![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подход теории социальных репрезентаций в социальной психологии
Э. Дюркгейм ввел понятие «коллективные репрезентации» – представления, широко разделяемые членами общ-ва, соц. по происхождению и относящ. к общ-ву. Именно от этого понятия С. Московичи отталкивался в своей теории. 1961 г. – С. Московичи «Психоанализ. Его образ и публика». 1979 г. – 1-ый международный симпозиум по соц. представлениям. С.Р. – когнитивные системы, обладающие собственной логикой и языком. Они являются не просто представлениями о чем-либо, образами, а теориями или областями знаний со своими собственными правами для открытия и организации реальности. Идеи, мысли, образы и знания, разделяемые людьми и формирующиеся в процессе соц. взаимодействия». (С. Московичи.) Социальное представление – продукт группы, связан с соц. контекстом, в котором реализуется. (С. Московичи) С. Московичи разработал трехкомпонентную модель социальных репрезентаций: – информация (суммы знаний об объекте представления), – установки (эмоциональное отношение к объекту представления) – поле представления (внутренняя организация элементов представления). Иерархическое строение поля представления: а) Центр. ядро (устойчивая часть) образуется несколькими эл-ми соц.репрезентации, служит для организации внутреннего строения и придания смысла всей репрезентации б) Периферия (менее уст. часть) состоит из скриптов, схем, стереотипов, запускает быстрые поведенческие реакции, не требующие длительного процесса принятия решения. Защищает центр. ядро от деформации. Стр-ра каждой репр-и имеет два лица: образ/смысл. Т.е. любому образу соотв-ет один смысл и наоборот. Свойства соц. представлений (Жодле): 1. Представление об объекте способно заменить объект. 2. Образный характер. 3. Единство чувственного и рационального. 4. Конструктивный характер. Способность конструировать соц. реальность. 5. Автономность и креативность. Ф-ции соц. репрезентаций: – конструирование и формировании реальности; – структурирование и координация коммуникаций; – демаркация и консолидация групп; – создание направления социализации; – способность делать незнакомое знакомым. Процессы социальных репрезентаций: – якорение – процесс, с помощью которого незнакомые объекты и события вступают в нашу социальную реальность, делающий их значимыми и важными в наших социальных связях. Включает два подпроцесса: 1) Классификация - включает сравнение незнакомого объекта с прототипами, представляющими данный класс. Происходит либо генерализацией ( подчеркивание сходства классом), либо партикуляризацией (подчеркивание различий, аномальности) 2) называние не только обозначает объект, но и определяет систему связей с др. объектами и событиями. Оно помещает объект в комплексную с-му взаимосв-х слов, => объект 1. приобретает хар-тики в соотв. со связями, 2. становится отличным от др. объектов, 3. становится конвенциональным. – объектификация – процесс, с помощью которого абстрактные понятия, свойства или взаимосвязи трансформируются и замещаются конкретными образами или предметами. Якорение делает незнакомое значимым, а объектификация трансформирует непостижимое во что-то реальное, привычное для следующих поколений. Подходы: Наиб. развиты англ. и фр. школы. Дуаз - изучение влияния соц. стр-ры на выработку соц. представлений. Жеделе- изучение роли представлений в регуляции соц. взаимодействия. Др. иссл-ли: Абрик, Экс-ан-Прованс. Российские предст-ли: Донцова, Емельянова.
|