Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Род. в 1922 г. 4 страница
1918 – 2008 Утенок Маленький желтый утенок. Смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?» А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела со своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой, их домик - перевернутая корзина без дна - отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони. И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки черные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. А между тем - тепленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером. А мы - мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмемся, за двадцать минут мир перепашем. Но никогда-никогда! - со всем нашим атомным могуществом не составим в колбе, и даже если перья и косточки им дать, - не смонтируем вот этого невесомого желтенького утенка… Костер и муравьи Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. Я зацепил бревнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спаслись - бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились, и - какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, что опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… Шарик Во дворе у нас один мальчик держит песика Шарика на цепи - кутенком его посадили, с детства. Понес я однажды ему куриные кости, еще теплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу. Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал - и прочь опять, брюхом по снегу! Не надо, мол, ваших костей, дайте только свободу!.. Вязовое бревно Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распилили его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабеля, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий росток – целый будущий вяз или ветку густо шумящую. Уже бревно положили мы на козла, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно жить хочет – больше нас! Константин Дмитриевич БАЛЬМОНТ 1867 – 1942 Снежинка
ЗОЛОТАЯ РЫБКА В замке был веселый бал, Музыканты пели. Ветерок в саду качал Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду, Пела, пела скрипка. А в саду была в пруду Золотая рыбка.
И кружились под луной, точно вырезные, Опьяненные весной Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду. Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду Золотая рыбка.
Хоть не видели ее Музыканты бала, Но от рыбки, от нее, Музыка звучала.
Чуть настанет тишина, Золотая рыбка Промелькнет – и вновь видна Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит, Песня раздается. И в сердцах любовь журчит И весна смеется.
Взор ко взору шепчет: «Жду!» Так светло и зыбко. оттого что там в пруду – Золотая рыбка. У ЧУДИЩ Я был в избушку на курьих ножках. Там все, как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке, Стянул у старой две нитки бус. Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке И вот со смеху кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кащею, Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны – и был таков. САША ЧЕРНЫЙ 1880 – 1932 Детский остров
Попка – У кого ты заказывал, попочка, фрак? – Ду-рак! – А кто тебе красил колпак? – Ду-рак! – Фу, какой ты чудак! – Ду-рррак! Скучно попочке в клетке, круглой беседке, Высунул толстенький черный язык, Словно клык… Щелкнул, Зацепился когтями за прутья, Изорвал бумажку в лоскутья И повис – вниз головой. Вон он какой! Два утенка Два утенка подцепили дождевого червяка, Растянули, как резинку, – трах! И стало два куска...
Желтый вправо, черный влево вверх тормашками летят, А ворона смотрит с ветки и вороне говорит:
«Невозможные манеры! Посмотрите-ка, Софи... Воспитала мама-утка... Фи, какая жадность! Фи!»
Из окна вдруг тетя Даша корку выбросила в сад. Вмиг сцепились две вороны – только перышки летят.
А утята страшно рады... «Посмотрите-ка, Софи... Кто воспитывал? Барбоска? Фи! И очень даже фи!»
Уговор Цирк
На вербе
Приставалка – Отчего у мамочки На щеках две ямочки? – Отчего у кошки Вместо ручек ножки? – Отчего шоколадки Не растут на кроватке? – Отчего у няни Волосы в сметане? – Отчего у птичек Нету рукавичек? – Отчего лягушки Спят без подушки?.. – Оттого, что у моего сыночка Рот без замочка. На коньках Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки... Рукавицы на руках, Шапка на макушке... Раз-два! Вот и поскользнулся... Раз и два! Чуть не кувыркнулся... Раз-два! Крепче на коньках! Захрустел, закрякал лед, Ветер дует справа. Елки-волки! Полный ход – Из пруда в канаву... Раз-два! По скользкой дорожке... Раз-два! Веселые ножки... Раз-два! Вперед и вперед... Про Катюшу
Воробей Воробей мой, воробьишко! Серый, юркий, словно мышка. Глазки – бисер, лапки – врозь, Лапки – боком, лапки – вкось... Прыгай, прыгай, я не трону – Видишь, хлебца накрошил... Двинь-ка клювом вбок ворону, Кто ее сюда просил? Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, Так, вот так, – еще чуть-чуть... Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку и на грудь. Подружись со мной, пижучка, Будем вместе в доме жить, Сядем рядышком под вышкой, Будем азбуку учить... Ближе, ну еще немножко... Фурх! Удрал... Какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки – И спасибо не сказал. ОТ БИБЛИИ – К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ О, книга книг!.. Какой поэт, какой художник к тебе не приходил, любя: Еврей, христианин, безбожник, Все, все учились у тебя! В. Брюсов Священное Писание, - сказал святой Иоанн Златоуст, - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою. Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей. Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдется больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной Истории? Поэтому, первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребенка должна быть Священная История. Но давая в руки ребенка подобную книгу, необходимо заботиться, чтобы он мог ее понять всю, чтобы он в ней не встречал ничего непонятного, словом, необходимо, чтобы она была приспособлена к его пониманию, к его возрасту. Такую именно книгу хотим мы дать в руки детям. В ней живо и наглядно, но в то же время совершенно просто, изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, своим чистым, безгрешным сердцем могли сами уразуметь все рассказываемое, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях, будут ли они читать эту книгу сами, или им будет ее читать мать, старшая сестра, или грамотная няня… Рассказанные детям просто, ясно и наглядно, в раннюю пору их жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряются в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбужденное ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в поздние годы - в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений. [П.Н. Воздвиженский. Моя первая Священная История.– Товарищество М.О. Вольф, 1899.] ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Сотворение мира Над нами без границ раскинулось синее небо. На нем, как огненный шар, сияет солнце, и дает нам тепло и свет. Ночью на смену солнышку всплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много—много звездочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные. В воздухе порхают птички и насекомые. Взгляните теперь на реки и моря. Какая масса воды! И вся-то она полна рыбками от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же все это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнышка, ни земли, ни всего, что есть на них. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет. И вот он-то, по своей доброте, в шесть дней из ничего сотворил все, чем мы любуемся. По одному Его слову явилась земля и солнце и все, все в мире. Все сотворил добрый и любящий Господь, и обо всем ОН непрестанно заботится, как любящий Отец: всем дает пищу, здоровье и счастье. Сотворив мир, Господь устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал цветами, более душистыми, чем розы. Когда Господь устроил все это, - Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Он взял кусочек земли и велел ему превратиться в человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был, как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце. Потом, чтобы у первого человека был друг, Господь сотворил первую женщину и назвал их Адам и Ева. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменял им родителей. Он Сам ввел их в рай и сказал: - Дети Мои, дарю вам этот сад, живите в нем и наслаждайтесь; кушайте плоды со всех деревьев, и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрете. Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все они ласкались к Адаму и Еве и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и распевали песенки. Всем живым существам Адам дал тогда особые названия. Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога. Все, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, т.е. мир невидимый. В нем живут Божьи ангелы. Кто же эти ангелы? Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя из рая, и они стали называться злыми ангелами, или диаволами. С тех пор добрые ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди жили между собою, как враги, и чтобы Господь перестал любить их. Добрые ангелы, напротив, учат вас всему доброму и хорошему. У каждого есть свой добрый ангел-хранитель. Такие ангелы оберегают деток от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов, а потому, если дети не слушают папу или маму, - добрые ангелы грустят или плачут, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на небо. Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого один диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве: - Правда – ли, что Бог запретил вам вкушать плоды со всех деревьев? - Нет, - отвечала Ева, - Господь запретил нам кушать плоды с одного этого деревца, и сказал, что если мы съедим, то умрем. Тогда хитрый змей сказал: - Не верьте Богу, вы не умрете, а, напротив, если скушаете этих плодов, то сами сделаетесь, как Бог, и будете все знать. Тут змей сорвал красивое золотистое яблочко с запрещенного дерева и подал Еве. Она покушала и передала Адаму. И вдруг после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает. Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Господь позвал их, им стыдно было показаться ему, и они спрятались в кусты. И сказал им Господь: - Итак, вы не послушались Меня, съели запрещенный плод; идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание. До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и, наконец, умрете. Тут явился ангел с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот, до чего доводит непослушание. Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который примет на Себя заслуженное людьми наказание, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти. Каин и Авель После того как Бог изгнал Адама и Еву из рая, у них родились два сына - Каин и Авель. У Каина было злое сердце и он служил сатане, а Авель любил добро, поэтому, хотя он и был грешным человеком, Бог вложил ему в сердце Духа Своего Святого, и поэтому Авель любил Бога. Авель печалился о своих грехах и просил Бога простить его; и Бог, видя его раскаяние, прощал ему грехи его. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Каину и Авелю приходилось, как и отцу их Адаму, работать в поте лица своего. Каин обрабатывал землю, сажал деревья и собирал жатву. Авель пас овец, он был пастухом. Бог приходил к людям и говорил с ними не так часто, как в раю, но иногда они обращались в Нему с молитвой и Он беседовал с ними. Бог часто напоминал людям, что принесет в жертву Сына Своего. Он повелел им каждый день совершать обряд, который напоминал им о том, что Иисус обещал умереть, чтобы спасти их. Люди должны были построить жертвенник и закалывать и сжигать на нем козленка или ягненка. Это значило – «приносить жертву». Бог хотел, чтобы, принося жертву, люди думали о том, что Бог допустит однажды, чтобы Сын Его пострадал за грехи наши. Когда Иисус был пригвожден к кресту, Он явился возложенным на жертвенник Агнцем. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1: 29). Авель приносил всегда агнцев, потому что помнил обетование Божие, и Бог благоволил к Авелю и к жертвоприношению его. А Каин не думал о повелениях Бога и принес однажды в жертву Богу плоды вместо агнца, поэтому Бог прогневался на Каина и не принял жертвы его. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Ев. 11: 4). Тогда Каин рассердился и возненавидел Авеля. Господь сказал Каину: «Почему ты огорчился? Если ты будешь любить Меня и служить Мне, Я буду благоволить к тебе». Но Каин затаил злые мысли в сердце своем. И вот что он сделал. Однажды, когда оба брата были в поле, Каин восстал на Авеля и убил его. Кровь Авеля обагрила землю. Авель был первый человек, умерший на земле. Так Каин начал с того, что возненавидел Авеля, а затем и убил его. Вскоре Каин услышал голос Божий, говоривший ему: «Где Авель, брат твой?» «Не знаю», – ответил злой Каин, – разве я сторож брату моему?» Но Бог сказал: «Я видел кровь брата твоего и ныне проклят ты от земли. Ты должен оставить дом отца твоего и сделаться скитальцем на земле». Тогда Каин сказал Богу: «Наказание мое больше, чем снести можно. Не позволяй никому меня убить!» Бог сказал: «Тебя никто не убьет, но ты должен уйти далеко от дома отца твоего.» Тогда Каин ушел в далекую землю и построил дома для себя и детей своих. Большое несчастье случилось с Адамом и Евой, ведь они потеряли в один день обоих сыновей своих потому, что Каин ушел далеко от них, а Авель умер. Как должны были они оплакивать Авеля, хороня его! Но еще больше должны были они плакать, думая о злобе Каина. Бог дал Адаму и Еве еще одного сына, который под влиянием Духа Святого был верен Богу, имя его было – Сиф. Дети Сифа боялись Бога, и Бог любил их и называл их детьми Своими. Каин и Авель (детская Библия) Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем и еще тяжелее было им привыкать к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.
|