Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие №9






Тема: Способности

Цель: получить представление о способностях как важной характеристике индивидуальности личности.

Теоретические вопросы:

1. Общее понятие о способностях.

2. Задатки и способности.

3. Виды способностей.

4. Количественная и качественная характеристика способностей. Интеллект в структуре способностей.

Литература

Основная:

1. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.1.: Основы общей психологии – М.: Владос, 2001, 2003.

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – 5-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.

3. Новейший психологический словарь. – 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Марциновская Т.Д. История психологии. – 5-е стер. – М.: Академия, 2006.

5. Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. – 6-е. – М.: Академический Проект, 2005.

Дополнительная:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер Ком, 1999.- 368 с.

2. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель " интеллектуального диапазона" // Психологический журнал. - Т.19.- N2 - 1998. - С.61-70.

3. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал.- т.14.- №4.- 1994.

4. Контрольные задания по психологии / Сост. Л.А. Першина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 96 с.

5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991

6. Психология. Учебник.- М., " ПРОСПЕКТ", 1998. - 584 с.

7. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная /Отв. ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1990. - 223 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

9. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996 г.- 736 с.

11. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии.- Мн.: изд-во «Университетское», 1998. - 176 с.

12. Теплов Б.М. Избр. труды: в 2-х т. Т. II.- Педагогика, 1985. - 360 с.

13. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Москва - Томск, 1997. - 392 с.

Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа), включает в себя

1. Самостоятельную проработку и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.

2. Составление конспектов оригинальных трудов (Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.- М.: МГУ, 1982; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982, гл. 4. Деятельность и сознание).

3. Знакомство с методами исследования, необходимыми для выполнения заданий на практических занятиях, выполнение заданий, интерпретация результатов, оценка своих личностных особенностей для профессионального самоопределения.

4. Систематическое ведение терминологического словаря.

5. Подготовку к промежуточному и итоговому тестированию.

6. Выполнение творческого индивидуального задания (обязательным является два из заданий на выбор)

1.Составить аннотацию одного учебного пособия из предлагаемого списка дополнительной литературы.

2.Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование».

3.Написать реферат.

4.Подготовить презентацию.

5.Написать эссе.

6.Составить кроссворд по любому разделу курса.

Тематика рефератов или презентаций

1. Становление психики в животном мире.

2. Интеллектуальное поведение животных.

3. Мозг как носитель психики.

4. Межполушарная асимметрия.

5. Различия психики человека и животных.

6. Теории происхождения сознания.

7. Бессознательное и его проявления.

8. Этапы становления самосознания.

9. Роль самооценки в организации поведения.

10. Формирование «Я-концепции».

11. Управление деятельностью - акцептор действия как результат вероятностного прогнозирования.

12. Условия формирования навыков и признаки их сформированности.

13. Язык и речь.

14. Роль деятельности в формировании процесса восприятия

15. Приемы запоминания.

16. Нарушения памяти.

17. Свойства внимания. Рассеянность как нарушение внимания.

18. Внимание в учебно-воспитательном процессе: привлечение, поддержание и развитие внимания.

19. Проблема эффективности запоминания.

20. Творческое мышление.

21. Природа индивидуальных особенностей мышления.

22. Воображение и личность.

23. Воображение и творчество.

Тематика эссе

Общего у людей только одно: все они разные (Р. Зенд)

Сознание боится пустоты. (Поль Валери)

Сознание царствует, но не управляет (Поль Валери)

Понять человека – понять мир.

Вопросы к зачету

1. Предмет и отрасли психологии.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Бихевиоризм и необихевиоризм.

4. Психоанализ и неофрейдизм.

5. Гуманистическая психология.

6. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование

7. Дополнительные методы психологии: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

8. Психика человека как основная категория отечественной психологии.

9. Понятие сознания. Структура сознания.

10. Бессознательное и его проявления.

11. Самосознание личности.

12. Изучение человека в психологии. Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект. Личность как категория психологии. Структура личности.

13. Представления об основных факторах и механизмах развития личности в отечественной психологии.

14. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы.

15. Самооценка и уровень притязаний личности.

16. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

17. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

18. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

19. Понятие и функции эмоций и чувств. Формы переживания чувств.

20. Воля и её функции. Структура волевого действия.

21. Формирование волевой саморегуляции и волевых качеств личности.

22. Теории темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

23. Характер, как психологическая категория, его природные и социальные предпосылки.

24. Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристики способностей. Формирование и развитие способностей.

25. Понятие, виды, свойства, закономерности ощущений.

26. Характеристика свойств и особенностей восприятия.

27. Процессы, качества, закономерности памяти. Виды памяти.

28. Сущность и свойства внимания. Виды внимания

29. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Мышление и речь. Формы мышления.

30. Виды мышления. Процессы мышления.

31. Виды, функции, свойства, природа воображения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Наименование Кол-во экземпляров
Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. – 6-е. – М.: Академический Проект, 2005.  
Марциновская Т.Д. История психологии. – 5-е стер. – М.: Академия, 2006  
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – 5-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.  
Петровский А.В. Психология. – 5-е стер. – М.: Просвещение, 2006  

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Учебная и научная литература Кол-во экземпляров
Барабанщиков, Владимир Александрович. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса: учебное пособие для вузов по курсу " Общая психология" / В. А. Барабанщиков. - М.: Когито-Центр: Высшая школа психологии, 2006. - 240 с. - (Университетское психологическое образование). - 1 000 экз. - ISBN5-89353-194-9  
Выготский, Лев Семенович. Психология / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. - (Мир психологии). - ISBN5-04-004708-8  
Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию: учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Юрайт, 2002. - 336 с. - ISBN5-88711-011-2  
Пропедевтический курс общей психологии: учеб.пособие / В. И. Гинецинский. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 1997. - 196 с. -  
Иващенко, Федор Иванович. Задачи по общей психологии: учебное пособие для пед. ин-тов / Ф. И. Иващенко. - Минск: Высшая школа, 1979. - 80 с.: ил. - 6 500 экз. -  
Ительсон, Лев Борисович. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов / Л. Б. Ительсон. - М.: АСТ, 2002. - 896 с. - (Библиотека практической психологии). - ISBN5-17-010764-1  
Ительсон, Лев Борисович. Лекции по общей психологии: учебное пособие / Л. Б. Ительсон. - Минск: Харвест, 2000. - 896 с. - (Библиотека практической психологии). - ISBN985-13-0028-4  
Ильин, Евгений Павлович. Психология: учебник для средних педагогических учебных заведений / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.: ил. - ISBN5-318-00558-6  
Климов, Евгений Александрович. Основы психологии: учебник для вузов не психологических специальностей / Е. А. Климов. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. - 295 с. - 5 000 экз. - ISBN5-85178-051-7  
Климов, Евгений Александрович. Общая психология: общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов / Е. А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 511 с. -  
Леонтьев, Алексей Николаевич. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов / А. Н. Леонтьев; ред. Д. А. Леонтьев, ред. Е. Е. Соколова. - М.: Смысл, 2000. - 511 с. -  
Общая психология: тексты: в 3-х т. / ред. В. В. Петухов, ред., сост. Ю. Б. Дормашев, ред., сост. С. А. Капустин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 -. Т. 2: Субъект деятельности, Кн. 1. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002. - 671 с. - ISBN5-93692-041-0  
Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 448 с. - (Учебник для вузов). - 50 000 экз. - ISBN5-691-00143-4  
Общая психология: конспект лекций / сост. М. В. Оленникова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2004. - 93 с. - (Университетская библиотека). - 5 000 экз. - ISBN5-17-026814-9  
Общая психология: тексты: в 3-х т. / ред. В. В. Петухов, ред., сост. Ю. Б. Дормашев, ред., сост. С. А. Капустин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 -. Т. 2: Субъект деятельности, Кн. 3. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 607 с. - ISBN5-93692-055-0  
Общая психология: тексты: в 3-х т. / ред. В. В. Петухов, ред., сост. Ю. Б. Дормашев, ред., сост. С. А. Капустин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 -. Т. 2: Субъект деятельности, Кн. 2. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 527 с. - ISBN5-93692-054-2  
Общая психология / Ф. Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 448 с. - (Высший балл). - 5 000 экз. - ISBN5-222-02854-2  
Общая психология: учебник для вузов: в 7 т. / ред. Б. С. Братусь. - М.: Академия, 2005 -. Т. 3: Память / В. В. Нуркова. - М., 2006. - 320 с. - (Университетский учебник по психологии). - Библиогр.: с.305-314. - Именной указ.: с. 292-296. - ISBN5-7695-2420-0  
Общая психология: учебное пособие для вузов: в 7 т. / ред. Б. С. Братусь. - М.: Академия, 2005 - Т. 4: Внимание / М. В. Фаликман. - М., 2006. - 480 с. - (Университетский учебник по психологии). - Библиогр.: с.450-470. Именной указ.: с.439-442. - Предм. указ.: с. 443-449. - ISBN5-7695-2521-5  
Психология: учебник для гуманитарных вузов / ред. В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2003. - 656 с.: ил. - (Учебник нового века). - ISBN5-272-00260-1  
Первин, Лоуренс. Психология личности: теория и исследования: учебное пособие для вузов / Л. Первин. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с. - ISBN5-7567-0237  
Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001  
Психология: учебник для вузов / ред. Б. А. Сосновский. - М.: Юрайт, 2005. - 660 с. - (Университеты России: МПГУ). - 4 000 экз. - ISBN5-94879-350-8  
Психология: Общая психология. История психологии: учебно-методический комплекс дисциплины по специальности " История с дополнительной специальностью юриспруденция". Ч. 1 / авт.-сост.: И. Н. Протасова, Н. Е. Варшавская. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2009. - 129 с. - 50 экз. - Экземпляры всего: 24  
Психология: Общая психология. История психологии: учебно-методический комплекс дисциплины по специальности " История с дополнительной специальностью юриспруденция". Ч. 2 / авт.-сост.: И. Н. Протасова, Н. Е. Варшавская. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2009. - 44 с. - 50 экз. - Экземпляры всего: 25  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 1999. - 720 с. - (Мастера психологии). - 5 000 экз. - ISBN5-314-00016-4  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 470 с.  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.: ил. - (Мастера психологии). - ISBN5-314-00016-4  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.: ил. - (Мастера психологии). - 6 000 экз. - ISBN5-314-00016-4  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2002. - 720 с.: ил. - (Мастера психологии). - 7 000 экз. - ISBN5-314-00016-4  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.  
Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2009. - 13 с. - (Мастера психологии). - 8 000 экз. - ISBN978-5-314-00016-8  
Сосновский, Борис Алексеевич. Лабораторный практикум по общей психологии: учебно-методическое пособие для заочников пед. институтов / Б. А. Сосновский. - М.: Просвещение, 1979. - 156 с.  
Станкин, Михаил Иосифович. Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учебно-методическое пособие для вузов / М. И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 352 с. - (Библиотека психолога). - ISBN5-89502-113-1  
Словари  
Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с. - (Психологическая энциклопедия). - ISBN 5-93878-086-1    
Краткий психологический словарь / ред.: А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Л. А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.    
Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / ред.: Е. С. Кузьмин, Семёнов В. Е. - Л.: Лениздат, 1987. - 144 с. - 100 000 экз.    
Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие для проф.-тех. образования / К. К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1984. - 175 с.    
Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; ред. В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 806 с. - (Словари). - 5 000 экз. - ISBN 5-222-06803-X    
Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; ред. В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 806 с. - (Словари). - ISBN 978-5-222-11940-2    
Новейший психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е. С. Рапацевич; ред. А. П. Астахов. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с. - 2 550 экз. - ISBN 978-985-513-724-6    
Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. - М.: [б. и.], 1996. - 155 с.    
Современная психология: справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688 с. -    
Общая и социальная психология: энциклопедия / М. И. Еникеев. - М.: ПРИОР, 2002. - 560 с. - ISBN 5-7990-0686-0    
Психологический словарь / ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 440 с.:    
Психология. А-Я: словарь-справочник / М. Кордуэлл; пер. с англ. М. Кордуэлл. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.    
Психологический словарь / ред. С. Е. Советов. - Магадан: [б. и.], 1965. - 291 с. -    
Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с. -    
Психологический словарь. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 444 с.    
Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 576 с. -    
Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2004. - 576 с. -(Библиотека практ. психологии). - ISBN 985-13-1555-9    
Психология: словарь / ред.: А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. - 400 000 экз. - ISBN 5-250-00364-8    
Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Коропулина [и др.]; ред. Ю. Л. Неймер. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640 с. - (Словари). - ISBN 5-222-03712-6    
Психологический словарь / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.: ил. - ISBN 978-5-691-01515-1    
Современный психологический словарь: более 1400 статей по основным разделам психологии, более 100 лучших отечественных авторов: учебное пособие для вузов / ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ; Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с. - ISBN 978-5-17-046534-7    
Хрестоматии  
Хрестоматия по вниманию / ред.: А. Н. Леонтьев, А. А. Пузырей, В. Я. Романов. - М.: Московский гос. университет, 1976. - 295 с. - 302 000 экз.    
Хрестоматия по ощущению и восприятию: учебное пособие для ун-тов / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевская. - М.: Московский гос. университет, 1975. - 400 с.:    
Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов педагогических институтов / ред. А. В. Петровский; сост. В. В. Мироненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с. - 140 000 экз.    
Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов педагогических институтов / ред. А. В. Петровский, сост., авт. предисл. В. В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1977. - 528 с. - 100 000 экз.    
Хрестоматия по общей психологии: психология мышления: учебное пособие для вузов / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Московский гос. университет, 1981. - 400 с.    
Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов ХХ в.): учебное пособие для вузов / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Московский гос. университет, 1980. - 296 с.    
Психология внимания: хрестоматия для вузов / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-88711-149-6    
Психология индивидуальных различий: учебное пособие для вузов / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-88711-178-Х    
Психология мотивации и эмоций / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - 752 с. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-88711-152-6    
Психология памяти: учебное пособие для вузов / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - 816 с.: ил. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-88711-176-3    
Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2003. - 752 с. - (Библиотека практической психологии). - ISBN 985-13-0966-4    
Психология ощущений и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2002. - 610 с.: ил. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-88711-177-1    
Хрестоматия по общей психологии: психология памяти: учеб. пособие для вузов / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Московский гос. университет, 1979. - 272 с.    
         

 

базы данных, информационно-справочные

и поисковые системы

Вопросы психологии

https:// www.voppsy.ru


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал