Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устойчивость демократического процесса






Свободные и справедливые выборы являются необходимым условием «согласия подданных» - основного принципа демократической политики. Такие выборы одновременно наделяют властью и устанавливают ее законность, в то время как несправедливые и нечестные выборы могут вызвать сомнение в праве того или иного лица занимать определенный пост и ограничить его возможности в осуществлении руководства.

Мало кто утверждает, что избирательная система США совершенна. Некоторые элементы этой системы время от времени служили помехой обеспечению согласия народа, искажали это понятие, вели по неправильному пути, заставляли народ молчать. Однако, по ряду причин, большинство американцев верит, что в целом их избирательная система остается справедливой и честной. Во-первых, что может быть проиллюстрировано достойными внимания и поучительными примерами конфликтов, вызвавших Гражданскую войну полтора века назад, выборы в США всегда проходят эффективно: определяя победителей и проигравших, выборы выполняют ту задачу, для которой они и предназначены. Проигравшие кандидаты и их сторонники с готовностью, если не с радостью, признают победу соперников и их право на власть. Это является немаловажным достижением. Подобное одобрение предполагает наличие стабильной политической системы, в которой основные ценности и интересы редко подвергаются опасности, если не сказать никогда.

Во-вторых, периодичность проведения выборов означает, что ни одна партия или внутрипартийная фракция не может гарантировать себе вечное пребывание у власти. Сегодняшнее большинство может завтра уступить свое место уже совсем другому большинству. Этот принцип является ключевым в теории демократии: большинство находится в состоянии непрерывного изменения. В-третьих, большинство может быть временным, поскольку избирательная система гарантирует право на конкуренцию. Выборы без реальной оппозиции превращаются в фарс.

Наконец, выборы в США образуют связь между избирателями и должностными лицами. Право последних на осуществление управления зависит от большинства избирателей. Поэтому народ воспринимает избранных лиц как своих представителей, уполномоченных управлять от его имени. Выборы в США превращают должностных лиц в служителей народа, а не народ в служителя государственной власти.


Однако какой бы оценки ни удостаивался прогресс в демократической политике, достигнутый в США, другие страны могут избрать свой путь, не повторяя американскую модель со всеми ее особенностями. Некоторые характерные черты избирательной политики США продолжают существовать только в качестве исторических анахронизмов. В наше время, на пути в 21 век, американский народ, наверное, не выбрал бы метод избрания высших должностных лиц Коллегией выборщиков. Возможно, он не захотел бы оставить принцип равного представительства в Сенате для всех штатов. В то же время другие особенности, такие как положение о свободе печати или о всеобщих выборах депутатов Конгресса, несомненно, остались бы неизменными. Так или иначе, из демократического опыта Америки следует сделать выводы, выделив такие особенности, которые, по-видимому, имеют важное значение для поддержания устойчивости демократического процесса в любой стране мира.

Во-первых, гражданам должны предоставляться широкие возможности избирать и быть избранным, с соблюдением принципа равенства всех голосов без исключения. В частности, ограничения системы политических прав по признакам пола, политических убеждений, расовой принадлежности или на религиозной почве ослабляют легитимность власти. И напротив, предоставление всеобщего избирательное права помогает людям осознать наличие у каждого из них своего шанса при существующем порядке, поскольку каждому дается возможность со временем достигнуть своей цели.

Во-вторых, приоритетом должно быть повышение доли избирателей, принимающих участие в выборах. Низкая явка избирателей должна вызывать беспокойство, если не тревогу. В такой ситуации выборы могут привести не только к избранию должностных лиц, не пользующихся поддержкой большинства правомочных избирателей, но и чрезмерно усилить влияние хорошо сорганизованных групп, преследующих собственные интересы.

В-третьих, важнейшее значение для демократического процесса имеет высокая степень свободы высказывания политических взглядов. Ограничение допустимого законом инакомыслия не только тормозит развитие избирательной политики, узаконивая практику подавления оппонентов, но ограничение свободомыслия может заставить инакомыслящих отказаться от законной деятельности, избрав путь насильственных форм протеста.

