Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О церкви.






Славянофилы были первыми самостоятельными русскими богословами, первыми оригинальными мыслителями. Славянофильство выросло из религиозного опыта, а не из книжных влияний, не из философских и литературных идей. Это был религиозный опыт всего русского народа за тысячелетнюю его историю, религиозный опыт восточного православия, претворённого в русской душе. В основе славянофильства лежит именно русское православие. [9]

В основе православной философии славянофилов лежит идея цельности личности и идея соборности, идея возрождения церкви (идеальной апостольской Церкви первых веков христианства), проникновения церковных начал в жизнь каждого индивида и общества в целом.[10] В отношении Церкви Хомяков определял соборность как «единство во множестве». Соборность — это примирение в христианской любви свободы каждого и единства всех. Соборность подразумевает оцерковление социальной жизни. Общество, чтобы стать соборным, должно восстановить атрибуты первохристианской апостольской церкви начала новой эры.[11] Теории Хомякова во многом являются реакцией на церковные реформы Петра I и последующий за ними процесс превращения православной церкви в идеологическое учреждение, лишённое какой бы то ни было автономии по соотношению к самодержавному государству. Одним из основных мотивов в политике петровских преобразований была секуляризация церковных земель, учреждение самодостаточности государственной власти. Церковь трансформировалась в идеологический придаток государства. Теория Хомякова о принципиальной церковной автономии, основанной на мистической онтологии, была враждебна не только государственной самодержавной идеологии, но и православному богословию тех лет. Хомяков мистически воспринимал Церковь, она надысторический идеал, некая сверхъестественная первореальность. Для Хомякова Церковь несовместима с государством. [12]

По мнению И.В. Киреевского старорусская культура была подточена церковной реформой. Партия иосифлян, приобрела большое влияние с этого момента и одержала верх над «партией старины», т. е. партией нестяжателей. Победа партии иосифлян означала угасание «живой святости», склонность к неподвижности, внешнему формализму, привязанность к букве традиции. С этого периода начинается ослабление внутренней духовной жизни, зависть к достижениям европейских народов, стремление к механической европеизации. Государство воспользовалось религией для частных целей. Пётр I разрушил обветшалую оболочку Святой Руси, и его насильственные реформы только углубили начавшийся перелом русской национальности. [13]

Самарин считал, что особенностями русского народа является самодержавие, другой православная вера. Вот несколько строк, посвящённых православию: «Православное вероучение одинаково чуждо уклонений католицизма, и заблуждений протестантизма... Так же как и католики мы признаём авторитет церкви, но непогрешимость, следовательно, и безусловный авторитет мы признаём только за вселенскими соборами. Лишённая власти светской, церковь наша принимала участие в истории нашей чисто нравственное. Отсутствие безусловного авторитета, отсутствие светской власти - вот, что спасло нашу церковь от злоупотреблений, которым подвергся католицизм... Протестантство есть только ряд отрицаний, порождённых злоупотреблением католицизма и связанных друг с другом необходимо и логически...» [14]

Самарин впервые наметил коренную поправку к этой основной политической формуле: убеждение в необходимости для России неограниченной власти неразрывно слилось со столь же твёрдым убеждением, что эта власть, как всякая государственная власть вообще, должна покоиться на призвании за подданными широкой сферы свободы. Политический идеал Самарина — эта свобода церкви и свобода совести.[15]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал