология (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Вселенная. Происхождение Вселенной. Модель Большого взрыва. 2. Галактики и звезды, их происхождение и развитие. 3. Солнечная система: структура, теории происхождения. 4. Современные космологические представления о планете Земля. 5. Антропный принцип. Задания: 1. Сколько лет нужно лететь в направлении созвездия Лиры со скоростью 30 км/с, чтобы Вега была ярче в 4 раза (в 2 раза ближе)? 2. Какие модели развития Вселенной вам известны? Сравните их. 3. Как объясняется устойчивость Солнечной системы? Какие новые факты для космогонии планет были открыты с использованием космических аппаратов? 4. Как объясняется происхождение на Земле океанов, континентов, атмосферы и с чем связано резкое изменение состава атмосферы 2 млрд. лет назад? Источники информации: 1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. 2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003. 3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000. 4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003. 5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003. 6. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь, 2005. 7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003. 8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М., 1997. 9. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М., 2004. 10. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн., 2004. 11. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000. 12. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996. 13. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008. 14. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж, 2004. 15. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004. 16. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб., 1999. 17. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001. 18. Стражев В.И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006. 19. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.
Занятие 3. Современные концепции происхождения и сущности жизни (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки появления жизни на Земле. 2. Понятия «жизнь», «живой организм», «живое вещество». Отличия живой и неживой природы. 3. Характеристика основных теорий происхождения жизни. 4. Эволюционная теория Ч. Дарвина. 5. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Концепция ноосферы. Задания: 1.Подготовить реферат на тему «Взаимосвязь биологического и социального в процессах становления человека». 2.На основе полученных теоретических знаний заполните таблицу: Основные эволюционные течения, их характеристика
Источники информации: 1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. 2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003. 3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000. 4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. Для вузов. – М., 2003. 5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003. 6. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. – М., 2002. 7. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь, 2005. 8. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Ростов н/д, 1997. 9. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М., 1994. 10. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М., 2001. 11. Ганти Г. Жизнь и ее происхождение. – М., 1984. 12. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003. 13. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М., 1997. 14. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М., 2004. 15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: Пер. с англ. В 3-х т. – М., 1993. 16. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд. – М., 2003. 17. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. – М., 2002. 18. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004. 19. Опарин А.М. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. – М., 1968. 20. Павлова О.С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006. 21. Современные проблемы теории эволюции / Под ред. Л.П. Татаринова. – М., 1993.
|