В-четвертых, выборы и система представительства должны обеспечивать возможность контроля государственной власти со стороны большинства населения, и в то же время должны быть предусмотрены меры по защите меньшинства от подавления и диктата большинства. Однако придание интересам меньшинства несоразмерного веса на выборах может поколебать главный компонент согласия подданных: законодательство, реально отражающее волю большинства. В противном случае точка зрения меньшинства будет главенствовать над мнением большинства, нанося ущерб процессу вынесения решений в такой степени, что государственная власть станет полностью недееспособной.

В-пятых, поскольку эффективность выборов полностью зависит от уверенности большинства населения в свободном и справедливом характере выборов, должны быть предусмотрены процедуры быстрого реагирования на заявления о нарушениях избирательного законодательства. Без подобных средств защиты прав избирательный процесс очень скоро будет рассматриваться как сплошной подлог.

И, наконец, в обществе, характеризующемся непримиримым расколом среди подавляющей части населения по наиважнейшим вопросам общества, проведение свободных и справедливых выборов может быть затруднено. Иногда жизнеспособность политической системы может быть определена по положению дел в тех областях, которые прямо не относятся к избирательной кампании, и по наличию предложений, которые никогда не будут отражены в избирательных бюллетенях.

«Построение демократических институтов никогда не бывает завершенным», - отмечал Вудро Вильсон более века назад, - «они похожи на живую ткань - всегда находятся в состоянии изменения. Это непростая вещь - жить жизнью свободного народа». Сегодня на повестке дня остаются вопросы тщательного контроля за проведением выборов и возможных изменений в процедурах. Знание недостатков избирательной системы является столь же важным, как и признание ее достоинств.

14) Развитие избирательного права в странах Западной Европы и США

Политическое развитие в начале XX века

Усиление роли государства в регулировании экономических и социальных отношений затрагивало интересы различных слоев общества, которые требовали расширения представительства своих интересов на разных уровнях власти.

За демократизацию выступали разные политические силы: либералы, социалисты, рабочие партии, женские организации и др. Под влиянием широкого общественного движения демократизация становится общемировой тенденцией на рубеже веков. Демократизация развивалась по трем основным направлениям:

1. расширение полномочий представительных органов власти-парламентов.

2. расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов

3. снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.

Под давлением общественности была проведена конституционная реформа в США: сенат-верхняя палата Конгресса-с 1913 года стала избираться, как и палата представителей. В Великобритании либералы выступили за расширение полномочий палаты общин и добились ограничения прав палаты лордов (закон 1911 года).

Общим для индустриальных стран стало расширение избирательных прав граждан. В результате принятия конституций в последней четверти 19-го века в Германии(1871), Франции (1875), Испании (1886), Бельгии (1893) было введено всеобщее избирательное право для мужчин с рядом ограничений. В начале 20-го века избирательные реформы прошли в Австро-Венгрии(1907), Швеции (1907), России (1907), Португалии (1911), Италии (1912) и в других странах. Эти реформы современники определили как введение всеобщего избирательного права (для мужчин).

Политические партии и политическая борьба в начале XX века

В XIX веке партии были скорее дискуссионными клубами или временными организациями для поддержки отдельных личностей на выборах. На рубеже веков и в начале XX века партии становятся массовыми и централизованными с сетью комитетов или секций на местах. Формируется партийный аппарат - слой оплачиваемых из партийной кассы функционеров. В прессе, в парламенте, в правительстве постоянно начинают мелькать одни и те же лица, политика становится профессией. Изменяется и роль партии в общественной жизни в начале XX века. Партии начинают выпускать массовыми тиражами газеты, журналы, активно пропагандируют свои взгляды, формируют общественное мнение. Германские социал-демократы издавали 49 ежедневных газет, итальянские социалисты – около 200 изданий по всей Италии.

В начале века была характерна идеологизация партий и партийно-политической борьбы. Партии стремились не только выработать узкую программу сегодняшнего дня, но и представить свои мировоззренческие принципы, обрисовать перспективы мирового развития.

Партийная борьба в начале века развивалась в рамках нескольких главных идеологических направлений – консерватизма, либерализма, социализма и марксизма. Религия и национализм также являлись политико-идеологическими платформами отдельных партий, но и они были окрашены в главные цвета политического спектра. Они тяготели к консерваторам или либералам, а нередко и к социалистам.

С распространением идей социализма и марксизма начал изменяться главный вектор политической борьбы, который раньше проходил по линии консерваторы-либералы, монархисты-республиканцы. Консерваторы, опиравшиеся на земельную аристократию и крестьянство, выступали за сохранение традиций порядка, алибералы, отражавшие интересы буржуазии городов, отстаивали идеи свободы и равенства, равенства как демократии и снятия ограничений, но не как уравнительности. В конце XIX и в начале XX века политическая борьба между консерваторами и либералами постепенно отходит на второй план по мере реализации либеральной программы и развития парламентской демократии. В конце XIX века появляется, а в начале XX века вырастает новая политическая мощная сила, которая с самого начала находится в оппозиции к существующему режиму, как к консервативным, так и к либеральным установкам, представлениям о мире. Марксизм и массовые социалистические и рабочие партии выдвигают альтернативу капитализму – социализм, достижение социальной справедливости. Претендуя на представительство интересов рабочего класса, социалистические партии делают всё, чтобы основная линия политической борьбы в обществе развивалась по линиибуржуазные партии – социалистические партии, капитализм-социализм.

Либералы у власти

Социалистические партии, требовавшие реформ, до 1914 года, то есть в предвоенный период, находились в оппозиции, и реформы проводились либеральными политическими силами.

В начале XX века во многих европейских странах и в США произошел решительный политический поворот. Консерваторы были вынуждены отступить, и к власти пришли либералы. Они или сами формировали правительства, или были решающей силой в правительственных коалициях. Эти перемены произошли почти одновременно в США, Великобритании, Франции, Италии и в других странах.

В США на президентских выборах 1912 года победил кандидат от Демократической партии Вудро Вильсон, который начал проводить политику расширения государственного регулирования и социальных реформ.

 

28-й президент США в отличие от многих других американских президентов не был выходцем из круга профессиональных политиков, юристов или финансово-промышленных групп. Он появился на свет в южном штате Виргиния 28 декабря 1856 г. в семье пастора, доктора богословия, выпускника Принстона Джозефа Вильсона. Следствием семейного воспитания стала глубокая религиозность Вудро, которую он сохранил на долгие годы. До 12 лет мальчик получал домашнее образование, продолжил его в частных школах, а затем поступил в одно из ведущих учебных заведений США – Принстонский университет. Здесь проявился его талант политического публициста и склонность к научной работе. В 1886 г. В. Вильсон стал доктором философии политических наук, представив книгу «Конгрессиональное управление», принесшую ему известность в академических кругах. В своей главной книге «Государство», вышедшей в 1899 г., он пришел к выводу, что противоречия между трудом и капиталом разрешимы путем реформ.

В 1890 г. В. Вильсон начал преподавать на юридической кафедре университета в Принстоне, ректором которого он избирается в 1902 г. Деятельность в университете принесла ему известность не только в академических кругах, но и в рядах Демократической партии. Счастливый брак, подаривший Вильсону трех дочерей, дополнял картину жизни успешного интеллектуала. Однако его попытки реформирования университета встретили серьезное сопротивление ряда коллег, в 1910 г. В. Вильсон ушел в отставку с поста ректора.

Эта неудача тотчас же была компенсирована успехом на политическом поприще: в том же году В. Вильсон стал губернатором штата Нью-Джерси, победив как кандидат от Демократической партии. Деятельность В. Вильсона на посту губернатора развивалась в рамках «прогрессизма» – реформистского направления, имевшего приверженцев в обеих партиях, которое ориентировалось на демократизацию политической жизни, борьбу с коррупцией, усиление роли государства в ограничении монополий и в деле защиты окружающей среды. Это принесло ему известность большого политика президентского масштаба. К этому времени относится знакомство В. Вильсона с влиятельным человеком в Демократической партии, весьма искушенным в политике полковником Э. Хаузом, который на годы станет его ближайшим советником.

Победив на выборах 1912 г. от Демократической партии, В. Вильсон стал президентом США. Его предвыборная программа называлась «Новая свобода» и представляла собой систему реформ в духе «прогрессизма». Значительную роль в победе демократов сыграл и произошедший раскол Республиканской партии, выделение из нее Прогрессистской партии во главе с экс-президентом Т. Рузвельтом и разделение голосов республиканских избирателей между ним и У. Тафтом.

