Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики, родственные ТАТ






Тест четырех картин Ван Леннепа (FRT) разрабатывался в то же время, что и ТАТ, независимо от него. Тестовый материал представляет собой четыре цветных многозначных картины, отображающих " экзистенциальные" социальные ситуации: " со-бытие с другим человеком", " личное одиночество", " социальное одиночество", " со-бытие с другими людьми в группе". Задача состоит в том, чтобы расположить изображения в любой последовательности и сочинить рассказ, охватывающий все четыре ситуации. При анализе выделяются формальные и содержательные признаки, фиксируемые в специальном формуляре. Их интер-

претация основана в большей мере на интуиции. Многозначность материала выше, чем в ТАТ, однако ограниченность материала для анализа одним рассказом сужает возможности теста. Эмпирических подтверждений его надежности и валидности нет, равно как и каких-либо нормативных данных. В то же время имеется целый ряд косвенных подтверждений валидности теста (Kornadt, Zumkley, 1982, с.323-324).

Рисуночный тест " Блэки" (ВРТ) Дж.Блума является единственной тематической апперцептивной техникой, разработанной строго в соответствии с определенной теорией — в данном случае с психоаналитической теорией психосексуального развития, — предназначенной как для взрослых, так и для детей. Материал представляет собой 12 картин, изображающих сцены из жизни Блэки — черной собаки неопределенного пола — и его семейства: папы, мамы и не то брата, не то сестры. Каждая из ситуаций, изображенных на картинах, соответствует одной из категорий теории психосексуального развития: оральный эротизм, интенсивность Эдиповского конфликта, страх кастрации, идеальное Я и т.п. После предъявления картины обследуемый должен ответить на вопросы по поводу изображенной ситуации, которые носят довольно конкретный характер. В заключение все картины классифицируются по признаку " нравится—не нравится". Система обработки результатов достаточно строго формализована и позволяет определить степень выраженности тех или иных параметров психосексуального развития. ВРТ был популярен в 50-е — 60-е годы, хотя в качестве исследовательской методики он принес больше пользы, чем в качестве инструмента клинической диагностики. Есть мнение, что полученные результаты подтверждают теорию стадий психосексуального развития. Но в целом данные о надежности и валидности ВРТ противоречивы. Основная критика связана с допущением Блума, что испытуемые обоего пола смогут с равной эффективностью идентифицироваться с главным героем. Это допущение оказалось неверным — Блэки в подавляющем большинстве случаев приписывался

мужской пол вне зависимости от пола испытуемых. Вместе с тем и теория психосексуального развития в большей мере приложима к мужчинам, чем к женщинам, поэтому ВРТ можно считать сравнительно хорошей методикой для мужской выборки.

Тест " Чернолапка" (PN) Л.Кормана менее известен, чем " Блэки", хотя обладает некоторыми преимуществами перед ним. Главное действующее лицо — поросенок, в числе других персонажей — разные животные и люди, причем животные по сравнению с ВРТ менее антропоморфизиро-ваны. Тест включает в себя 17 картин и предназначен для обследования детей. Задача заключается в том, чтобы выбрать из всего набора понравившиеся картины, расположить их в произвольном порядке и составить один общий рассказ. Хотя PN рассматривают как вариант ВРТ (Semeonoff, 1976; Kornadt, Zumkley, 1982), с этим трудно безоговорочно согласиться, поскольку процедуры весьма заметно различаются в том и другом случае.

Техника объектных отношений (ORT) Х.Филипсона также исходит из положений психоанализа, в частности, о роли складывающихся в первые годы жизни бессознательных объектных привязанностей. Эти объектные отношения, которые могут быть фрустрированными и вытесненными в бессознательное, накладываются на осознаваемый накопленный и переработанный человеком опыт межличностных отношений и влияют на поведение и межличностные отношения уже взрослого человека. Методика состоит из трех серий по 4 картины в каждой, изображающих соответственно одного, двух, трех и группу людей. Между собой серии различаются характером изображений: размытые силуэты в серии А, контрастные черно-белые и черно-серые рисунки в серии В и цветные изображения в серии С. По процедуре предъявления и общему подходу к обработке результатов ORT близка к ТАТ Мюррея. Существуют некоторые статистические нормы. Известно несколько исследований, подтвердивших диагностические возможности ORT, однако связь техники с ее концептуальным обоснованием — теорией объектных отношений — остается

 

недостаточно убедительной. Н.Уилкинсоном разрабатывается детская версия методики — CORT; в процессе этой разработки были внесены существенные изменения и в строение методики, и в способ подсчета результатов; предполагается, что эти изменения могут быть использованы и для усовершенствования базовой методики ORT, и даже для обработки данных ТАТ (Semeonoff, 1976, с. 150).

Проективные рисунки Р.Пикфорда (РРР). Методика предназначена для детей от 5 до 15 лет как вспомогательный инструмент при психодинамически ориентированной терапии. Она представляет собой 120 штриховых рисунков размером с почтовую открытку, на которых изображены детские фигуры — одна или несколько. Лица не прорисованы, но пол в большинстве случаев достаточно отчетлив; неясности сведены к минимуму. Все картины можно разбить на 15 классов ситуаций: отношения одного ребенка с отцом, отношения нескольких детей с отцом, отношение к младенцу, одиночество, отношения с дикими, опасными или фантастическими животными и т.д. Предполагается использовать их на протяжении цикла психотерапевтических сессий по шесть раз; ребенку предлагается придумать по каждой из них рассказ без каких-либо ограничений; интерпретация также не подчинена каким-либо формальным правилам. Предполагается, что психотерапевт или школьный психолог сможет получить с помощью проективных рисунков существенную для него информацию; сама же техника самодостаточной не является.

Можно ограничиться упоминанием еще нескольких методик, сохраняющих элементы сходства с ТАТ, однако сходства здесь меньше, чем различия. В их числе тест упорядочивания рисунков Томкинса и Хорна, групповой проективный личностный тест Кессела и Кана, " Палочные фигурки" Форреста и Ли, рисуночный тест фрустрации Розенцвейга и тест руки Бриклина, Пиотровского и Вагнера. Последние две методики являются наиболее известными и обоснованными из перечисленных и обычно рассматриваются вне связи с ТАТ.

Х.-Й. Корнадт и Х.Цумкли, подытоживая обзор вариантов и модификаций ТАТ, отмечают, что большинство из них не оправдали возлагавшихся на них ожиданий. Опыт работы позволяет решительно отвергнуть положение об идентификации обследуемого с похожим на него персонажем как об условии личностной проекции. Напротив, подчеркивается решающая роль такого момента как тематическая определенность картин, их способность актуализировать определенные мотивы, что подтверждается, в частности, убедительными преимуществами вариантов ТАТ, сконструированных для диагностики отдельных мотивов {Kornadt, Zumkley, 1982, с.ЗЗО—331).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал