Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:
ИЛЬИНЫХ А.В.
ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ
НОВОСЕЛОВА Н.К.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПРЕДИСЛОВИЕ
|
| 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (1-й план)
|
| 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (2-й план)
|
| 4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. В данной разработке, значительное внимание уделено детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - тяжелое нарушение речи и задержка психического развития (далее ТНР, ЗПР). На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникновения, клинических и психологических формах ЗПР у детей.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушениями в развитии в условиях специального детского сада.
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений. Сложность и полиморфность задержки психического и речевого развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории.
Безусловно, что их образовательные потребности будут в значительной степени определяться степенью недоразвития познавательной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состояний, социальными условиями его жизни и воспитания.
В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.
Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
Вот почему одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР и ТНР является развитие мелкой моторики. А как известно развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на развитии речи, абстрактного мышления, внимания, памяти, воображения и творческих способностей.
Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Таким образом, работа над мелкой моторикой детей дошкольного возраста с ЗПР, является очень хорошим методом в преодолении недостатков в развитии.
Ребенок постепенно познает окружающий мир. Он учится сидеть, вставать, ходить, а также управлять своими руками: брать различные предметы, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, писать и рисовать. Эти действия выполняются за счет мелкой моторики рук, а от степени ее развития зависит многое. Мелкая моторика – это точные и мелкие движения кистей и пальцев рук, регулируемые совместным действием нервной, костной и мышечной систем организма. Ее развитие начинается с младенческого возраста на базе общей моторики: хватательных движений, перекладывания предметов из одной руки в другую и т.д., это происходит естественным образом, но процессу необходимо содействовать. Как известно, существует тесная связь между мелкой моторикой и мышлением ребенка, его воображением, памятью, координацией и вниманием. Мозговые центры человека, отвечающие за движение пальцев и речь, расположены очень близко друг к другу, поэтому при формировании мелкой моторики активизируются и соседние отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект и стимулируется как физическое, так и умственное развитие ребенка. Развитию мелкой моторики пальцев рук, способствуют различные пальчиковые гимнастики, детские потешки «Сорока–белобока», «Ладушки», массаж пальчиков рельефными мячиками и щеточками. Развитию мелкой моторики, способствуют так же занятия лепкой из пластилина, вырезании и аппликации с использованием различных природных материалов(крупы, бусины и др.). Кроме того, мелкую моторику помогают развивать бытовые навыки и умения: самостоятельная шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов и другие мелкие координированные движения. Развитие мелкой моторики способствует формированию зрительно-двигательной координации и восприятия окружающего мира, внимания, памяти. Она влияет на формирование графических навыков (письмо, рисование, черчение), связанной и выразительной речи, богатого словарного запаса и интеллекта в целом. В дальнейшем ребенок сможет легче овладеть навыками чтения, письма, счета и постоянно совершенствовать эти умения.
Правильно построенные занятия способствуют систематизации и интеграции различных приемов по развитию мелкой моторики в непосредственную образовательную деятельность и тем самым так же способствует преодолению недостатков в речевом и интеллектуальном развитии у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
Представленные тематические планы реализуются по направлению: «познавательно-речевое развитие»
Данное направление содержит 2 образовательные области:
- «познание»
- «коммуникация» и подразделяется на 2 блока:
1)работа над преодолением нарушений в психическом развитии.
2)работа над преодолением речевых нарушений;
Общая цель: Развитие и совершенствование познавательного, речевого и интеллектуального компонентов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из направлений и общей цели, в процессе коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие общие задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-увеличивать объем словарного запаса;
-формировать и совершенствовать элементарные математические представления;
-формировать целостность картины мира и расширять кругозор;
-работа с родителями (консультации, рекомендации).
Тематические планы реализуются в двух возрастных периодах и на разных нарушениях в развитии.
Целью 1-го тематического плана является всестороннее преодоление недостатков в психическом развитии у детей среднего возраста с ЗПР.