Многие из обещанных преобразований были проведены в течение ближайшего года: снижены таможенные пошлины, что приветствовалось рядовыми американцами, так как это вызвало снижение цен на предметы первой необходимости. Главное значение таможенной реформы состояло в расширении американской экспансии на мировых рынках. В. Вильсону удалось модернизировать банковскую систему и подчинить ее центральному управлению. Введение прогрессивного подоходного налога зафиксировала 16-я поправка к Конституции. Демократизация избирательного права нашла свое выражение в 17-й поправке – о введении прямых выборов в Сенат. Для усиления контроля над монополиями была создана федеральная торговая комиссия, а закон Клейтона 1914 г. предусматривал ряд не очень эффективных мер для борьбы с монополиями. Этим же законом были укреплены и права профсоюзов. Реализация «Новой свободы», вмешательство государства в экономику – все это способствовало завоеванию Америкой мировых рынков, а также решению назревших внутренних проблем.

1914 г. отмечен для В. Вильсона не только началом мирового военного конфликта, воздействовавшего на США, но и личной драмой - смертью жены, очень близкого для него человека. В течение первых лет мировой войны США сохраняли нейтралитет. В. Вильсон через своего советника Э. Хауза пытался безуспешно посредничать между воюющими сторонами для достижения «мира без победы». На президентских выборах 1916 г. В. Вильсон победил под лозунгом «Он не дал нам ввязаться в войну». Однако «прогрессистские» приоритеты во внутренней политике вызвали «прогрессизм» и во внешней политике В. Вильсона. Немецкая подводная война, в которой, несмотря ни на какие ультиматумы, гибли американские корабли, привела американское правительство к решению об объявлении войны Германии 6 апреля 1917 г.

 

При всей тяжести принятого решения В. Вильсон не видел другого выхода, считая, что в противном случае авторитет США как мировой державы и мирового посредника пострадает непоправимо. В конце 1917 г., когда Германия вступила в переговоры с Россией, возникла угроза союзнического кризиса между странами Антанты. В этой ситуации В. Вильсон 8 января 1918 г. провозгласил свою знаменитую программу борьбы за прогрессивный мир – «14 пунктов»: открытая дипломатия, мировая свободная торговля, всеобщее разоружение, установление границ в соответствии с картой национальностей. Последний пункт программы содержал идею создания Лиги Наций: союза народов, который станет важнейшей гарантией мира.

Просьба Германии в октябре 1918 г. о прекращении боевых действий на основе «14 пунктов» В. Вильсона знаменовала высшую точку его международного политического влияния. Парижская мирная конференция 1919 г. проходила с невероятным трудом. Подписанный 28 июня 1919 г. Версальский договор не вполне соответствовал духу «14 пунктов», за соблюдение которых настойчиво выступал В. Вильсон. Ни Германию, ни Россию не удалось вписать в новый мировой порядок как его лояльных участников. Для ратификации Версальского договора в США по Конституции необходимо было одобрение его в Сенате 2/3 голосов. Версальская система встретилась с резкой критикой в Сенате, особенно по ст.10 Хартии Лиги Наций. Оппоненты опасались, что США, обязанные соблюдать Версальский мировой порядок, окажутся вынужденными вовлекаться в многочисленные военные конфликты.

Пытаясь получить поддержку у американских граждан, В. Вильсон, несмотря на проблемы со здоровьем, устроил агитационную поездку по стране. В октябре 1919 г. у него произошло кровоизлияние в мозг, вызвавшее частичный паралич. Контроль за делами правительства оказался в руках его второй жены, действительное состояние его здоровья от общественности скрывалось, распространились даже слухи о его психической болезни. Сенат не одобрил Версальский договор в предлагаемом виде, таким образом, США не являлись гарантом Версальской системы и Лиги Наций. Для В. Вильсона это было тяжелым поражением, означавшим конец его политической карьеры. Умер В. Вильсон 3 февраля 1924 г., страдая перед смертью от хронической болезни и одиночества. Однако благодаря его политике США заметно повернулись к Европе и стали играть значительно возросшую роль в мировой политике.

