Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хайнц Кохут (1913 -1981) и психология самости.






Хайнц (Гейнц) Кохут положил начало психоаналитической школе мысли, называемой Я-психологией. Выросший и получивший образо­вание в Вене, он, подобно Фрейду, был вынужден покинуть Австрию из-за на­цистов в 1939 году. Он окончил медицинскую школу и получил свою психо­аналитическую подготовку в Соединенных Штатах. Его работа на начальном этапе рассматривалась как продолжение модели Фрейда, и он старался вклю­чить влечения в разрабатываемую им теорию «я». Однако в итоге Кохут пришел к выводу, что личность развивается в двух направлениях: одно ведет к зрелости эго, как Фрейд понимал этот термин, а другое — к зре­лости «я», области, не имевшей четкого определения. Некото­рые другие ученые, в частности Уинникотт и Юнг, ранее предпринимали пси­хологическое исследование «я» со своих собственных позиций. Однако Кохут добавил один ключевой элемент к этому исследованию. Он понял, что наш врожденный нарциссизм является существенной частью развития «я», и опи­сал его в виде отдельной линии развития внутри личности. Влияние Кохута было значительным, породив целый ряд ассоциаций, учебных институтов и журналов.

Подобно Фрейдам, Клейн и Уинникотту, Кохут основывал свое новатор­ское мышление на наблюдении внутри психоаналитической среды. Он часто работал с пациентами, которые жаловались на чувство дезинтеграции или от­чаянную борьбу с внутренней пустотой.

Его не удовлетворял фрейдовский пси­хоаналитический диагноз вытесненной (подавленной) сексуальной и агрессив­ной энергии. Скорее, заключал он, эти пациенты страдают от недостаточного развития как «я», так и ощущения внутренней субстанциальности (прочно­сти). «Я» стало термином, который объединял присущее челове­ку базовое ощущение реальности и цели, его устремления и идеалы. Оно яв­ляется стержнем ощущения человеком смысла происходящего. В дополнение к диагностированному состоянию внутренней пустоты Когут подметил то, как это состояние излечивалось: выздоровление пациентов происходило тогда, когда они в течение продолжительного времени чувствовали, что аналитик их по-настоящему понимает. Он обнаружил, что ключом исцелению является не интерпретация, а глубоко эмпатическое слушание. Интерпретация же, этот традиционный психоаналитический прием, только усугубляла положение вещей.

Многие из этих наблюдений симптомов пустоты и бессмысленности происходящего, а также эффективности эмпатии как терапевтического средства были уже осуществлены Уинникоттом, но Кохут разработал теоретические модели для систематического понимания и лечения этих трудноизлечимых состояний.

Кохут развил аспект фрейдовской концепции нарциссизма, который позволил ему полностью уйти от теории влечений и решительно выдвинуть теорию «Я». До Кохута нарциссизм считался патологическим состоянием, при котором человек — подобно мифическому Нарциссу, любовавшемуся сво­им отражением в лесном озере, — рассматривает свое тело и свою индивиду­альность в качестве центра мироздания и единственного критерия ценно­сти. Всем нам известны люди, которые говорят только о себе или своих переживаниях, не придавая никакого значения мыслям и чувствам окружаю­щих. Кохут понял, что такое состояние является аберрацией (искажением) в сущности нормального процесса и что прохождение через период нарцис­сизма — это необходимый и здоровый этап взросления.

Каждый младенец и маленький ребенок должны почувствовать себя центром вселенной, по край­ней мере, на какое-то время. Результирующая пустота вызовет нарциссическую жажду внимания, которая позже станет дефектом личности только то­гда, когда это чувство отрицается. Кохут видел, что нормальный нарцис­сизм образует ядро «я».

Кохут фокусировал свое внимание на двух нормальных нарциссических процессах, которые являются решающими в развитии «я». Первый из них — отражение (mirroring), при котором младенец смотрит на мать и видит свое «я» отраженным в ее радостном взгляде. При отношении отражения ребе­нок как будто говорит про себя: «Ты видишь меня чудесным. Значит, я чу­десен». Наблюдая собственные положительные качества в сиянии материн­ских глаз, ребенок чувствует всю свою самоценность.

