Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Проректор по академическим вопросам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
Дуйсенгулова Н.С.
Г.
Образовательная программа бакалавриата
Специальность 050507 «Менеджмент», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы»
Форма обучения - дневная
СИЛЛАБУС
По дисциплине
«МАкроэкономика»
Курс: 2
Семестр: 3
Количество кредитов: 2
Преподаватель кафедры «Экономика и логистика»: Огай Д.В.
Телефон: 3022136, кабинет №115
Алматы, 2012
Составитель: ст. преподаватель ___________________ Огай Д.В.,
Силлабус составлен на основе рабочей программы курса «Макроэкономика» для студентов специальности 050507 «Менеджмент», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы»
Силлаабусрассмотрен на заседании кафедры «Экономика и Логистика»
Протокол № 1 от «27» августа 2012 г.
И.о. зав. кафедрой «Экономика и логистика»
К.э.н., доц. _________________________ Тайкулакова Г.С.
Силлабусодобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»
Протокол №_____ от «____»_______________2012 г.
ДИСЦИПЛИНА «МАКРОЭКОНОМИКА»
Преподаватель: Огай Дмитрий Валерьевич, МВА
Введение
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий поведение основных экономических субъектов - домашних хозяйств, фирм и государства в условиях открытости экономики и международных взаимосвязей, а также ситуации на отдельных рынках ресурсов. Макроэкономика – наука о рациональном принятии решений экономическими субъектами в условиях ограниченности ресурсов. Экономический анализ поведения домашних хозяйств, фирм и государства основывается на теории потребительского выбора. Анализ экономического поведения фирм базируется на применение двух основных экономических течений: неоклассическом и кейнсианском. При изучении макроэкономики особое внимание уделяется бюджетно-налоговой (фискальной) политике правительства и денежно-кредитной (монетарной) политике Национального банка в условиях мировой финансовой нестабильности.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- проведение СРСП.
Целью преподавания дисциплины является систематизированное и логически последовательное изучение экономических принципов и закономерностей функционирования современного рыночного хозяйства в рамках домашних хозяйств, фирм и государства.
Задачи курса:
- сформировать у студентов основы экономического мышления в результате познания закономерностей функционирования современной рыночной экономики;
- вооружить студентов методологией изучения экономических процессов для самостоятельного использования способов и методов анализа применительно к любым явлениям и ситуациям;
- помочь студентам овладеть макроэкономическим инструментарием анализа хозяйственной деятельности;
- выработать умение проводить макроэкономический анализ ситуаций с использованием основных макроэкономических моделей;
- выработать умение соотносить производственную деятельность национальной экономики с тенденциями развития мировой экономики в целом.
Пререквизиты: Экономическая теория, Микроэкономика, История экономических учений, Деньги и банковское дело
Постреквизиты: Государственное регулирование экономики, Эконометрика, Финансы и кредит, Экономика предприятия, Налоги и налогообложение, Финансовый анализ, Государственное и муниципальное управление.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.
Общие компетенции:
- знать определенный набор экономических понятий, закономерностей развития рыночной экономики;
- уметь ориентироваться в современном мире экономических отношений;
- овладеть навыками экономического мышления: выбора из многих вариантов решения одного наиболее рационального и др.
Предметно специализированные:
знать:
- обширный понятийный аппарат (основные экономические принципы, агрегирование, спрос и предложение, основные макроэкономические показатели,);
- методологию и методы макроэкономического анализа;
- принципы, согласно которым индивиды принимают экономические решения;
- уметь:
- принимать решения с использованием макроэкономического инструментария по важнейшим проблемам развития фирмы;
- грамотно сконструировать поведение домашних хозяйств, фирм, государства, для того, чтобы с максимальной эффективностью достичь желаемых результатов;
- включать изучаемую проблему в систему функционирования различных составляющих экономики;
- рационально мыслить.
- овладеть навыками:
- макроэкономического анализа ситуаций на отдельных рынках;
- использования законов РК и других нормативных актов в области хозяйственного регулирования и международной торговли.
Студент должен быть компетентным в принятии решений по важнейшим проблемам развития национальной экономики, реагировать на быстро меняющиеся условия рынка, грамотно анализировать ситуацию в мировой экономике и понимать какие оперативные решения должно принимать правительство и Национальный банк в сфере развития национальной экономики.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование темы
| Распределение по неделям
|
|
|
|
| лекции
| Практические занятия
| СРСП
| СРС
|
| Введение в макроэкономику. Основные понятия макроэкономики. Исторический взгляд.
|
|
|
|
|
| Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.
|
|
|
|
|
| Доходы и расходы. Потребление, сбережения и инвестиции.
|
|
|
|
|
| Совокупный спрос и совокупное предложение
| 4, 5
| 4, 5
| 4, 5
| 4, 5
|
| Деньги и процентные ставки
|
|
|
|
|
| Рубежный контроль 1
|
|
| Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM.
|
|
|
|
|
| Макроэкономическая
нестабильность: инфляция и безработица
|
|
|
|
|
| Совокупное предложение: заработная плата, цены и занятость.
|
|
|
|
|
| Теория рациональных ожиданий.
|
|
|
|
|
| Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.
|
|
|
|
|
| Бюджетный дефицит и государственный долг.
|
|
|
|
|
| Открытая экономика: платежный баланс и валютные курсы. Международные взаимосвязи.
|
|
|
|
|
| Долгосрочный экономический рост и производительность
|
|
|
|
| Рубежный контроль 2
|
|
|
| Экзаменационная сессия
|
|
Содержание практических занятий, форма контроля и оценка
№ темы
| Вопросы практических занятий
| Литература
| Форма
контроля
| Макс. балл
|
| Основы макроэкономической теории. Основные принципы экономической теории: ограниченность ресурсов, выбор, маржинальный подход
| Основная:
№ 2
| Опрос, вопросы на обсуждение.
|
|
| Валовой внутренний продукт: методы подсчета. Задачи по расчету: ВНП и ВВП, ВВП по расходам. ВВП по доходам. Определение типа экономики в зависимости от соотношения инвестиций и амортизации (растущая, статичная и стагнирующая). Принципы исчисления ВВП. Метод подсчета ВВП по конечной стоимости продукта и по добавленной стоимости Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход.
| Основная:
№ 2, 3, 4
| Задачи, учебная ситуация
|
|
| ВВП и инфляция. Задачи на определение реального и номинального ВВП, индексов цен: дефлятора ВВП, индекса потребительских цен, индекса производственных цен.
| Основная:
№ 3, 5
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Совокупный спрос и совокупное предложение. Доходы и расходы. Равновесный объем выпуска. Равновесный объем выпуска и совокупный спрос. Функция потребления. Потребление и накопление. Совокупное предложение.
| Основная:
№ 2, 6
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Влияние бюджетно-налоговой политики на экономику в рамках кейнсианского креста. Задачи на определение изменения уровня равновесного национального дохода на товарном рынке в результате изменения налогов и государственных расходов, расчет мультипликатора налогов и гос. расходов
| Основная:
№ 4, 5
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Модель IS – LM. Задачи на определение равновесного положения на товарном и денежном рынках. Анализ воздействия бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Определение предельной склонности к потреблению.
| Основная:
№ 2, 6
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Спрос на деньги. Денежные агрегаты. Функции денег. Трансакционный мотив спроса на деньги Модель Баумоля-Тобина.
| Основная:
№ 6
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Модель предложения денег и денежный мультипликатор. Определение объема денежной массы. Отношение «резервы-депозиты». База денежного обращения. Контроль за величиной денежной базы.
| Основная:
№ 2, 4
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Инструменты денежной базы. Политика открытого рынка. Норма резервных требований. Учетная ставка.
| Основная:
№ 6
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Фискальная политика. Доходы и расходы государства. Налоги и субсидии. Автоматически встроенные стабилизаторы. Вытеснение частных инвестиций Ликвидная ловушка. Эффект вытеснения. Сочетание мер стабилизационной политики
| Основная:
№ 3, 4
Дополн.№ 14
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Бюджетный дефицит и государственный. Проблема дефицита и уровень дефицита. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Эмиссионный доход. Сеньораж. Займ в банковском и небанковском секторе. Сокращение доходов и государственные доходы. Кривая Лаффера. Государственный долг.
| Основная:
№ 2, 5 Дополн.№ 14
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
|
| Теория экономического роста. Источники экономического роста. Производственная функция. Теория роста. Модель Солоу. Изменение уровня накопления. Рост населения и модель Солоу.
| Основная:
№ 4, 5
| Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.
|
| ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СРСП*
№
| Задания на СРС
| Литература
| Форма контроля
| Сроки сдачи
(неделя)
| Макс. балл
|
| Тема: Введение в макроэкономику. Основные понятия макроэкономики. Исторический взгляд.
Письменная работа. Дать краткую характеристику методам, используемым в макроэкономике, проанализировать возможности их применения.
Рассмотреть основные течения в макроэкономическом анализе.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: № 6-15
| Защита
СРС
|
|
|
| Тема: Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.
Рассмотреть основные макроэкономические показатели и альтернативные измерители дохода.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №6-7
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Доходы и расходы. Потребление, сбережения и инвестиции.
Исходя из представленных данных, определить ВВП доходным и затратным методами
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: № 9, 12-15
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS.
Рассмотреть вывод кривых AD-AS и проанализировать как устанавливается равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №6-10
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Деньги и процентные ставки
Рассмотреть как функционирует рынок денег, как формируется спрос и предложение на рынке денег.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №7, 8
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM.
Вывести кривые IS и LM. Объяснить их наклон. Денежно-кредитная политика в рамках модели IS-LM.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №7, 9
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Макроэкономическая
нестабильность: инфляция и безработица.
Определить уровень инфляции используя ИПЦ. Рассчитать численность рабочей силы и уровень безработицы используя статистические данные.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №15, 14
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Совокупное предложение: заработная плата, цены и занятость.
Рассмотреть кривую совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Объяснить положительный наклон кривой AS в краткосрочном периоде.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №7, 10
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Теория рациональных ожиданий.
Рассмотреть неоклассическую модель рынка труда. Объяснить положение кривая совокупного предложения Лукаса. Вывести свойства кривой совокупного предложения.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №7
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.
Рассмотреть сдвиги кривой совокупного спроса в результате изменения государственных расходов и налогов.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №7
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Бюджетный дефицит и государственный долг.
Составить структуру государственно долга РК. Рассмотреть основные виды государственных ценных бумаг.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная№7-10
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Открытая экономика: платежный баланс и валютные курсы. Международные взаимосвязи.
Составить платежный баланс используя статистические данные.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №7
| Защита СРС
|
|
|
| Тема: Долгосрочный экономический рост и производительность
Рассмотреть основные теории экономического роста. Обосновать неоклассическую теорию экономического роста и модель Р.Солоу.
| Основная: №1-5
Дополнитель-ная: №7-9
| Защита СРС
|
|
|
|