В Великобритании длительный период правления консерваторов закончился в начале XX века. Либеральная партия (виги) в результате победы на парламентских выборах пришла к власти в 1906 году. На выборах 1910 и 1911 годов она также получила большинство голосов. Главным проводником реформистской политики сталЛ. Ллойд Джордж.

 

В 1863 г. 17 января в Манчестере в семье учителя Уильяма Джорджа родился третий сын Дэвид. Отец семейства умер очень рано, и миссис Джордж с детьми переехала в Уэльс, где жил ее брат, сельский сапожник Ричард Ллойд, заменивший ее детям отца. В его честь Дэвид принял двойную фамилию – Ллойд Джордж. Образование Дэвида ограничилось только приходской школой, но дядя, не имея возможности отправить его в Оксфорд, приложил максимум усилий для подготовки племянника к экзамену по праву, чтобы получить должность стряпчего (ходатая по делам в судах низшей инстанции). Скромная юридическая практика не устраивала честолюбивого молодого человека. Он активно интересовался политикой. Связав свою судьбу с Либеральной партией, в 1890 г. Д. Ллойд Джордж был избран в палату общин парламента. Блестящий оратор, виртуозный полемист, обладатель незаурядных актерских данных, он скоро стал яркой и заметной фигурой.

 

Начало ХХ в. в Великобритании отмечено активными идейно-политическими поисками, как в стане консерваторов, так и в лагере либералов. Центральным был вопрос о роли государства в экономической и социальной жизни общества. Традиционный либеральный взгляд на государство как на «ночного сторожа» все больше приходил в противоречие с изменившимися реалиями (утрата Англией торгово-промышленной монополии, замедление темпов экономического развития, обострение «рабочего вопроса», образование Лейбористской партии). Молодые либеральные теоретики (Г.Сэмюэл, Л.Хобхауз и др.) выдвигают доктрину «нового либерализма», где главный акцент ставился на необходимость решения социальных проблем.

 

Политика социальных реформ была разработана и реализована Д. Ллойд Джорджем, который с 1905 г. на многие годы вошел в либеральное правительство, сначала став министром торговли и промышленности, а затем - министром финансов. Социальное законодательство предоставляло рабочим право на компенсацию при несчастных случаях на производстве, пенсии по старости с 70-летнего возраста, социальное страхование по болезни, инвалидности и – впервые в истории – по безработице, рабочий день для шахтеров был ограничен 8 часами. Эти реформы помимо их практического значения - повышения уровня жизни рабочих, утверждали новые принципы социальных отношений – ответственность государства и общества за жизнь, здоровье и относительное благополучие своих граждан.

Первая мировая война ускорила движение Д. Ллойд Джорджа к вершине политической власти. Деятельность на посту министра вооружений и военного министра продемонстрировала его организаторский талант, решительность и гибкость. Благодаря этим его качествам успешно была осуществлена перестройка экономики на военный лад. Он понял, что эффективно вести войну на базе «невмешательства» государства невозможно. Государство активно стало контролировать экономическую сферу – «сверхприбыли» облагались «сверхналогами», вводились карточки на основные продукты питания. Беспрецедентным для Англии стало введение всеобщей военной службы – конскрипции.

В конце 1916 г. Д. Ллойд Джордж достиг зенита политической карьеры, став премьер-министром коалиционного кабинета, который он возглавлял до 1922 г. В британском общественном сознании по окончании мирового военного конфликта за ним закрепился неофициальный титул «человека, который выиграл войну».

Версальский мирный договор 1919 г. завершил эту страницу истории, и Д. Ллойд Джордж, величайший мастер компромиссов, одним из первых поставил под ним свою подпись. «Кучер Европы», как называла его пресса, может считаться автором системы встреч на высшем уровне. Более 30 международных совещаний и конференций было проведено при его активном участии.

 

Отставка Д. Ллойд Джорджа с поста премьер-министра в 1922 г. знаменовала собой закат Либеральной партии в Великобритании, социальная база которой неминуемо сужалась, а место ее в британской двухпартийной системе все прочнее занимала Лейбористская партия.

В 30-е гг. Д. Ллойд Джордж написал подробные «Военные мемуары», имевшие громкий читательский успех и принесшие ему рекордные гонорары. Но его попытки возвращения на большую политическую арену (почти вплоть до его смерти в 1945 г.) успехом не увенчались, хотя он до конца жизни продолжал оставаться активным политиком.

