Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211)
Среди преступлений против общественной безопасности особое место занимает угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, ответственность за которое предусмотрена ст. 211 УК. Угон часто сопряжен с гибелью людей, причинением вреда здоровью, материального и иного ущерба, незаконным переходом (перелетом) границы, захватом заложников и т.д. Предметом преступления являются транспортные средства: воздушные, водные и железнодорожные. Воздушные суда включают летательные устройства: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и другие. Водный транспорт охватывает морские и речные суда: корабли, подводные лодки, яхты, моторные лодки, самодвижущиеся паромы и т.д. Железнодорожный подвижной состав-это локомотивы, поезда, отдельные вагоны, автодрезины и т.п. Преступление может выражаться в захвате транспортного средства с целью угона либо также в угоне захваченного средства. Суть преступления состоит в том, что лицо, захватившее транспортное средство, получает возможность распорядиться им по своему усмотрению. Продолжительность удержания и направление движения угнанного средства, а также дальнейшая его судьба значения не имеют. Захват и угон возможны как при нахождении транспортного средства на стоянке, так и в движении. Под местом стоянки имеется в виду установленное место его расположения либо место вынужденной остановки. Им может быть аэродром, плавающая платформа, пристань, водное пространство, железнодорожная станция, участок железнодорожного пути и т.д. Захват судна или железнодорожного состава считается оконченным с момента, когда угонщик устанавливает контроль над транспортным средством и его экипажем, получая возможность распорядиться этим средством по своему усмотрению. Угон заключается в приведении захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, в переходе управления им к лицам, захватившим судно либо подвижной состав. Захват транспортного средства без цели угона не образует преступления предусмотренного ст. 211 УК, эти действия могут быть квалифицированы по другим статьям УК. Цель самого угона значения не имеет. Если он сопряжен, например, с похищением людей, то содеянное квалифицируется дополнительно по ст. 126 УК. В данном случае объективно происходит незаконное лишение свободы, предусмотренное ст. 127 УК; если лишаемые свободы люди находятся на транспортном средстве, это преступление охватывается угоном. Захват и угон транспортного средства могут выступать в качестве способа совершения иного, более опасного преступления, например, государственной измены, что требует дополнительной квалификации, в частности по ст. 275 УК. Преступление считается оконченным с момента захвата транспортного средства либо его угона. При наличии соответствующих отягчающих обстоятельств содеянное квалифицируется по частям 2 и 3 ст. 211. К этим обстоятельствам относятся совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, организованной группой, равно наступление по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий. Понятие группового преступления дается в ст. 35 УК. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия включает различные виды физического либо психического воздействия на лиц, управляющих транспортным средством, либо на находящихся на транспортном средстве пассажиров с целью преодоления реального либо возможного сопротивления, захвата или угона транспортного средства. Часть 2 ст. 211 включает насилие и угрозу насилия, опасного для жизни и здоровья людей, насилие меньшей степени охватывается ч. 1 ст. 211. Насилие должно быть средством угона, в противном случае основания для применения ч. 2 ст. 211 отсутствуют. Угроза применения насилия должна быть реальной. Угроза расправы в будущем не может признаваться в качестве признака преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 211 УК. Не образует угрозы требование поднять, например, самолет в воздух либо изменить маршрут движения морского судна, если оно не сопровождалось ни насилием, ни угрозой его применения. Используемые при угрозе оружие или иные предметы должны быть способными в действительности причинить вред. Применение предметов, не обладающих таким свойством (макет пистолета, пустая граната и т.п.) не дает оснований для квалификации деяния по ч. 2 ст. 211 УК. Вместе с тем запугивание экипажа заявлением о наличии на транспортном средстве взрывного устройства, которое будет приведено в действие при неудовлетворении требований преступников, признается угрозой независимо от того, имеется ли у них такое взрывное устройство в действительности. Иные тяжкие последствия предполагают причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, причинение крупного материального ущерба, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.д. Вина выражается в умысле по отношению к угону либо захвату транспортного средства. По отношению к тяжким последствиям возможны как умысел, так и неосторожность. Гибель людей допускается статьей только в случае, если она причинена по неосторожности. Ответственность за преступление наступает с 16-летнего возраста.
|