Кодовое обозначение таблицы
| Описание изображения
| Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе
|
| Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку.
| Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты
|
| Деревенская сцена: на переднем плане девушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него.
| Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному подчинению и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением
|
3BM
| На полу рядом с кушеткой — скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер
| Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений
|
3GF
| Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо
| Депрессивные чувства.
|
| Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться.
| Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности
|
| Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату.
| Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз.
|
6BM
| Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза.
| Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын.
|
6GF
| Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту
| Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец—дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами
|
7BM
| Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство
| Выявляет отношения отец—сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола.
|
7GF
| Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону.
| Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) к будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной.
|
8BM
| Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечеткая сцена хирургической операции
| Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Не узнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии.
|
8GF
| Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство.
| Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редкими исключениями.
|
9BM
| Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве.
| Характеризует отношения между сверстниками, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения.
|
9GF
| Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за Дерева на другую нарядно одетую женщину, еще моложе, бегущую по пляжу.
| Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность, вплоть до паранойи.
|
| Голова женщины на плече мужчины.
| Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картине заставляет предположить гомосексуальные тенденции
|
| Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге — неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона.
| Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.
|
12M
| Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего
| Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.
|
12F
| Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой.
| Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь
|
12BG
| Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет.
| Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.
|
13MF
| Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура.
| Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, чувства вины (у мужчин).
|
13B
| Мальчик сидит на пороге хижины.
| Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна.
|
13G
| Девочка поднимается по ступенькам.
| Беллак считает эту таблицу мало полезной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ.
|
| Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема.
| Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.
|
| Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил.
| Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.
|
| Чистая белая таблица.
| Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей.
|
17BM
| Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату.
| Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.
|
17GF
| Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки.
| Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.
|
18BM
| Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны.
| Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.
|
18GF
| Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лестницы.
| Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.
|
| Смутное изображение хижины, занесенной снегом.
| Польза под вопросом.
|
| Одинокая мужская фигура ночью у фонаря.
| Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но наш опыт это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно.
|