Решаются следующие задачи:
-мониторинг и диагностика нарушений в психическом развитии
-формирование и расширение пассивного словаря;
-работа над развитием восприятия, внимания, памяти и мышления;
-формирование в потребности собственных речевых высказываниях.
-работа с родителями(консультации, рекомендации).
Целью 2- го тематического плана является всестороннее преодоление речевых нарушений у детей подготовительной группы с ТНР.
Блок 2 решает следующие задачи:
-мониторинг и диагностика речевых нарушений;
- увеличение объема словарного запаса;
-работа над недостатками звукопроизношения;
-совершенствование грамматического строя речи;
-совершенствование связной речи;
-работа с родителями (консультации, рекомендации).
На основе данных перспективно-тематических планов может быть составлена программа коррекционно-развивающих занятий для детей определенного возраста с определенным нарушением в развитии.
Затем, данная программа реализуется в течение учебного года посредством проведения специальных коррекционно-развивающих занятий. Продолжительность и количество занятий, определяется индивидуально.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Словесные методы: беседы и рассказы по теме, пересказы.
Наглядные методы: работа с картинками, игрушками.
Продуктивная деятельность: аппликаций, поделки из пластилина, цветной бумаги, природного материала.
Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций, театрализация, работа с дидактическими играми.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ЗПР (1-й план)
Месяц
| Тема
| Содержание
| Оборудование
| Сентябрь
| «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
| Расширение представлений детей об особенностях природы осенью (признаки, явления). Расширение знаний детей о видах деревьев, грибов и ягод в лесу (формирование умения узнавать и называть). Закрепление понятий о цвете и величине, совершенствование словарного запаса, мелкой моторики и ВПФ*.
| Песочные часы, мягкая игрушка «Медведь», игрушка «Еж», массажный мячик, цветные листья разных деревьев(береза дуб, клен) ДИ «Времена года», панно «Дерево», Картинки листьев и деревьев, силуэты деревьев. Картинки ягод, грибов прищепки с дарами леса и другими предметами, шнуровка «Волшебная корзинка», пластилин, картон, разноцветная крупа.
| «ДАРЫ ЛЕСА»
|
|
|
| Октябрь
| «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ»
| Совершенствование знаний детей о дарах сада и огорода(фрукты, овощи) (формирование и совершенствование умения узнавать и называть на ощупь), обогащать словарный запас по теме. Закреплять понятие о форме и величине. Расширение представлений детей о домашних птицах, знакомство с перелетными птицами. Совершенствование моторики рук и ВПФ.
| Песочные часы, игрушка «ДЕД», корзинка, мешок, муляжи овощей и фруктов, картинки, «грядка» и «фруктовое дерево», пластилин, картон, разноцветная крупа. Кукла Петушок, фигурки птиц, методические материалы.
| «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
| Ноябрь
| «НА ОПУШКЕ ЛЕСА»
| Уточнение и расширение представлений детей о жителях Уральского леса (учить узнавать по описанию). Уточнение и расширение представлений детей о жителях в нашем доме (учить узнавать по описанию, учить уходу за домашними животными). Совершенствование навыков связной речи, ММ и ВПФ.
| Песочные часы, игрушка-собачка, диск с мелодией, магнитофон, картинки и фигурки «Домашние животные», методические материалы, мешочек с тактильными карточками, мяч, «еда» для животных.
Картинки и пазлы «Дикие животные», методические материалы.
| «В ГОСТЯХ У ШАРИКА»
|
|
|
| Декабрь
| «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
| Расширение представлений детей об особенностях природы зимой (признаки, явления). Знакомство с зимующими птицами(название, внешний вид). Формировать знания о видах зимних забав, приучать к участию в играх.
Совершенствование ЭМП, ММ и РР.
| Песочные часы, кукла Снеговик, картинки «признаки зимы», «зимующие птицы» картина «небылицы», заготовки из картона «снеговик», клей, ватный шарики, цветная бумага, пуговицы и др материал. Методический материал, мяч.
| «В ГОСТЯХ У ЗИМУШКИ-ЗИМЫ»
| Январь
| «ГАРДЕРОБ КУКЛЫ МАШИ»
| Расширение представлений детей о видах сезонной одежды и обуви, знакомство со способами ухода за ними. Уточнение знаний о частях одежды, обуви и их материалов.
Расширение представлений детей о названии посуды и мебели, знакомство со способами ухода за ними. Знакомство с материалом для изготовления мебели и посуды.
Совершенствование ЭМП, ММ и РР.
| Песочные часы, кукла Маша, картинки «одежда и обувь», Пазлы «Одежда и обувь», Д.И. «Времена года», 2 куклы и набор зимней одежды (либо из ткани либо из бумаги), «пальчиковые краски», клей, бумага, мягкие салфетки, губки, набор мебели, картинки. Методическая литература.
| «МОЙ ДОМ»
| Февраль
| «ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО»
| Обогащение запаса знаний детей об окружающем мире. Уточнение и расширение знаний о видах транспорта. Уточнение представлений о правилах использования транспорта. Обогащение словарного запаса, за счет слов по теме, работа над развитием речи. Уточнение представлений о празднике настоящих мужчин и о военной технике, подготовка сувениров для пап, развитие ММ, совершенствование ВПФ.
| Песочные часы, паровозик, диск с мелодиями, магнитофон, картинки и модели«Транспорт», Пазлы\конструктор «Паровоз», трафареты «Транспорт», мешок, бумага, карандаши. Муляжи военной техники, крупа, картон. Методические материалы.
| «НА СТРАЖЕ РОДИНЫ
|
|
|
| Март
| «МАМИН ПРАЗДНИК"
| Уточнение представлений детей об особенностях природы весной (признаки, явления). Расширение знаний детей о животных и их детенышах (название и описание).
Совершенствование знаний о главном празднике весны-«8 марта». Подготовка подарков. Закрепление понятий о цвете и величине, совершенствование словарного запаса, связной речи, мелкой моторики и ВПФ.
| Песочные часы, птичка, картинки «Весна» и лото «весна», картинки животные, игра «чей детеныш», цветная бумага, клей, природные материалы. Методические материалы.
| «В МИРЕ ЗВЕРЕЙ»
|
|
|
| Апрель
| «ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНИЦЫ»
«ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»
| Расширение знаний о весне, о птицах (совершенствование навыка узнавать и
называть птиц по описанию). Расширение знаний об особенностях их жизни. Приобщение детей к книгам и рассказыванию русских народных сказок, к театрализации. Развивать желание научиться хорошо читать и учить стихи. Развитие ЭМП, ВПФ.
| Песочные часы, птичка, картинки «Весна» и лото
«весна», картинки птицы и фигурки, цветная бумага, клей, природные материалы. Театр Русские народные сказки. Методические материалы.
| Май
| «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЧЕЛКИ МАЙИ»
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
| Уточнение и расширение знаний детей о насекомых (виды, строение, названия), о их пользе и вреде для человека. Классификация насекомых.
Уточнение первоначальных знаний о правилах дорожного движения. Развитие ММ; ВПФ.
| Песочные часы игрушка-пчелка, картинки и модели «Насекомые», картинки с правилами движения, коробка с крупой, дидактический материал, цветные карандаши, цветная бумага, шарики «светофор», «бабочки».
| *Сокращение:
ММ-мелкая моторика;
РР-развитие речи;
ЭМП-элементарные математические представления;
ВПФ-высшие психические функции;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ(2-й план)
Лексические темы
| Сроки
| Развитие фонематических процессов
| Грамматический строй
| Лексика и связная речь
| Общая моторика
| Мелкая моторика
| Психические процессы
| Осень. Признаки осени
| Сентябрь 3неделя
| «Звуки вокруг нас»
| Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование глаголов с помощью приставок. Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах
| Расширении и активизация словаря по теме.
Составление предложений по вопросам.
Составление предложений по демонстрации действий.
Составление рассказа по картинкам об осени
| Подвижное упражнение «Дождик»
| Рисование дождевых капель
| Развитие зрительного внимания «Что перепутал художник?»слухового внимания «Когда это бывает?»
| Детский сад. О тех, то учит и воспитывает
| 4 неделя
| Звучащие слова Закрепить знания детей о терминах «слово», «звук».
| Образование глаголов множественного числа Образование существительных единственного и множественного числа
Согласование существительных с качественными прилагательными
| Формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и».
Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» (с помощью наводящих вопросов).
| Подвижное упражнение «Дождик»
| Пальчиковая гимнастика «Дружба»
| Развитие слухового внимания «Где звенит?»
| Овощи труд взрослых на полях и огородах
| Октябрь 1 неделя
| Гласные звуки «А», «У», «О»
| Образование относительных прилагательных, образование множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными
| Пересказ сказки «Мужик и медведь»
| Подвижные упражнения «Урожай», «Овощи»
| Пальчиковая гимнастика «Капуста»
| Развитие зрительного восприятия конструктивного праксиса, мышления «Собери разрезную картинку»
| Как хлеб на стол попадает
| 2 неделя
| Гласные звуки «И», «Ы», «Э», ударение
| Упражнение в согласовании существительных по падежам. Подбор родственных слов
| Расширение словаря детей (комбайн – комбайнер, сеялка, пекарь и т.д)
Составление рассказа «как хлеб на стол попадает» по серии сюжетных картин
| Упр. на развитие координации «Колоски»
Логоритмика
|
| Развитие мышления, памяти, внимания «расставь картинки по порядку»
| Фрукты. Сад
| 3 неделя
| Согласные звуки
Учить различать гласные и согласные звуки
| Образование существительных единственного и множественного числа
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| Рассматривание фруктов, расширение словаря. Игра «Узнай фрукт по описанию». Составление простых предложений по вопросам логопеда
| П/И
«Сад-огород»
«Садовник»
| Пальчиковая гимнастика «Компот»
| Развитие зрительного внимания «Чего не стало?», «Четвертый лишний»
| Перелетные птицы
| 4 неделя
| Звуки [к]-[кь][г]-[гь] буквы К, Г
Твердые и мягкие звонкие и глухие согласные.
| Образование множественного числа имен существительных, употребление родительного падежа в единственном и множественном числе, согласовании числительных с существительными.
| Пересказ сказки В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница»
| Логоритмика «Птичьи голоса»
| Пальчиковая гимнастика «кормушка»
| Развитие слухового внимания «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы)
Зрительного восприятия разрезные картинки (по диагонали)
| Мой город. Моя страна
| Ноябрь
1 неделя
| Звуки [в]-[вь], [ф] –[фь]. Буквы В – Ф
Твердые и мягкие звонкие и глухие согласные
| Совершенствование словообразовательных навыков: Образование однокоренных слов. Совершенствование навыка анализа предложения. Согласование существит. С числительными в косвенных падежах. Образование и употребление имён прилагательных в сравнительной степени
| Составление рассказа из личного опыта «Путешествие по родному городу» с опорой на план-схему.
| П/И «Пятнашки», «Карусель»
| Упражнение с массажерами
| Дидактическая игра «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем», Дидактическая игра «Найди дорогу».
| Наш край Урал. Мой город.
| 2 неделя
| Звуки [л] – [ль]. Буква Л
Твердые и мягкие звонкие и глухие согласные
| Образование существительных в разных падежах.
Образование притяжательных прилагательных. Образование глаголов с помощью приставок
| Составление рассказа «Россия — Родина моя» по опорным словам.
Страна, столица, президент, флаг, города, леса, поля, моря.
|
| Упражнение с массажерами
| Дидактическая игра «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем».
| Подготовка диких животных к зиме.
| 3 неделя
| Звуки [с] - [з],
[сь] – [зь].
Буквы С З Упражнять в печатание букв и чтение слогов.
| Образование притяжательных прилагательных.
Образование множественного числа имен существительных, Образование новых слов с помощью суффиксов – ик,
- ечк, - очк;
| Составление описательного рассказа о животном. Составление сложноподчиненного предложения с союзом «а»
| Игра «Заяц Егорка», «Волк, пастух и гуси»
| Пальчиковая гимнастика «Сидит белка …»
| Дидактическая игра 4 лишний, что перепутал художник
| День матери. Семья.
| 4 неделя
| Звук и буква Й
| Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование сущ. мн. числа в именительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
Согласование сущ с прил.
| Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» (Смирнова Л. Н.)
Формирование навыков диалогической речи:
- драматизация сценок из семейных взаимоотношений
| Логоритмическое упражнение с мячом «Раз, два, три, четыре….» Смирнова
| Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…»
| Развитие зрительного внимания «Четвертый лишний» (члены семьи и животные)
| Зима. Зимние месяцы
| Декабрь
1 неделя
| Звук и буква Ш
Всегда твердые согласные звуки
| Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА –Учить подбирать родственные слова.
Согл-е сущ-х с прилагательными
| Учить составлять предложения по опорным словам.
- Упр-е «Закончи предложение».
- Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик»
- Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»
| Логоритмическое упражнение «Снег идет»
| Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»
| Развитие слухового внимания, мышления «Когда это бывает?» дифференциация понятий: «зима лето»
| Зимующие птицы
| 2 неделя
| Дифференциация звуков
«с-ш».
Звукослоговой алализ слов: мишка миска, шок, сок
| Образование множественного числа сущ-х
согласование
сущ-х с прил.
притяжательные прил.-е с суффиксом
–ИН-
Предлоги – С -, - СО -.
Приставочные глаголы.(Лететь – прилететь, улететь - слететь)
| Пересказ о зимующих птицах «Снегирь», составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка для птиц»
| Игра «Снежная баба»
| Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
| Развитие зрительного внимания, памяти, мышления «Кого не стало?», «Что изменилось», «Кто за кем?»
Развитие зрительно восприятия (разрезные картинки по диагонали 4-6 частей)
| Зимние виды спорта. Зимние забавы.
| 3 неделя
| Звук и буква Ц
Всегда твердые согласные звуки
| Образование
сущ-х ед. и мн. ч. в разных падежах.
Образование относительных прилагательных.
Образование сложных слов.
| Составление рассказа «Как занимаются спортсмены» (на примере одного вида спорта).
| Игра «Снежная баба»
| Выкладывание санок из счетных палочек
| Развитие слухового внимания, памяти «Кому что нужно?»
| Новый год
| 4 неделя
| Звуки [т], [с] – [ц], буквы Т, С, Ц
| Образовывать относительные прилагательные, учить согласовывать числительные с существительными
| Составление рассказа описания о елочной игрушке после логопеда
| Игра «Снежная баба»
| Пальчиковая гимнастика «Елочка»
| Развитие зрительного внимания «Чего не стало?», «Что изменилось?»
| Одежда. Обувь
| Январь
2 неделя
| Буква Я в начале слога.
Звукослоговой анализ слова яма
| Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами Употребление существительных множ. числа Р.п. (туфель, шорт, платьев и т.д.).
| - Продолжать обучать составлению предложений по картинкам. Учить распространять предложения.
- Составление сложносочиненных предложений с союзом – А -
| Речь с движением «Рубашка»
| Пальчиковая гимнастика «Обувь»
| Развитие зрительного восприятия, внимания памяти «Подбери шарфик к шапке» (соотнесение цветов), «Чем отличаются»
| Посуда
| 3 неделя
| Буква Я после согласных. Мягкие и твердые согласные звуки
Звукослоговой анализ слова пламя
| Образование
сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (тарелка - тарелочка)
образование относительных прилагательных (фарфоровая, железная и т.д.)
подбор слов-антонимов (широкий – узкий).
| Учить распространять предложения.
- Составление сложносочиненных предложений с союзом – А (Соль кладут в пюре, а сахар — в чай) Составление описательного рассказа о посуде по схематическому плану
| Речь с движением «Чайник»
| Пальчиковая гимнастика
«Машина каша»
| Развитие мышления, памяти, внимания «Чего не хватает?»
| Мебель
| 4 неделя
| Звук и буква ж
Твердые, звонкие согласные звуки
| Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (шкаф – шкафчик).
