Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика уголовного права по Русской правдеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Содержание Введение. 3 1. «Русская правда» – первый писанный памятник обычного права.. 4 2. Содержание Русской Правды.. 6 2.1 Характеристика уголовного права по Русской правде. 6 2.2 Гражданско-правовые отношения. 8 Заключение. 10 Список использованной литературы.. 11
Одной из важнейших функций любого государства является функция правотворчества, под которым понимают деятельность по созданию, санкционированию, изменению и отмене правовых норм. Образование Древнерусского государства повлекло за собой и возникновение права Киевской Руси. Основным источником права Киевской Руси на начальном этапе было обычное право, на которое опирался князь, принимая решения в области суда и управления. Самыми ранними из дошедших до нас письменных источников права являются договоры Руси с греками. Всоставе летописей имеется текст или пересказ текста четырех договоров 907, 911, 944 и 971 годов Следующим дошедшим до нас источником русского права данного периода стала Русская Правда, которая занимает центральное, главное место среди источников права Киевской Руси. О ее происхождении, источниках и практическом значении в литературе нет единой точки зрения. Обычно дошедшие до нас тексты Русской Правды делят на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакцияявляется древнейшей. Она состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей, а две последние статьи называются Покон вирный и Урок мостников. Краткая правда дошла до нас в двух списках: Археографическом и Академическом, списков Пространной редакциигораздо больше, более ста. Такой авторитет, как В.О. Ключевский, считал Русскую Правду памятником церковной кодификации, поскольку считал, что княжескому суду нормы права, основанные на обычаях, и так были известны, а представители духовенства, входившие в состав церковного суда, по своему происхождению были греками и русских обычаев не знали. Но в любом случае Русская Правда позволяет нам получить определенное представление о праве Древней Руси. 1. «Русская правда» – первый писанный памятник обычного права Русская Правда позволяет получить определенное представление о праве Древней Руси. Русская Правда является первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки. Это различие списков Правды объясняется весьма легко тем фактом, что она была уставом не одного, а нескольких князей: Ярослава, Изяслава с братьями и Владимира Мономаха. До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны - Краткая и Пространная[1]. Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды. Это древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого. За ней установилось название Правды Ярослава. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г и получила название Правды Ярославичей Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношении отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т.д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. В основу этой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т.д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу. Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича. Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигло высокого уровня, но государство уже стояло на пороге феодальной раздробленности. Русская Правда XII века являясь развитием Правды Ярослава И Правды Ярослаичей, включала и новые статьи, не известные ни Правде Ярослаа, ни Правде сыновей его, показывающие, что в русское законодательство в XII в. вводятся юридические обычаи общества, которым сообщалась обязательная сила закона. Сокращенная Правда сложилась в середине XV века из переработанной Пространной Правды. Содержание Русской Правды Характеристика уголовного права по Русской правде Понятия преступления в Русской Правде нет. Там употребляется термин обида, под которым понимается всякое нанесение физического или морального вреда. Субъектами преступления могли быть только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская Правда признает смягчающие вину обстоятельства, например различает убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за преступление, совершенное в состоянии опьянения. Основным видом наказания за различные виды преступлений является, по Русской Правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира — штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжих людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество — денежное взыскание в пользу родственников убитого — уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления Русская Правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действием (вырывание бороды), нанесение увечья, нанесение побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, т.е. лишение личных и имущественных прав. Русская Правда не упоминает о смертной казни, но в то же время из арабских источников известно, что русы казнили воров, попавшихся в третий раз, через повешение. Из имущественных преступлений Русская Правда упоминает татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание — поток и разграбление. Судебный процесс по Русской Правде носил состязательный характер, он не делился на уголовный и гражданский. Главную роль в судопроизводстве играл князь. Участвовали в суде и ратные люди: тысяцкий, сотские, десятские. Обе стороны процесса назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. К закличу прибегали лишь в том случае, если пропавшая вещь имела какие-то индивидуально определенные признаки. Это могли быть холоп, оружие, одежда. Иначе отыскать похищенную вещь было невозможно. Если по истечении трех дней вещь обнаруживалась, то лицо, у которого она была обнаружена, считалось ответчиком в случае отсутствия доказательства добросовестности приобретения найденной у него вещи. В целом смысл свода как досудебной процедуры состоял в определении противной стороны в судебном процессе. Если должник не оспаривал своего долга или права кредитора на вещь, но и не отдавал должного, тогда взыскание осуществлялось в бесспорном порядке с помощью должностных лиц государства. Личный иск возникал в том случае, если должник оспаривал право кредитора требовать с него долг. Тогда кредитор вызывал его на суд. Гарантом явки мог выступать поручитель. Если преступник бежал, происходило гонение следа (розыск преступника по следам). Если след терялся на большой дороге или в степи, розыск прекращался. Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивала дикую виру. В качестве судебных доказательств Русская Правда признавала присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания, в первую очередь раскаленным железом, когда обвиняемый брал в руки такое железо и по ожогам судили о степени его виновности), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки — те, кто видел преступление, его непосредственные очевидцы, а послухи — те, кто только слышал о преступлении и преступнике, а гакже свидетели доброго имени подозреваемого. О судебном поединке в Русской Правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс. Русская Правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая правда, что объясняется сходным этапом развития общественных отношений. И там и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, «ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси X—XI вв. упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов»1.
|