Второй нормальный нарциссический процесс — идеализация, которая начинается с узнавания ребенком своего родителя или другого любимого человека. В этом случае качества собственного «я»—доброта, совершенство, всесилие, зна­чимость, чувство реальности и т. д. — проецируются на этого человека, так что ребенок (как бы) может сказать: «Я вижу тебя чудесной и нахожусь рядом с тобой; значит, я существую и тоже чудесен». В объектных отноше­ниях отражения и идеализации ребенок узнает свое «я» с помощью другого человека.

Кохут назвал этих отражающих и идеализируемых людей я-объектами (Kohut, 1977), так как ребенку кажется, что они являются про­должением его самого. Со временем ребенок произведет интернализацию от­ношений с я-объектами таким образом, что он сможет осуществлять опера­ции отражения и идеализации внутри себя. Когда эти два процесса интернализации проходят успешно, они образуют базис двухполюсного «я ». Внутренний процесс отражения ведет к реалистическим устремлениям в ми­ре, подкрепляемом интернализованной стимулирующей похвалой матери. Равным образом, когда будет интернализован идеализируемый отец, ребе­нок может нацелиться на реалистические идеалы. Эти два полюса составля­ют ядро здорового «я» и генерируют прочувствованные устремления и идеа­лы, которые обеспечивают чувство цели и смысла.

Кохут заметил, что успешное развитие «я» может обеспечить любой из этих процессов. Например, если мать не способна произвести отражение должным образом, тогда здоровый идеализирующий процесс с отцом может все же обеспечить такое проявление ощущения «я», которое будет достаточ­но для возникновения чувства реальности и мотивации. Если один полюс функционирует нормально, тогда дефекты другого полюса могут быть ис­правлены позже. Однако если ущербны оба полюса, тогда следом могут воз­никнуть симптомы, которыми и занимался Кохут, — чувства нереальности, опустошенности и бессмысленности происходящего, — поскольку в этом слу­чае отсутствует внутренняя структура «я», которая способна обеспечить чув­ство самоценности.

Кроме теории, Кохут разработал практические приемы лечения расстройств «я». Он установил, что дефекты структуры «я» становятся заметны при трех ситуациях переноса, или способах видения собственного психоанализа. При отражающем переносе (mirroring transference) пациент пытается исправить эти дефекты, воспринимая терапевта как человека, полностью оча­рованного и осчастливленного пациентом. Пациент испытывает неутолимую потребность рассказать о каждой подробности своей жизни. При идеализирующем переносе (idealizing transference) пациент превращает аналитика в человека, достойного благоговения и восхищения, а затем начинает ощущать соб­ственную важность и значимость как результат их отношений. При близне­цовом переносе (twin transference) пациент фантазирует, что он и аналитик являются в некотором роде равноправными партнерами, совершающими совместное путешествие по жизни. В этом случае пациент более не чувствует себя одиноким или опустошенным. Во всех трех моделях переноса психотерапевтическое вмешательство в целом схоже: глубокое эмпатическое понимание со стороны аналитика. Перенос и взаимоотношения, которые он порож­дает, принимаются и понимаются аналитиком, и в результате пациент может постепенно интернализовать личность аналитика. Тем самым психическая организация, которую пациент не смог осуществить с родителями, теперь ус­пешно структурирована, а его здоровье восстановлено (Kohut, 1977).

В этой связи можно назвать и книги Алисы Миллер (в том числе «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я», изд. Академический проект, 2001), поскольку на нее оказала сильное воздействие не только теория Уинникота об " истинном Я" и " ложном Я", но и концепция развития личности Гейнца Кохута. Алиса Миллер пренебрегает инстинктивной стороной личности в гораздо большой степени, чем Когут, хотя при чтении его книг может возникнуть сходное впечатление. Как сообщил мне сам Когут, речь идет о мнимом противоречии: в первую очередь его интересовало развитие Я, но он не забывал и теорию инстинктов, в особенности, когда сам пациент жаловался на свои побуждения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал