![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиямСтр 1 из 2Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Планы практических занятий
Челябинск
Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся на базе среднего образования по направлению 030900.62 – «Юриспруденция».
Составители: канд. юр. наук, доц. Р.И. Байгутлин, стар. преп. Т.П. Корецкая
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям Практическое занятие, в т.ч. семинар – один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать, аргументировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, ораторским искусством. Семинар является также и формой учета и контроля самостоятельной работы студента. Основное в подготовке и проведении семинаров – это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара. Студент обязан точно знать план занятия либо конкретное задание к нему. На занятии обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были предметом рассмотрения на лекции. Могут быть и специальные задания к той или иной теме семинара, например, прочитать какую-либо статью для обсуждения ее на занятии. Готовиться к семинару следует заранее. Необходимо внимательно ознакомиться с планом и другими материалами, уяснить вопросы, выносимые на обсуждение. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый, в т.ч. рекомендованный, материал (через библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры и др.). Но прежде всего следует обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на выносимые на семинар вопросы. Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступлений, кратких конспектов по каждому вопросу семинара. Необходимо законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучитьтермины. Необходимо иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам. Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут). В процессе подготовки следует чаще обращаться к справочной литературе, полнее использовать консультации с преподавателями, которые читают лекции и проводят семинары. Доклады на семинаре делаются устно, разрешается обращаться к записям (конспекту, выпискам из книг), к первоисточникам. Вместе с тем, следует избегать сплошного чтения написанного текста, необходимо стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы. Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными до занятия, и в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам. Форма проведения семинара объявляется студентам заранее. Выступление студента на семинаре должно удовлетворять следующим основным требованиям: в нем излагается суть рассматриваемого вопроса, дается анализ исторического, нормативного материала, закономерностей, принципов, законов, категорий на основе достижений современной правовой мысли. Выдвинутые положения подкрепляются фактами, аргументами, доказательствами, примерами и иллюстрациями, взятыми из политико-правовой практики. Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, стремится ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. На семинаре рекомендуется вести записи. Следует предостеречь от кажущейся иногда на первый взгляд простоты тех или иных изучаемых вопросов, в особенности, если студент встречался с ними раньше. Эта кажущаяся простота может ввести в заблуждение, отвлечь от углубленной проработки вопроса. У обучаемого и после семинара могут остаться невыясненными отдельные вопросы. Целесообразно продолжить поиск ответов на них. Для этого следует обратиться на консультации к лектору или руководителю семинара, прочитать дополнительную литературу по данному вопросу. В случае пропуска семинарского занятия студент обязан подготовить материал семинара и отчитаться по нему перед руководителем семинара в обусловленное время. Руководитель может предложить отдельным студентам, ввиду их слабой подготовки, более глубоко освоить материал и прийти на индивидуальное собеседование. Студент не допускается к экзамену, если у него есть задолженность по семинарским занятиям.
Примерный план анализа типичных семинарских вопросов: 1) Общественный строй: – общая характеристика соответствующего общества, в т.ч. периодизация его истории, характер экономики, религия, выдающиеся цивилизационные достижения; – социальная структура (основные классы или страты, категории населения, их социально-правовой статус, источники рабства или иной зависимости, эксплуатируемые общественные группы и механизм их экономической эксплуатации). 2) Государственный строй: – исторический тип государства, его разновидность (например: феодальное, сеньориальная монархия); – государственный аппарат: высшие органы власти, органы центрального управления, органы местного управления (самоуправления), армия, судебная система, полиция; При характеристике любого органа необходимо выяснить: его название, время существования, функции, состав и структуру, порядок формирования, организацию работы, характер и форму принимаемых решений, взаимодействие с другими государственными органами и должностными лицами. 3) Развитие права: – стадии развития права; – источники права, их характеристика; – регулирование имущественных отношений (субъекты имущественных отношений; право собственности – формы собственности, объекты собственности, правомочия собственника; иные имущественные права – владения, держания, сервитут, эмфитевзис и т.п.; обязательства из договоров и причинения вреда; виды договоров и их характеристика, способы обеспечения исполнения обязательств и т.д.); – регулирование семейных и наследственных отношений (форма брака, брачный возраст и иные условия, брачная процедура, развод, права супругов в отношении имущества и детей и т.п.); – регулирование уголовно-правовых отношений (источники уголовного права, понятие преступления, субъект преступления, вина, соучастие, стадии преступления, рецидив, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, система преступлений и характеристика отдельных их видов, система наказаний); – судебный процесс (тип судебного процесса, его разделение на гражданский и уголовный, стадии и участники процесса, их правовой статус, виды доказательств, судебные решения и их исполнение). 4) Характеристика конкретного памятника права: – время и обстоятельства его принятия, время действия; – источники, лежащие в основе памятника права; – регулируемые отношения; – формально-юридическая характеристика документа (форма, структура, система расположения нормативного материала); – содержание источника права; – конкретно-историческое и общее значение памятника права. ВНИМАНИЕ: не всегда по всем вынесенным на занятие вопросам можно найти такую подробную их характеристику, однако, и к этому необходимо стремиться, по-возможности, следует ориентироваться на предложенный план. Тема 1. Древневосточное государство и право (6 часов) 1. Общая характеристика источников истории государства и права Междуречья. 2. Социальная структура и правовое положение населения Вавилонского царства. 3. Государственный строй Вавилона. 4. Основные черты древневавилонского права: а) регулирование имущественных отношений; б) регулирование брачно-семейных отношений; в) преступления и наказания; г) судебный процесс. 5. Источники истории государства и права Древней Индии. 6. Социальная структура и правовое положение населения Древней Индии. 7. Государственный строй Древней Индии. 8. Законы Ману и Артхашастра. Основные черты права Древней Индии: а) регулирование имущественных отношений; б) регулирование брачно-семейных отношений; в) преступления и наказания; г) судебный процесс.
|