Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятия. В русле изучения поведения человека в социальных ситуациях в зарубежной психологии возникло и стало широко использоваться поня-






В русле изучения поведения человека в социальных ситуациях в зарубежной психологии возникло и стало широко использоваться поня-


тие self-monitoring. Оно обозначало два взаимосвязанных процесса: самонаблюдение и самоконтроль, целью которых является достиже­ние социальной приспособленности. В некоторых источниках самокон­троль заменяется самоуправлением и самооценкой и, таким образом, self-monitoring включает в себя три компонента При переводе понятия self-monitoring на русский язык возникли трудности в подборе термина, наиболее точно отражающего все перечисленные выше процессы. В данном руководстве нами предлагается рабочий термин «социаль­ный самоконтроль» (СС). Во всех последующих описаниях понятие «социальный контроль» употребляется вместо понятия self-monitoring и имеет ту же структуру.

В основе разработки концепции социального самоконтроля лежит потребность в предсказании поведения человека в социальных ситу­ациях. Было обнаружено, что традиционный психодиагностический подход — предсказание поведения индивида в зависимости от особен­ностей его личности — далеко не всегда оказывается верным. Лишь у части людей поведение можно достаточно точно прогнозировать, опи­раясь на их личностные установки, черты и предрасположенности. У другой части, наоборот, поведение определяется требованиями си­туации и в минимальной степени соответствует личностным установ­кам и ценностям.

M.Snuder предположил, что эти индивидуальные различия обус­ловлены различной выраженностью социального самоконтроля, и опи­сал особенности лиц с высоким и низким уровнем развития этого каче­ства. Уровень социального самоконтроля, согласно M.Snuder, опреде­ляется тем источником информации, который индивид использует для управления своим поведением. Лица с высоким уровнем СС опирают­ся на информацию о ситуационной адекватности того или иного пове­дения, а лица с низким уровнем СС учитывают собственное внутрен­нее состояние, свои установки и предрасположенности.

Таким образом, под социальным самоконтролем понимается спо­собность человека управлять своим поведением и выражением своих эмоций. Желая предстать перед окружающими в том или ином образе и руководствуясь своим пониманием социальной приспособленности, человек в каждой ситуации использует те или иные средства вербаль­ного или невербального самовыражения. Легкость и адекватность ис­пользования этих средств обусловлены уровнем социального самокон­троля.

Для диагностики индивидуальных различий в уровне социального самоконтроля была разработана Шкапа социального самоконтроля (M.Snuder, 1974). Этот опросник неоднократно использовался в раз­личных исследованиях, результаты которых дают дополнительную ин­формацию о проявлении СС. В частности, в исследовании M.Snuder и S.Gangestad было обнаружено, что индивиды с высоким социальным самоконтролем тем охотнее включаются в какую-либо социальную си-


туацию, чем более четкие требования предъявляет эта ситуация к по­ведению. Например, они выбирают ситуацию, требующую проявления общительности в какой-либо конкретной форме, а не ситуацию, требу­ющую проявления общительности вообще. В то же время, индивиды с низким социальным самоконтролем не различают эти два вида ситу­аций; их готовность включиться зависит только от того, соответствует ли ситуация особенностям их личности: в упомянутом примере экстра­верты выбирают обе ситуации, а интроверты обе ситуации отвергают.

В работе D.Mieli и M.Le Voi изучалось влияние уровня социально­го самоконтроля на взаимодействие в парах друзей и незнакомых. Ре­зультаты показали, что степень знакомства с собеседником никак не влияет на проявление социального самоконтроля в ходе общения. Это предполагает, что уровень СС является личностно стабильным каче­ством, проявляющимся с равной вероятностью в различных обстояте­льствах.

Другие авторы Briggs, Cheek и Buss (1980) провели факторный анализ по результатам ответов на Шкалу социального самоконтроля и обнаружили, что 25 пунктов шкапы распадаются на три фактора. На основании этих факторов были созданы три подшкалы. В первую подшкалу, Направленность на других, вошли пункты 2, 3, 6, 7, 13, 15, 16, 17, 19, 23, 25. Эта подшкала измеряет степень, в которой испыту­емый в своем поведении руководствуется поведением окружающих. По содержанию эта подшкала наиболее близка к конструкту, измеря­емому всей Шкалой социального самоконтроля. Во вторую подшкалу вошли пункты 12, 14, 20, 21, 22, 23. Эта подшкала получила название Экстраверсия, она измеряет степень выраженности соответствующего качества. Третья подшкала, получившая название Игра (вопросы 5, 8, 18, 20 и 24), измеряет степень проявления актерских способностей ин­дивида в повседневной жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал