![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решение. 1. Построим экономико-математическую модель представленной транспортной задачи. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Построим экономико-математическую модель представленной транспортной задачи. Обозначим через Тогда суммарные транспортные затраты на перевозку Заданные объемы добычи угольных шахт и производственные возможности перерабатывающих фабрик накладывают ограничения на значения объемов перевозок угля Мощность всех шахт должна быть реализована: Потребности фабрик должны быть удовлетворены: Объемы перевозимого угля не могут быть отрицательными: Экономико-математическая модель представленной транспортной задачи составлена.
2. Определим с помощью надстройки «Поиск решения» в Microsoft Excel оптимальное распределение поставок угля с угольных шахт на перерабатывающие фабрики, при котором совокупные транспортные издержки будут минимальны. Для начала проверим тип представленной транспортной задачи. Так как Далее на листе 1 новой книги Microsoft Excel, названной «Транспортная задача», в ячейки А3: Е12 введем исходные данные как на рис. 13. Рис. 13. Ввод исходных данных задания 2 В ячейках А15: D19 сформируем матрицу оптимального распределения поставок угля, причем ячейки В16: D19 заполняем нулями (см. рис. 14). В ячейку Е15 введем «Вывезенное из шахт количество угля», а в ячейку Е16 формулу, определяющую общее количество угля, вывезенного из первой шахты: «=СУММ(B16: D16)». Далее копируем формулу из ячейки Е16 в ячейки Е17: Е19, как на рис. 14. В ячейку А20 введем «Поступившее на фабрики количество угля», а в ячейку В20 формулу, определяющую общее количество угля, поступившего из всех шахт на первую перерабатывающую фабрику: =СУММ(B16: B19)». Далее копируем формулу из ячейки В20 в ячейки С20: D20, как на рис. 14. Рис. 14. Ввод формул задания 2
Затем в ячейку А22 введем «Целевая функция (суммарные транспортные затраты на перевозку угля):», а в ячейку Е22 – формулу: Результатом расчета суммарных транспортных затрат на перевозку угля в Microsoft Excel на данном этапе выполнения задания является значение, равное нулю (рис. 15). В дальнейшем (после выполнения некоторых манипуляций) в ячейке Е22 будут рассчитаны минимальные суммарные транспортные затраты на перевозку угля. Рис. 15. Результат вычисления формул задания 2
Теперь определим с помощью надстройки «Поиск решения» в Microsoft Excel оптимальное распределение поставок угля с угольных шахт на перерабатывающие фабрики, при котором совокупные транспортные издержки будут минимальны. Для этого необходимо выделить ячейку, содержащую значение целевой функции (ячейку Е22), и выполнить команду «Сервис»/ «Поиск решения…». В открывшемся окне надстройки «Поиск решения…» в поле «Целевая ячейка» уже будет указано: «$Е$22» (т.е. ячейка, содержащая значение суммарных транспортных затрат на перевозку угля), необходимо установить флажок «Равной минимальному значению», в поле «Изменяя ячейки» – выбрать «$В$16: $D$19», т.е. ячейки, содержащие матрицу оптимального распределения поставок угля (рис. 16). Далее указываем ограничения следующим образом: нажимаем кнопку «Добавить», и в открывшемся окне вводим ограничение по мощности всех угольных шахт (мощность всех шахт должна быть реализована) (рис. 17), еще раз нажимаем кнопку «Добавить» и вводим ограничение по производственным возможностям углеперерабатывающих фабрик (потребности фабрик должны быть удовлетворены) (рис. 18), еще раз нажимаем кнопку «Добавить» и вводим условие неотрицательности (объемы перевозимого угля не могут быть отрицательными) (рис. 19), нажимаем «ОК». В окне поиска решений (рис. 16) нажимаем кнопку «Параметры», в открывшемся окне «Параметры поиска решения» устанавливаем флажок «Линейная модель», нажимаем «ОК». В окне поиска решений (рис. 16) нажимаем «Выполнить». Рис. 16. Окно " Поиск решений" (транспортная задача)
Рис. 17. Ввод ограничения по мощности всех угольных шахт
Рис. 18. Ввод ограничения по производственным возможностям углеперерабатывающих фабрик
Рис. 19. Ввод условия неотрицательности
В результате получим такое распределение поставок угля с шахт на перерабатывающие фабрики (ячейки В16: D19), при котором суммарные транспортные издержки принимают минимальное значение, равное 6 593, 4 тыс.руб. (ячейка Е22) (рис. 20). Рис. 20. Результат поиска решения (оптимального распределения поставок угля)
3. Дадим экономическую интерпретацию полученного решения. Сформулируем оптимальное управленческое решение в описанных условиях. Итак, для того, чтобы совокупные транспортные издержки на перевозку угля от шахт до перерабатывающих фабрик, осуществляющуюся с помощью железнодорожного транспорта, были минимальны и составили 6 593, 4 тыс.руб. необходимо придерживаться следующего оптимального плана распределения поставок угля: – с первой шахты весь объем добытого за день угля (это 210 т.) необходимо перевезти на первую перерабатывающую фабрику; – со второй шахты весь объем добытого за день угля (это 150 т.) необходимо перевезти на вторую перерабатывающую фабрику; – с третьей шахты 80 т. необходимо перевезти на первую перерабатывающую фабрику и 50 т. – на третью; – с четвертой шахты 60 т. необходимо перевезти на вторую перерабатывающую фабрику и 130 т. – на третью.
4. Найдем с помощью надстройки «Поиск решения» в Microsoft Excel оптимальное распределение поставок угля с угольных шахт на перерабатывающие фабрики при условии, что в регионе открылась пятая угольная шахта с объемом добычи угля в Дополнительные исходные данные транспортной задачи представлены в таблице:
Сначала составим экономико-математическую модель представленной транспортной задачи с измененными условиями: Проверим тип представленной транспортной задачи с измененными условиями. Так как Для этого введем фиктивного потребителя (перерабатывающую фабрику), производственная потребность в угле которой составляет После введения фиктивной фабрики задача становится закрытой, и её математическая модель будет иметь вид: Далее на листе 2 книги «Транспортная задача» Microsoft Excel, в ячейки А1: F11 введем исходные данные дополненной задачи как на рис. 21. Рис. 21. Ввод исходных данных транспортной задачи с измененными условиями
В ячейках А14: Е19 сформируем матрицу оптимального распределения поставок угля, причем ячейки В15: Е19 заполняем нулями (см. рис. 22). В ячейку F14 введем «Вывезенное из шахт количество угля», а в ячейку F15 формулу, определяющую общее количество угля, вывезенного из первой шахты: «=СУММ(B15: Е15)». Далее копируем формулу из ячейки F15 в ячейки F16: F19, как на рис. 22. В ячейку А20 введем «Поступившее на фабрики количество угля», а в ячейку В20 формулу, определяющую общее количество угля, поступившего из всех шахт на первую перерабатывающую фабрику: =СУММ(B15: B19)». Далее копируем формулу из ячейки В20 в ячейки С20: E20, как на рис. 22. Рис. 22. Ввод формул транспортной задачи с измененными условиями
Затем в ячейку А22 введем «Целевая функция (суммарные транспортные затраты на перевозку угля):», а в ячейку Е22 – формулу: Результатом расчета суммарных транспортных затрат на перевозку угля в Microsoft Excel на данном этапе выполнения задания является значение, равное нулю (рис. 23). В дальнейшем (после выполнения некоторых манипуляций) в ячейке Е22 будут рассчитаны минимальные суммарные транспортные затраты на перевозку угля. Рис. 23. Результат вычисления формул задачи с измененными условиями
Теперь определим с помощью надстройки «Поиск решения» в Microsoft Excel оптимальное распределение поставок угля с угольных шахт на перерабатывающие фабрики, при котором совокупные транспортные издержки будут минимальны. Для этого необходимо выделить ячейку, содержащую значение целевой функции (ячейку Е22), и выполнить команду «Сервис»/ «Поиск решения…». В открывшемся окне надстройки «Поиск решения…» в поле «Целевая ячейка» уже будет указано: «$Е$22» (т.е. ячейка, содержащая значение суммарных транспортных затрат на перевозку угля), необходимо установить флажок «Равной минимальному значению», в поле «Изменяя ячейки» – выбрать «$В$15: $E$19», т.е. ячейки, содержащие матрицу оптимального распределения поставок угля (рис. 24). Далее указываем ограничения по мощности всех угольных шахт, по производственным возможностям углеперерабатывающих фабрик, а также условие неотрицательности (рис.24) (аналогично тому, как это было показано ранее). В окне поиска решений (рис. 24) нажимаем кнопку «Параметры», в открывшемся окне «Параметры поиска решения» устанавливаем флажок «Линейная модель», нажимаем «ОК». В окне поиска решений (рис. 24) нажимаем «Выполнить». Рис. 24. Окно " Поиск решений" (задача с измененными условиями)
В результате получим такое распределение поставок угля с шахт на перерабатывающие фабрики (ячейки В15: Е19), при котором суммарные транспортные издержки принимают минимальное значение, равное 6 193, 8 тыс.руб. (ячейка Е22) (рис. 25). Рис. 25. Результат поиска решения (оптимального распределения поставок в задаче с измененными условиями)
Дадим экономическую интерпретацию полученного решения. Итак, для того, чтобы совокупные транспортные издержки на перевозку угля от шахт до перерабатывающих фабрик, осуществляющуюся с помощью железнодорожного транспорта, были минимальны и составили 6 193, 8 тыс.руб. необходимо придерживаться следующего оптимального плана распределения поставок угля: – с первой шахты весь объем добытого за день угля (это 210 т.) необходимо перевезти на первую перерабатывающую фабрику; – со второй шахты весь объем добытого за день угля (это 150 т.) необходимо перевезти на вторую перерабатывающую фабрику; – с третьей шахты 80 т. необходимо перевезти на первую перерабатывающую фабрику и 50 т. – на третью; – с четвертой шахты 60 т. необходимо перевезти на вторую перерабатывающую фабрику и 10 т. – на третью, при этом 120 т. добытого угля так и не будет вывезено; – с пятой шахты весь объем добытого за день угля (это 120 т.) необходимо перевезти на третью перерабатывающую фабрику.
5. Найдем с помощью надстройки «Поиск решения» в Microsoft Excel оптимальное распределение поставок угля с угольных шахт на перерабатывающие фабрики при условии, что открылась четвертая углеперерабатывающая фабрика с производственной мощностью в Дополнительные исходные данные транспортной задачи представлены в таблице:
Сначала составим экономико-математическую модель представленной транспортной задачи с измененными условиями: Проверим тип представленной транспортной задачи с измененными условиями. Так как Для этого введем фиктивного поставщика (угольную шахту), добыча угля которой составляет После введения фиктивной шахты задача становится закрытой, и её математическая модель будет иметь вид: Далее на листе 3 книги «Транспортная задача» Microsoft Excel, в ячейки А1: F11 введем исходные данные дополненной задачи как на рис. 26. Рис. 26. Ввод исходных данных второй задачи с измененными условиями
Далее выполняется последовательность действий, аналогичная п. 4. В результате поиска решения получим такое распределение поставок угля с шахт на перерабатывающие фабрики (ячейки В15: Е19), при котором суммарные транспортные издержки принимают минимальное значение, равное 5 568, 5 тыс.руб. (ячейка Е22) (рис. 27). Рис. 27. Результат поиска решения (оптимального распределения поставок во второй задаче с измененными условиями)
Дадим экономическую интерпретацию полученного решения. Итак, для того, чтобы совокупные транспортные издержки на перевозку угля от шахт до перерабатывающих фабрик, осуществляющуюся с помощью железнодорожного транспорта, были минимальны и составили 5 568, 5 тыс.руб. необходимо придерживаться следующего оптимального плана распределения поставок угля: – с первой шахты 150 т. добытого угля необходимо перевезти на первую перерабатывающую фабрику и 60 т. – на вторую; – со второй шахты весь объем добытого за день угля (это 150 т.) необходимо перевезти на вторую перерабатывающую фабрику; – с третьей шахты весь объем добытого за день угля (это 130 т.) необходимо перевезти на третью перерабатывающую фабрику; – с четвертой шахты 40 т. добытого угля необходимо перевезти на третью перерабатывающую фабрику и 150 т. – на четвертую. Кроме того, важно отметить, что согласно полученному оптимальному распределению перевозки угля производственная потребность первой перерабатывающей фабрики не будет удовлетворена на 140 т., а третьей фабрики – на 10 т.
|