![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Одномерность и многомерность руководства ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным (попустительским, бюрократическим) стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других.Сами же они плавно переходят один в другой, что видно из рис. 12.1. Поэтому в литературе часто встречается термин «управленческий континуум». 1) индивидуальные действия в пределах зоны свободы; 2) делегирование полномочий группе; 3) постановка проблемы и ожидание предложений по ее решению; 4) принятие решений с возможной корректировкой по совету исполнителей; 5) выдвижение идей и обсуждение их в группе; 6) убеждение подчиненных в правильности принятых решений; 7) единоличное принятие решения и информирование об этом сотрудников. Первый вариант характерен сегодня для развитых стран, второй — для развивающихся. Многочисленными исследованиями выяснено, что в современных условиях, как отмечалось, успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: общей ситуацией, характером проблемы, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, степенью ответственности и т. д.По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить свой стиль взаимодействия с подчиненными, как правило, не способен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с исполнителями, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов управленческих ситуаций, которые приведены на рис. 12.3 а) руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации; б) руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение; в) руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение; г) руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение; д) руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор. При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями: • достаточность информации и опыта у подчиненных; • уровень требований, предъявляемых к решению; • четкость и структурированность проблемы; • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения; • вероятность того, что решение получит поддержку; • заинтересованность исполнителей в достижении целей; • возможность возникновения внутренних конфликтов между подчиненными в результате принятия решений. В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления, алгоритм выбора которых отражен на рис.
|