Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Учебники: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир», учебник в 2-х частях; рабочая тетрадь в двух частяхСтр 1 из 3Следующая ⇒
Класс 2013-2014 учебный год
Разработала: учитель начальных классов Гоманец А.В.
Учебники: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир», учебник в 2-х частях; рабочая тетрадь в двух частях, Москва, Просвещение, 2013 г.
Количество учебных часов в неделю: 2 ч. Количество учебных часов в год: 68 ч. Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы: А.А.Плешакова «Окружающий мир», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год. Основными целью изучения курса окружающий мир являются: Ø формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общении с людьми и природой; Ø духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества Из целей изучения окружающего мир вытекают следующие задачи: Ø уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к Калужской области, к России, её природе и культуре, истории; Ø понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем; Ø модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; Ø психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает: 1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011. 2. Комплект «Перспектива» программы. – М.: Просвещение, 2007 3. «Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. 4. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник). 5. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013. 6. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Н. М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян. Уроки по окружающему миру: 2 класс. – М.: Просвещение, 2013. 7. Плешаков А.А. «От земли до неба». Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2012. 8. «Технологические карты»
Уникальное явление мировой культуры — календарь дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественнонаучных и гуманитарных. Внимание ребенка должно системно переключаться в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью как основе безопасности жизни и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы. Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края. Велико воздействие программы на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей, воспитание их эмоционально-эстетической отзывчивости к красоте природы и многоцветью народных календарных праздников. Этому способствует обширный фактический материал по природоведению и народной культуре, сообщаемый учащимся. Большое внимание уделяется знакомству с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формированию умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях. Названия наиболее распространенных в окружающей местности растений, грибов, насекомых, птиц и других животных, народных названия месяцев, народных погодоведческих примет и присловий, глубоко поэтичного отношения наших предков к годовому круговороту, отраженному в обрядах и обычаях традиционного календаря, составляют своего рода азбуку, без освоения которой невозможны ни успешное овладение собственно курсом «Окружающий мир», ни, в широком смысле, полноценные, поистине культурные взаимоотношения человека с природой. Не менее важно раскрытие и на естественнонаучном материале, и на материале народной культуры разнообразных связей, зависимостей, существующих в природе, между природой и человеком. Эти знания являются ядром экологического содержания программы, и внимание к ним – необходимое условие успешного экологического воспитания учащихся. На многих конкретных примерах дети убеждаются в том, что в природе нет ничего лишнего, ненужного, в ней все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны, нужны друг другу, что наши предки прекрасно ощущали свою естественную связь с природой и что современный человек также обязан бережно сохранять, поддерживать эти связи. В программе раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению. Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь». Необходимы также экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края, встречи с народными мастерами, певцами, сказителями. На уроках и экскурсиях целесообразна организация не только фронтальной, но и групповой, индивидуальной работы, что позволит полнее учитывать интересы и склонности детей, развивать активность, самостоятельность, творческие способности школьников. В блоке внеклассной и внешкольной работы предусматривается проведение с детьми праздничных мероприятий на основе традиционного календаря народов своего края. В течение 2 класса планируется проведение следующих работ: Ø тестов - 7; Ø контрольных работ - 3.
Описание места предмета в учебном плане На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч - во 2 классе (34 учебные недели).
|