Учить навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений: мой, моя, мое, мои.
| Упр. «Загадай, а я отгадаю» Учить составлять загадки-описания про предметы мебели.
- Продолжать обучать составлению предложений по картинкам. Учить распространять предложения.
|
| Штриховка «Шкаф»
| Дидактические игры «Четвертый лишний» Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Цель: активизация внимания, восприятия.
| Комнатные растения
| Февраль
1 неделя
| Звуки [ш] - [ж] и буквы Ш, Ж
Звонкие и глухие согласные звуки
| Практическое употребление предлогов «на»,
«с /со»
| Составление рассказа о цветущей бегонии по вопросам логопеда
| Подвижная игра «На окне в горшочках»
| Развитие речевого слуха «Подскажи словечко»
| Выкладывание цветов из мозаики
| Профессии
| 2 неделя
| Звуки з – ж. буквы З, Ж
| Расширение словаря по теме. Образование существительных в разных падежах.
Образование глаголов с помощью приставок.
| Формирование слоговой структуры на предложениях типа Часовщик чинит часы;
• Составление
рассказа - описания по предлагаемой схеме.
| П/И «Хозяюшка»
| Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»
| Развитие зрительного внимания «Что лишнее?» (предметы необходимые продавцу и почтальону)
| Защитники отечества
| 3 неделя
| Звуки р - рь. Буква Р.
| Образование
сущ-х Р.П. ед. и мн. числа Образование глаголов с помощью приставок.
Образование относительных
прилагательных.
Сухопутные, военно-морские,
авиационные, военно-воздушные
| Составление рассказа о военных по карте-
схеме «Профессии»
| Игра «Самолет»
|
| Развитие зрительного внимания памяти «Кого не стало?», «Кто за кем»
| Транспорт
Профессии на транспорте
| 4 неделя
| « Дифференциация звуков
«р-л, рь- ль». Твердые и мягкие согласные звуки.
| Образование существительных в разных падежах.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование однокоренных слов.
Вода - водный, водяной,
| Составление рассказа о каком-либо виде транспорта по плану.
Что это?
Какой он?
Как передвигается?
К какому виду относится?
| Игры «Шофер», «Самолет»
| Выкладывании грузовой машины из счетных палочек
| Развитие слухового внимания «Что лишнее?» (транспорт и игрушки) «Кто лишний? (капитан, пилот, шофер продавец)
| Весна
| Март
1 неделя
| Буква Е в начале слога.
| Образование глаголов с помощью приставок.
Образование сложных слов.
Сходит лед — ледоход.
Круглые сутки — круглосуточно.
| Составление рассказа по данному набору
слов.
Началось таяние.
Тянутся к свету, теплу.
Журчит.
Проклюнулись, как
птенцы.
| Подвижная игра «На лужайке»
| Мозаика «цветы»
| Развитие зрительного внимания (разрезные картинки «Весенние цветы»)
| Мамин праздник. Профессии мам
| 2 неделя
| Буква Е после мягких согласных
| Образование дательного падежа сущ.- х «Кому это нужно?» (орудия труда»
| Рассматривание картины «Поздравляем маму». Активизация словаря по теме. Беседа по картине.
| Развитие воображения и координации движений «Профессии»
| Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая…»
| Развитие слухового внимания «О ком стихи»
| Животные жарких стран
| 3 неделя
| Звук и буква щ
Всегда мягкие согласные звуки
| Образование существительных множественного числа от единственного.
Верблюжонок — верблюжата Образование существительных в разных падежах.
Образование притяжательных прилагательных.
Морда — верблюжья, оленья, медвежья.
| Составление рассказов-описаний по предлагаемой схеме.
Кто это?
Внешний вид животного.
Чем оно питается?
Где живет?
Есть ли у него враги?
Как оно защищается?
| Подвижная игра «Обезьяны и крокодилы»
| Штриховка «Бегемот»
| Развитие зрительного внимания, мышления «Что перепутал художник?»
| Аквариумные рыбки
| 4 неделя
| Звук и буква ч
| Формирование и расширение словаря по теме, закрепление в печи простых предлогов. «аквариум» (Нищева «Играйка»)
| Составление рассказа описания о золотой рыбке по предложенному плану.
| Подвижная игра «Аквариум»
| Пальчиковая гимнастика «Налим», игры со шнуровками «Аквариум с рыбками»
| Развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Кто как передвигается?»
| Инструменты
| Апрель
1 неделя
| Звуки щ-ч. Буквы Щ, Ч
| Образование прил. От сущ. – х, образование сущ.-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| Пересказ текста об инструментах
| Подвижная игра «Пожарные»
| Пальчиковая гимнастика
Упражнения с массажерами
| Развитие зрительного внимания, памяти «Кому это нужно?», Чего не хватает?»
| День космонавтики
| 2 неделя
| Буква Ё в начале слога
| Учить подбирать слова с противоположным значением, образование родственных слов
| Закреплять умение правильно составлять предложения из набора слов
| П/И «Выход в космос», «Звездная» эстафета
| Штриховка «Ракета»
| Развитие памяти, внимания, мышления
| Животный мир морей и океанов
| 3 неделя
| Буква Ё, после мягких согласных
| Учить согласованию числ. С сущ. в роде и падеже
Употребление предлогов за. Перед, между
| Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме
| П/и «Караси и щука»
| игры со шнуровками
| Развитие зрительного внимания, памяти «Кого нет?», «Что изменилось»
| Перелетные птицы
| 4 неделя
| Буква Ю в начале слога
| Образование сущ-х с суффиксом –ат- (грачат, скворчат)
Образование родительного падежа сущ.-х. Д/И «Кого не хватает?»
| Рассматривание картины «Грачи прилетели», формирование словаря, составление предложений со словами: стая, гнездо, птенец
| Подвижная игра «Аист», «ласточки»
| Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
| Развитие слухового внимания «Кто лишний?»,
Зрительного внимания – разрезанные картинки перелетные птицы
| Насекомые
| Май
1 неделя
| Буква Ю, после мягких согласных
| Употребление речи предлогов: «на», «над», «с»
Д./И «Бабочка и цветок»
| Рассматривание предметных картин, формирование словаря, беседа. Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых
| Подвижная игра «Мотылек»
| Пальчиковая гимнастика «Пчелка»
| Развитие Зрительного внимания – разрезанные картинки насекомые
| Электроприборы
| 2 неделя
| Мягкий знак
| Формирование словаря по теме, беседа по картине
| Рассматривание картин, беседа по картине. Составление рассказа по плану данному логопедом
| Речь с движением «Вентилятор»
| Пальчиковая гимнастика
| Развитие зрительного внимания, мышления «Что перепутал художник»
| Лето. Цветы на лугу
| 3 неделя
| Твердый знак
| Расширение словаря по теме
| Составление рассказов описаний о цветах по образцу
| П./И «Речка», «На лужайке…»
| Игры со шнуровками «Солнышко», «Клумба с цветами»
| Развитие слухового внимания «Когда это бывает?»
| Школьные принадлежности
| 4 неделя
| Повторение изученного материалаэ\
| Учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.
учить образовывать наречия от прилагательных
Мальчик —хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).
| учить подбирать антонимы.
Разучивание загадок по теме.
Пересказ рассказа «Синие карандаши»
| Дидактическая игра «Кто быстрее соберется в школу,
| Пальчиковая гимнастика, упражнение с массажерами
| Игра на развитие зрительной памяти «Узнай по описанию».
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -2е изд., испр. и доп.-М.: мозаика-синтез, 2011.-336с.
2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий, для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет. - М.: мозайка-синтез, 2011.-72с.
3. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.-95с.
4. Таришняя О.А. Я рисую ладошками. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.-32с.
5. Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». - М., 2009
6. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).
|