Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика уголовного права по Русской правде






Содержание

Введение. 3

1. «Русская правда» – первый писанный памятник обычного права.. 4

2. Содержание Русской Правды.. 6

2.1 Характеристика уголовного права по Русской правде. 6

2.2 Гражданско-правовые отношения. 8

Заключение. 10

Список использованной литературы.. 11


Введение

Одной из важнейших функций любого государства является функция правотворчества, под которым понимают деятельность по созданию, санкционированию, изменению и отмене правовых норм. Образование Древнерусского государства повлекло за собой и возникновение права Киевской Руси.

Основным источником права Киевской Руси на начальном этапе было обычное право, на которое опирался князь, при­нимая решения в области суда и управления. Самыми ранними из дошедших до нас письменных источ­ников права являются договоры Руси с греками. Всоставе ле­тописей имеется текст или пересказ текста четырех договоров 907, 911, 944 и 971 годов

Следующим дошедшим до нас источником русского права данного периода стала Русская Правда, которая занимает цен­тральное, главное место среди источников права Киевской Руси. О ее происхождении, источниках и практическом значе­нии в литературе нет единой точки зрения.

Обычно дошедшие до нас тексты Русской Правды делят на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакцияявляется древнейшей. Она состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей, а две последние статьи называются Покон вирный и Урок мостников. Краткая правда дошла до нас в двух списках: Археографическом и Академиче­ском, списков Пространной редакциигораздо больше, более ста.

Такой авторитет, как В.О. Ключевский, считал Русскую Правду памятником церковной кодификации, поскольку считал, что княжескому суду нормы права, основанные на обычаях, и так были известны, а представители духовенства, входившие в состав церковного суда, по своему происхождению были греками и русских обычаев не знали. Но в любом случае Рус­ская Правда позволяет нам получить определенное пред­ставление о праве Древней Руси.


1. «Русская правда» – первый писанный памятник обычного права

Русская Правда позволяет получить определенное представление о праве Древней Руси. Русская Правда является первым дошедшим до нас русским пи­санным памятником обычного права. Известны ее различные списки. Это различие списков Правды объясняется весьма лег­ко тем фактом, что она была уставом не одного, а нескольких князей: Ярослава, Изяслава с братьями и Владимира Монома­ха.

До нас дошли несколько редакций этого памятника: наибо­лее известны - Краткая и Пространная[1].

Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды. Это древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого. За ней установилось название Правды Ярослава.

Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления вос­стания низов 1068 г и получила название Правды Ярославичей

Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Ха­рактерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодаль­ных отношении отмена кровной мести, защита жизни и иму­щества феодалов повышенными мерами наказания и т.д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уго­ловного права и судебного процесса.

В основу этой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда — это более развитый кодекс фе­одального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т.д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и дру­гое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды оп­ределяли порядок передачи имущества по наследству, заклю­чения договоров Большинство же статей относятся к уголов­ному праву и судебному процессу.

Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича.

Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигло вы­сокого уровня, но государство уже стояло на пороге феодаль­ной раздробленности. Русская Правда XII века являясь развитием Правды Ярослава И Правды Ярослаичей, включала и новые статьи, не известные ни Правде Ярослаа, ни Правде сыновей его, показывающие, что в русское законодательство в XII в. вводятся юридические обычаи общества, которым сообщалась обязательная сила закона.

Сокращенная Правда сложилась в середине XV века из пере­работанной Пространной Правды.


Содержание Русской Правды

Характеристика уголовного права по Русской правде

Понятия преступления в Русской Правде нет. Там употреб­ляется термин обида, под которым понимается всякое нанесе­ние физического или морального вреда. Субъектами преступле­ния могли быть только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответствен­ность независимо от степени участия каждого. Русская Правда признает смягчающие вину обстоятельства, например различа­ет убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за престу­пление, совершенное в состоянии опьянения.

Основным видом наказания за различные виды преступле­ний является, по Русской Правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира — штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжих людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей об­щины, в которой состоял преступник. Головничество — денеж­ное взыскание в пользу родственников убитого — уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления Русская Правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действием (вырывание бороды), на­несение увечья, нанесение побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, т.е. лишение лич­ных и имущественных прав. Русская Правда не упоминает о смертной казни, но в то же время из арабских источников известно, что русы казнили воров, попавшихся в третий раз, через повешение.

Из имущественных преступлений Русская Правда упомина­ет татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным пре­ступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание — поток и разграбление.

Судебный процесс по Русской Правде носил состязательный характер, он не делился на уголовный и гражданский. Главную роль в судопроизводстве играл князь. Участвовали в суде и ратные люди: тысяцкий, сотские, десятские.

Обе стороны процесса назывались истцами. Если преступ­ник не был известен, его отыскивали при помощи так назы­ваемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда постра­давший объявлял на торгу о пропавшей вещи. К закличу при­бегали лишь в том случае, если пропавшая вещь имела какие-то индивидуально определенные признаки. Это могли быть холоп, оружие, одежда. Иначе отыскать похищенную вещь было невозможно. Если по истечении трех дней вещь обнару­живалась, то лицо, у которого она была обнаружена, считалось ответчиком в случае отсутствия доказательства добросовестно­сти приобретения найденной у него вещи.

В целом смысл свода как досудебной процедуры состоял в определении противной стороны в судебном процессе.

Если должник не оспаривал своего долга или права креди­тора на вещь, но и не отдавал должного, тогда взыскание осу­ществлялось в бесспорном порядке с помощью должностных лиц государства. Личный иск возникал в том случае, если должник оспаривал право кредитора требовать с него долг. Тог­да кредитор вызывал его на суд. Гарантом явки мог выступать поручитель.

Если преступник бежал, происходило гонение следа (ро­зыск преступника по следам). Если след терялся на большой дороге или в степи, розыск прекращался. Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивала дикую виру.

В качестве судебных доказательств Русская Правда призна­вала присягу, собственное признание, ордалии (судебные ис­пытания, в первую очередь раскаленным железом, когда обви­няемый брал в руки такое железо и по ожогам судили о степени его виновности), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки — те, кто видел преступление, его непо­средственные очевидцы, а послухи — те, кто только слышал о преступлении и преступнике, а гакже свидетели доброго име­ни подозреваемого. О судебном поединке в Русской Правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победив­ший в поединке признавался выигравшим процесс.

Русская Правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая правда, что объясняется сходным этапом развития обществен­ных отношений. И там и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической правде наказание зависит от социального положения преступ­ника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по сло­вам исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, «ярким отличием древнерусского уголовного права от германского яв­ляется практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси X—XI вв. упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью су­дебного процесса германских народов»1.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал