Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальные особенности психических процессов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
6.1. Эмоциональная возбудимость и ее оценка: 5 - высокая степень впечатлительности: всякое приятное событие вызывает чувство радости, мелкие неприятности сильно огорчают, раздражение часто возникает сразу, вынужденные ожидания возбуждают, но это все только положительно сказывается на деятельности; 4 - то же, только в меньшей мере; 3 - субъект не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения, и раздражение накапливается постепенно; реакция на учебную оценку - безразличная; 2 - 1 - по отношению к своей успеваемости и ее оценке субъект равнодушен, успехи, достигнутые в учебной деятельности, его не волнуют. Отношение к замечаниям преподавателя у него могут быть резко отрицательными, вызвать протест и нарушение дисциплины. 6.2. Эмоционально-моторная устойчивость и ее оценка: 5 - нарушения психомоторики (напряженность в движениях, нарушение их координации, увеличение тремора1) ни при каких эмоциях не возникают; 1 Тремор (от латинского - “дрожание”) - быстрые, ритмичные колебательные движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями. Объясняются сильными эмоциональными переживаниями (сильный страх, волнение и т.п.). 4 - возникает незначительная напряженность при сильных эмоциях, в сложной обстановке; 3 - быстро проходящая напряженность наблюдается при всякой деятельности; 2 - выражены стойкие нарушения психомоторики, с трудом поддающиеся устранению; 1 - выраженные эмоционально-моторные нарушения не устраняются никакими мерами. 6.3. Стеничность1 эмоций и их оценка: 1 Стенические эмоции и чувства (от латинского “стенос” - сила), переживание которых характеризуются повышенной жизнедеятельностью. Противоположность стеническим эмоциям - астенические. 5 - обычно насколько приподнятое настроение, положительно влияющее на деятельность; 4 - настроение обычно ровное, угнетение и растерянность отмечаются крайне редко; 3 - свойственна смена настроений, однако выраженного преобладания стенических или астенических эмоций нет; 2 - преобладают угнетенное настроение и астенические эмоции, отрицательно влияющие на деятельность; 1 - настроение всегда угнетенное, сменяющееся безразличием. 6.4. Внимательность и ее оценка: 5 - субъекту легко одновременно делать два дела или более (например, писать, отвечать), в разговоре с легкостью переходит с одной темы на другую, легко воспринимает и запоминает второстепенные вопросы, беглые замечания, может работать, когда шумят вокруг; 4 - внимание часто приковывается к чему-либо одному, помехи отвлекают, но ненадолго; 3 - может сосредоточиться только на чем-то одном, слабо помехоустойчив, переход от одной темы разговора на другую затруднен; 2 - отвлекается при объяснении учителем учебного материала, рассеян, а в беседе теряет нить разговора, смена темы представляет большую трудность; 1 - не способен сосредоточиться. 6.5. Память оценивают обобщенно по таким, например, показателям: 5 - легко вспоминает, где и когда слышал или читал о данном предмете (причем помнит страницу и место в книге), хорошо и с одного раза запоминает имена, даты, смысл прочитанного, элементы физических упражнений, узнает человека много лет спустя, даже если видел его один раз; 4 - память хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат, формул; 3 - запоминает только смысл прочитанного, вспоминает с усилием; 2 - помнит отдельные детали услышанного или прочитанного, задание для запоминания ему требуется повторять несколько раз; 1 - к длительному сохранению информации не способен. 6.6. Сообразительность как мыслительный процесс оценивается по следующей шкале: 5 - быстро и хорошо анализирует поставленные перед ним вопросы и задачи, находчив при ответах, быстро ориентируется в новой обстановке; 4 - то же, только выражено в меньшей степени; 3 - удачное решение обычно запаздывает, либо имеется склонность к излишне быстрым, но непродуманным ответам; 2 - тугодум, приемы, помогающие выполнению задачи, находит медленно; 1 - сообразительность выражена в минимальной степени. 6.7. Воображение (фантазия) - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оценки: 5 - воображение оценивается в том случае, если его можно назвать творческим, проявляющимся в любой изобразительной, конструкторской, учебной, научной деятельности; 4 - если воображение развито, но чаще проявляется в одном виде деятельности; 3 - воображение проявляется эпизодически; 2 - проявляется очень редко; 1 - отсутствует. 6.8. - 6.9. Волевые качества личности. Воля связана с сознательной регуляцией субъектом своего поведения и выражается в преодолении трудностей. Наиболее существенными характеристиками для понимания значения воли в деятельности являются самообладание, целеустремленность, настойчивость и решительность. 6.8. Самообладание и его оценка: 5 - в сложной обстановке легко владеет собой, легко подавляет вспышки гнева; 4 - при сильном возбуждении удается казаться спокойным, однако переживания сопровождаются усиленной жестикуляцией, изменением мимики, голоса и т.п.; 3 - известны случаи потери самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться; 2 - с трудом и редко подавляет вспышки гнева; 1 - не саморегулирует свое поведение. 6.9. Целеустремленность, настойчивость, решительность и их оценка: 5 - настойчиво, целеустремленно и решительно преодолевает препятствия в определенном виде деятельности и житейских неурядицах; 4 - эти качества проявляются в меньшей мере; 3 - известны случаи проявления нерешительности; не всегда настойчив, целеустремлен, подвержен колебаниям; 2 - с трудом проявляет настойчивость, часто нерешителен, не целеустремлен; 1 - названные качества чаще не проявляются.
|