В Германии либералы были расколоты и опасались растущего влияния социал-демократов, что толкало их к объединению с консерваторами. Им не удалось расширить свое представительство в Рейхстаге и провести последовательные либеральные реформы.

Во Франции в рамках многопартийной системы Третьей республики (1871-1940) ведущей партией, вокруг которой формировались правительственные коалиции, была Партия Радикалов, образованная в 1901 году. С 1902 года формировались коалиционные правительства (премьеры Э. Комб, Жорж Клемансо) и эти правительства проводили либеральные реформы. Коалиционные правительства были недолговечны, а реформы половинчатыми.

В течение столетий Франция была бессменным лидером европейского, а потому - и мирового исторического процесса. Потом этот период закончился, но память о нем жива. Французские духи были самыми ароматными в мире, вино самым тонким и хмельным, женщины самыми соблазнительными, мужчины самыми храбрыми. И, конечно, наука, философия, богословие, литература, театр, музыка, живопись, архитектура - всюду французы были впереди.

А государственная система Франции веками считалась образцовой. Если монархия, то владетельные князья всего мира подражали этикету парижского двора. А если республика, то левые всего мира подражали выразительному и зловещему жаргону " бешеных" Сент-Антуанского предместья. Образованные люди от Нового Света до Японии говорили и часто даже думали по-французски.

В блестящей шеренге французских государственных деятелей, где плечом к плечу - Карл Великий, Людовик Святой, Генрих IV, кардинал Ришелье, Людовик XIV, вожди Великой революции, Наполеон, скромно стоит невысокий коренастый человек с большими по моде своего времени усами и, неизвестно отчего, явно монголоидными чертами сурового лица. При жизни, а прожил он на белом свете без малого 90 лет, его звали Тигром, Отцом победы. Для профессиональных политиков он был Ниспровергателем министерств, потому что за полвека своей политической карьеры опрокинул не менее десятка правительственных кабинетов, по различным поводам, но никогда - без веских и справедливых аргументов.

 

Были и другие характеристики. Ленин называл его одним из " самых худших хищников, зверей империализма" 1 за то, что он выиграл Первую мировую войну, которую Владимиру Ильичу угодно было бы проиграть. Многие попросту звали его старой лисой, потому что в политической схватке он был беспощаден и удар наносил всегда внезапно и с неожиданной позиции, как это делает лиса на охоте.

Как подумаешь, что не было у нас никогда разумных, искренних, патриотических - не на показ, а на деле - правителей, невольно и вспоминается Жорж Клемансо, его бескорыстная любовь к отечеству, лишенная всякого шовинизма и национальной спеси, - только мужество в борьбе за реальные интересы нации, только трезвый, точный, холодный расчет в политике и войне, только строгое, честное и доброе отношение к народу, врагом которого он считал того, кто думает, будто народ всегда прав. Эту важнейшую мысль он высказал в 1906 г. во время парламентской дискуссии со своим другом и союзником в годы молодости Жаном Жоресом. При этом Клемансо имел в виду левых вообще и социалистов в частности " с их утопическим и вредным идеалом".

Начинал же свою карьеру Клемансо с крайне левых позиций и за долгие годы проделал мучительный путь в стан умеренных консерваторов, оставаясь при этом верным республиканцем до последнего дня жизни.

Он родился в Вандее в 1841 г., и детство его прошло в имении Обрэ и городе Нанте. Его родители не были богаты, но состоятельны, и по мужской линии многие поколения Клемансо работали врачами. Это было время, когда счастливая звезда Франции уже пошла к закату. Ее экономика была расшатана бурными событиями на рубеже XVII-XIX веков. Нация была расколота сторонниками различных систем государственного устроения и многочисленными претендентами на роль общенационального вождя - республиканцы, роялисты, орлеанисты, бонапартисты боролись за власть над " милой Францией". Перевороты следовали один за другим, и угроза гражданской войны постоянно висела над горизонтом, будто грозовая туча.

Отец Жоржа, Бенжамен Клемансо, известный в округе врач, был убежденным республиканцем, у него был брат Поль Клемансо, бонапартист. Когда в июне 1848 г. Национальное собрание обратилось к французам, призывая их подавить восстание парижских рабочих, пытавшихся остановить движение Второй республики в сторону бонапартистской монархии, Бенжамен узнал, что Поль собирается по этому призыву ехать в Париж, и немедленно прискакал из Нанта в Обрэ.

Жоржу в этот момент было 7 лет. Вероятно, это был его первый урок жестокой политической игры. С раннего детства он знал, во что обходятся политические разногласия, когда брат идет на брата.

В 1851 г. была установлена бонапартистская диктатура. Племянник Наполеона I Луи Наполеон Бонапарт, человек крайне жестокий, мстительный и совершенно бездарный, объявил во Франции Вторую империю. Демократические институты были уничтожены, газеты закрыты, политические организации запрещены. Моральная атмосфера в стране была удушливой и неподвижной. Центральной фигурой в государственной системе стал полицейский. В I860 г., когда это положение казалось неизменным и бессмысленной всякая оппозиция, 19-летний Жорж Клемансо, по семейной традиции, приехал в Париж и поступил на медицинский факультет Сорбонны.

Клемансо сразу окунулся в водоворот политической деятельности. В современной России сторонник демократии - всегда справа, во Франции наоборот. И Клемансо занимает место на самом левом политическом фланге. Не проходит и года, как он уже находится в тюрьме Мазас за пропаганду и организацию антиправительственной демонстрации.

Студентом он впервые сталкивается с живой реликвией французского революционного движения, " вечным узником" Огюстом Бланки, с другими " красными", например Луизой Мишле. И сам в качестве " красного" участвует в политической жизни. Медицина не увлекала его. Его диссертация на степень доктора медицины, которую он защитил в 1865 г., по его же словам, прошла только потому, что ее никто не прочел. После университета Клемансо несколько лет проводит за границей и возвращается на родину накануне франко-прусской войны. Он приехал в Париж 1 сентября 1870 г., в день разгрома французских войск под Седаном и капитуляции Наполеона III, которому понадобилось, совсем немного времени, чтобы понять наконец, чем же он отличается от своего гениального дядюшки. Провозглашена Республика, и Жорж Клемансо назначен мэром Монмартрского округа, населенного в основном рабочими. Затем последовали осада Парижа прусскими войсками, бегство правительства в Версаль, выборы в Коммуну и кровавое восстание парижан, беспощадно подавленное.

Считается, что это восстание было прелюдией к той чудовищной симфонии, в финале которой звучат мрачные аккорды нашей Октябрьской революции. Клемансо обладал даром удивительно точного исторического предвидения. В дни Коммуны Клемансо не " красный", а сторонник национального примирения - позиция весьма невыгодная, когда город уже перегорожен баррикадами. Он не был избран в Коммуну и подал в отставку из членов версальского Национального собрания. Ничего другого, как бежать в Вандею, ему не оставалось. Его чуть не расстреляли коммунары, а в правительстве некоторое время стоял вопрос о его аресте. Вспоминая те дни, он писал: " Это было одно из самых безумных безумств за всю историю. Люди убивали, бросались под пули, давали себя убивать, проявляли подчас подлинное величие духа, не зная во имя чего" 2.

Через несколько месяцев Клемансо возвращается в Париж. Занимаясь врачебной практикой, он снова вступает в область большой политики. Он левый радикал (термин, изобретенный им самим), сторонник народовластия, - но народ осуществляет власть, опуская избирательные бюллетени, а, вовсе не поднимая по всякому конкретному поводу социальные ураганы.

Франция не должна быть империей, и колониальные захваты ей не нужны. В то же время необходимо отвоевать свое, утраченное в результате поражения, в частности Эльзас и Лотарингию с городом Страсбургом, то есть готовиться к войне с Германией. Клемансо шовинистом не был, но был патриотом в самом прямом смысле слова. Клемансо знал слабые места демократии. Самое слабое место - коррупция на уровне парламента и правительства. Он был Ниспровергателем министерств. Ему претило всякое мракобесие, и в деле Дрейфуса он проявил величайшую энергию на стороне дрейфусаров. Не только потому, что считал антисемитизм неприемлемым, но и потому еще, что в преддверии войны был убежден в недопустимости распространения в армии всякого рода людоедских настроений.

Клемансо был назначен премьер-министром Франции в страшном для Антанты 17-м году, когда Россия вышла из войны. Ему было 76 лет. И ему понадобилось около года, чтобы принести Франции победу вместо грозившего ей поражения. Председательствуя на Версальской мирной конференции, он занимал по отношению к побежденной Германии крайне жесткую позицию и впоследствии, уже, будучи в отставке, до последнего дня жизни не уставал твердить об опасности германского реванша.

Жорж Клемансо умер в 1929 г. в доме своего отца, в Обрэ. Все похоронные церемонии в соответствии с заслугами и государственным положением покойного были совершены на деньги, выделенные парламентом. Он был депутатом полвека. Министром внутренних дел. Премьер-министром и военным министром одновременно.

Таким образом, можно сказать, что Жорж Клемансо за все время жизни и осуществления своих полномочий не старался вывести страну на одно из ведущих мест в мире путем насилия и применения каких-либо несвойственных ему действий. Но, несмотря на это, он поддерживал народ, старался сделать так, чтобы Франция путем мирных преобразований и реформ вышла на новый уровень развития.

В Италии сложилась многопартийная система, включающая большое число мелких партий и групп. К власти в 1901 году пришли либералы во главе с Джованни Джолитти, который стал лидером итальянского реформизма. Дж. Джоллити возглавлял с небольшими перерывами правительства Италии вплоть до Первой мировой войны и позднее. Основу парламентского большинства, на которое опирались реформистские правительства Италии в начале века, составляли различные либеральные партии.

15) Мажоритарная избирательная система

– это система большинства. Это значит, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы:

· мажоритарная система абсолютного большинства;

· мажоритарная система относительного, или простого, большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов изби­рателей (больше 50%, т.е. как минимум 50% + 1 голос).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем каждый из его соперников в от­дельности.

Особенности мажоритарной избирательной системы:

1. Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно-территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно-территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному-единственному, причем чисто формальному признаку – в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии – тип поселения, этнический состав населения и т.п. – не учитываются. Административно-территориальные округа – это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

2. При мажоритарной системе выборы проводятся в два тура. В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования неле­гитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Во втором туре голосование проводится всегда по мажоритарной системе относительного большинства.

Недостатки мажоритарной системы.

Чтобы разобраться в недостатках мажоритарной избирательной системы, обратимся к следующему примеру. Допустим, проводятся выборы в трех одномандатных избирательных округах, в каждом из которых участие в голосовании приняли по 100 тысяч избирателей. Допустим также, что во всех трех округах за депутатские мандаты борются представители трех партий – А, В и С. Предположим, что голоса избирателей распределились следующим образом:

  А В С
  45 тыс. 40 тыс. 15 тыс.
  40 тыс. 39 тыс. 21 тыс.
  25 тыс. 60 тыс. 15 тыс.

В этом случае по итогам голосования партия А получит 2 депутатских мандата, поскольку ее представители победили в двух избирательных округах, партия В – 1 мандат, а партия С – ни одного.

Казалось бы, справедливая, простая и, главное, понятная избирательная система. В действительности мажоритарная избирательная система обладает весьма существенными недостатками.

Эти недостатки становятся очевидными тогда, когда мы подсчитываем количество голосов избирателей, полученных представителями каждой партии во всех трех округах. Так, представители партии А получили в совокупности 110 голосов избирателей, за представителей партии В проголосовали в сумме 139 тыс. избирателей, а кандидатов от партии С поддержала в трех округах 51 тыс. избирателей.

Таким образом, первый недостаток мажоритарной избирательной системы заключается в возможном несоответствии между числом проголосовавших за партию избирателей и количеством полученных ею депутатских мандатов, а именно – при меньшем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить большее количество депутатских мандатов (пример с партией А), и наоборот – при большем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить меньшее количество депутатских мандатов (пример с партией В).

Второй недостаток мажоритарной избирательной системы состоит в том, что она невыгодна для мелких и средних партий, а именно — отданные за них голоса избирателей попросту пропадают, и интересы этих избирателей оказываются не пред­ставленными в органах власти.

Для преодоления недостатков мажоритарной системы была разработана пропорцио­нальная избирательная система.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал