Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая часть.






1. Предпосылки и особенности англ. бурж. революции. Изменения формы гос-ва.

Буржуазное государство и право Англии возникли в ходе революции сер. 17в. Накануне революции английское общество было расколото на 2 лагеря. Сторонники короля (роялисты)-представители «старо­го», феодального дворянства и англиканского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и прежних феодальных порядков. Оппозиция объединяла «новое дворянство» {джентри) и буржуазию, выступали за буржуазные преобразования и создание новой церкви, независи­мой от короля. В лагере оппозиции 3 направления: 1)пресвитериане - объединяло крупную буржуазию и верхушку джентри. Оно стремилось к ограничению королевского произвола, частичной реформе церкви. 2)Индепенденты - среднее и мелкое
дворянство, городская буржуазия. Добивались установления ограниченной, конституционной монархии. 3)Левеллеры-мелкая буржуа­
зия города и деревни. Выступали за установление республики, всеоб­-
щее и равное избирательное право. 4) В ходе революции оформилось течение диггеров- представлявших интересы городской бедноты и безземельных кре-­
стьян. Требовали уничтожения частной собственности
на землю и самовольно захватывали земли крупных собственников. Конфликт начал перерас­тать в противостояние после подачи королю парламентом «Петиции о праве». В Петиции был сформулирован главный вопрос рево­люции - о границах королевской прерогативы, правах короля в отношении жизни и имущества подданных, о неприкосновенности частной собственности. Король распустил парламент и долго не созывал его. Это был период королевского произвола, кот. привело к кризису. В условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту. Но парла­мент отказался подчиниться королю. В созванном в 1640 г. парламенте, господствующее положение заняли пресвитериане. Парламент добился от короля утверждения важ­ных правовых актов. Были осуждены главные советники короля. Были уничтожены чрезвычайные трибуналы короля. Программным доку­ментом революции стала Великая Ремонстрация, она требовала, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Но конституционная монархия не успела утвердиться в связи с началом гражданской войны между коро­лем и парламентом. Парламент стремился к созданию собственной армии, был упразднен епископат и введе­но пресвитерианское устройство церкви. Борьба между пресвитерианами и индепендентами усилилась. В результате власть перешла в руки индепендентов. После казни короля институт монар­хии и палата лордов были упразднены. Провозглашалось образование республики. Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем, кот. разогнав парла­мент, захватил верховную власть в стране. Вскоре Кромвель вообще пе­рестал созывать парламент и установил режим личной военной диктатуры, создавший предпосылки для восстановления монархии.

 

2. Утверждение конституционной монархии в Англии. Недовольство тори и вигов политикой Стюартов привела к дворцовому перевороту 1688 г. с целью замены Якова II более «удобным» монархом. Этот переворот получил название «Славная революция». Она завершила оформление компромисса между буржуазией и земельной аристократией. Важнейшим политическим результатом переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и в Акте об устроении 1701 г. Билль о правах - запретил королю без согласия парламента: 1) приостанавливать действие законов; 2) взимать налоги; 3) содержать посто­янную армию. Билль устанавливал свободу слова в парламенте, свободу вы­боров в парламент, право обращения поданных с петициями к королю. Акт об устроении - уста­навливал порядок престолонаследия. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Судьи, назна­чаемые королем, были несменяемы и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королев­ских министров. Король не мог помиловать своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. В 17-18вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права принимать бюджет и определять во­енный контингент, принцип несменяемости судей. Принцип разделения властей не получил последовательного выражения. Законодательство начала XVIII в. не решило вопроса о политической от­ветственности исполнительной власти перед парламентом. Конституционная монархия была еще дуалистической, посколь­ку в руках монарха оставалась сильная исполнительная власть и право аб­солютного вето в отношении актов парламента. Определенным успехом стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за моря­ми (Habeas Corpus Acm) 1679 г. Закон упростил процедуру получения су­дебного приказа о доставке арестованного в суд, защищал подданных от произвольных арестов и гарантировал скорый суд. Лицо, освобожден­ное по приказу этого акта, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Акт при­обрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих гарантии неприкосновенности личности. В то же время сле­дует отметить определенные недостатки этого закона. 1) ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжком уголовном преступлении или соучастии в них. 2) Для освобождения на поруки до суда требовался крупный денежный залог, который мог внести только состоятельный че­ловек. 3) Действие закона могло быть приостановлено парламентом.

 

3. Развитие конст-ой монархии в Англии. «Ответств.правительство». Конст-ые прецеденты.

В течение 18 в. происходили дальнейшее ограничение королев­ской власти и становление ответственного правительства. Эти измене­ния не были оформлены новыми конституционными закона­ми, а сложились в виде неписаных политических обычаев {конституцион­ных прецедентов). Такие конституционные обычаи (Великая хартия, Билль о правах и т.п.) стали ос­новой британской «неписаной» конституции. Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался только в формального главу исполнительной власти. Перестало применяться вето короля на законы парламента, король перестал являться на заседания кабинета министров, и руководить прави­тельством. Кабинет министров стал действовать от имени «его величест­ва», но практически самостоятельно. Затем стали утверждаться принципы формирования кабинета на од­нопартийной, а не на смешанной основе. Победившая на выборах партия, фор­мировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо ухо­дил в отставку в полном составе, либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы. Таким образом, сформировались такие черты будущей системы пар­ламентаризма, как партийное правление и регулярная смена кабинета в за­висимости от одобрения его политики в палате общин.

 

 

4. Война за независимость. Декларация независимости.Статьи конфедерации.

Англия сдерживала экономическое и политическое развитие своих американских колоний, Законы, принятые англий­ским парламентом в 18 в. серьезно подрывали промышленность и тор­говлю в колониях и вызвали возмущение во всех слоях общества. В 60-е - на­ч. 70-х гг. начались открытые массовые выступления населения колоний. В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный Кон­гресс для обсуждения «общих интересов Америки». Он выразил протест против налоговой и таможенной политики Англии, просил короля прекра­тить притеснения. Однако английское правительство решило силой пода­вить выступления в колониях. В апреле 1775 г жители колоний начали вооруженную борьбу. Вто­рой Континентальный Конгресс в мае 1775 г. констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее возглавил Дж. Вашингтон. Декларация независимости. В 1776 г. третий Континентальный Конгресс принял «Деклара­цию независимости Соединенных Штатов», подготовленную Джеффер-соном. Декларация объявила об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Великобритании, провозгласив их «свободными и независимыми штатами». Декларация была основана на теории естественных прав человека, там говорилось, что «все люди созданы равными, и все они имеют неотчуждаемые права». Джефферсон считал частную собственность не ес­тественным, а приобретенным правом. Для обеспечения естественных прав «люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых». Согласно декларации государство основывает­ся на общественном договоре, заключенном между людьми. Важнейшее значение имело положение декларации о праве народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство, т.е. подтверждался принцип «народного суверенитета», согласно которому власть исходит от народа и только на­род решает, какое правительство соответствует его интересам. Все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры-рабы, индейцы, и женщины лишались политических прав.

Статьи Конфедерации. Провозглашение независимости еще не привело к созданию единого американского государства. В 1781 г. получившие независимость штаты объединились в Конфедерацию. Одновременно была приня­та конституция союза («Статьи Конфедерации»). Штаты брали обязательства о взаимопомощи и невмешательстве в дела друг друга. Их граждане приобретали равные права во всех штатах, право свободного въезда и выезда. Для ведения совместных дел учреждал­ся Конгресс из представителей от каждого штата. Конгресс мог решать во­просы войны и мира, заключать международные договоры, разрешать конфликты между штатами. В период между сессиями Конгресса действовал Комитет шта­тов, куда входило по 1 представителю от каждого штата. Каждый штат сохранял свою независимость, право содержать свою армию и флот, принимать и назначать послов, заключать договоры. Понятие единого гражданства отсутствовало.

 

 

5.. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791(первые 10 поправок).

Экономический хаос, угроза гражданской войны требовали создания единого государства. В 1787 г. в Филадельфии был созван специальный конвент из делегатов от штатов для пересмотра Статей Конфедерации, где приняли новую конституцию. Конституция представляет собой очень краткий документ. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации высших органов власти был по­ложен принцип разделения властей (закон, исп. и суд). Для предупреждения концентрации полномочий у одной из ветвей власти конституция устанавливала систему «сдержек и противовесов».Все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель закон. власти-Конгресс-состоит из 2 палат, каждая из которых формируется особым образом. Президент - носитель исп. власти – избирается косвенным путем. Высший орган судебной власти - Верховный суд - назначается совместно президентом и сенатом. Все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на 2 года. Сенат не имеет срока полномочий. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного совета занимают свои должности пожизненно. Каждая из ветвей власти могла нейтрализовать действия другой. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей. Конгресс может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. Президент может наложить отлагательное вето на законы конгресса. Верховный суд, назначенный президентом и сенатом, получил право конституционного надзора в отношении актов конгресса и прези­дента. Конституция заложила основы федеративной формы государствен­ного устройства. В основу федерации был положен дуалистический принцип, по ко­торому перечислялись полномочия федеральных органов власти, а все остальное, не упомянутое в конституции, относилось к ведению шта­тов, о чем говорилось в X поправке. Билль о правах 1791 г. Первоначальный текст конституции ничего не говорил о правах и свободах граждан. Это вызвало огромное недовольство. В 1789 г. на первом конгрессе, созванном на основе конституции, были внесены первые 10 поправок, которые в 1791 г. были ратифицированы и вступили в силу. Они стали неофициально называться Билль о правах. Поправка X не касалась гражданских прав, IX заявляла о недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомя­нутых конституцией. Поправка III, запрещавшая размещение солдат в до­мах граждан, фактически не действует. В остальных 7 поправках говори­лось о политических и личных правах и свободах. Поправка I говорила о свободе вероисповедания, слова и печати; II - гарантировала народу право хранения и ношения оружия; IV -неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII определял круг уголовных и гражданских дел. Эти поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

 

6. Причины, начало, основные этапы Великой Французской революции.1789-1794гг.

Формирование буржуазного государства во Франции началось в ходе Великой Французской революции 1789-1794 гг. Главной причиной рево­люции явилось резкое обострение противоречий между господствующей в стране феодальной экономической и политической системой, с одной сто­роны, и развивающимися капиталистическими отношениями, с другой. В условиях экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, которые не собирались более 170 лет. Королевская власть рассчитывала получить поддержку своей политики в Генеральных штатах. С самого начала работы делегаты третьего сословия, вступили в конфликт с королевской властью. Большинство депутатов организовались сначала в Национальное собрание, а позднее в Учредительное собрание, которое по поручению всей нации должно было учредить новое государство. Попытки короля разогнать Генеральные штаты спровоцировали восстание народа.

Взятие в 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало нача­лом революции, олицетворением краха абсолютистского режима и рожде­ния нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию. Французскую революцию принято разделять на следующие этапы: 1)14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г. - установление конституционной мо­нархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. -установление жирондистской республики; 3) 2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г. - якобинская диктатура. С началом революции во Франции сформировалось 3 антифеодаль­ных политических партии: 1) фелъяны (или конституционалисты), пред­ставлявшие интересы крупной финансовой буржуазии и либерального дворянства; 2) жирондисты представляли интересы средней торгово-промышленной буржуазии; 3) якобинцы представляли интересы мелкой буржуазии, ремесленников и крестьянства.

 

7. Основные законодательные акты первого этапа революции.

С начала революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции. Важным этапом стало принятие в1789 г. «Декларации прав человека и гражданина». Здесь были сформулированы важ­нейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии.

На содержание Декларации влияние оказали идеи французских просветителей 18в, и Декларация независимости США. Ст. 1 Декларации рассматривала человека как существо, от природы на­деленное естественными и неотчуждаемыми правами (свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2). Здесь реализовывались общедемократические устремления народных масс, классовые инте­ресы буржуазии, закреплялись отношения капиталистического общества. Определение свободы, сформулированное как возможность «делать все, что не приносит вреда дру­гому», было центральной идеей Дек­ларации. Собственность объявлялась правом «неприкосновенным и священным». В Декларации получила воплощение антифеодальная концепция го­сударственной власти как выражения национального суверенитета. Любая власть в го­сударстве могла проистекать только из этого источника, общество имело право требовать отчета от каждого должност­ного лица. Закон рассматривался как «выражение общей воли», все граждане имеют право участвовать в его образовании. Всем гражданам был открыт доступ ко всем государственным должностям. Декларация закреп­ляла ряд политических прав и свобод граждан. Одной из основных идей Декларации была идея законности. Четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу за­кона».Идея законности определяла также процессуальные гарантии личности (любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное). Действовала презумпция невиновности. Декларация имела огромное революционное значение для всего мира. Одновременно с принятием Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции, которая была утверждена в 1791 г. Согласно этому документу Франция была объявлена конституцион­ной монархией. Высшим органом законодательной власти стало однопа­латное Национальное Законодательное собрание, депутаты которого изби­рались на два года населением. Король считался главой государства и исполнительной власти. Он командовал вооруженными силами, назначал высших чиновников, осуще­ствлял общее руководство внутренней и внешней политикой. Распоряже­ния короля ограничивались контрассигнатурой (подписью министра на акте, исходящем от главы государства). Судебная власть вручалась выбранным судьям, которые могли быть отстранены от должности лишь особым порядком. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Действие этой конституции продолжалось недолго.

 

8. Якобинская диктатура: законодательство и организация власти.

Народное восстание 1793 г. привело к началу периода якобинской диктатуры. Важное значение имел декрет «Об окончательном упразднении феодальных прав», который отменял все фео­дальные платежи и повинности крестьян. Аграрное законодательство якобинцев стало правовой основой превраще­ния крестьянства в мелких частных собственников. В 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предме­тами первой необходимости, позже декретом о максимуме ус­танавливались твердые цены на продовольствие. В 1794 г. Конвент ввел систему государ. пособий для нищих, инвалидов сирот. В июле 1793г. якобинцы приняли новую конституцию, кот.защищала неприкосновенность частной собств-ти. Лицо, против которого совершался незаконный акт, имело право оказывать сопротивление силой. Якобинцы выдвинули идею народного суверенетета. Их конституция отвергла принцип разделения властей. Было узаконено всеобщее избир. право для мужщин (с 21 года). Избираемый на 1 год Национальное собрание по ряду важных вопросов лишь предлагал законы, кот.одобрялись первичными собраниями департаментов. По менее важным делам оно могло самост-но издавать декреты. Исполнительный совет республики нес ответственность пред Национ. собранием. В связи с трудными международными условиями конст-ция 1793 не вступила в силу. Единственным центром управления стал Национальный конвент. Правительственную власть диктатуры якобинцев осуществлял Комитет общественного спасения. В департаменты и армию посылались комиссары из депутатов Конвента, могли контролировать исполнение декретов правит-ва, отстранять должн.лиц. На местах избирались революционные комитеты. В авг. 1793 г. Конвент издал декрет о всеобщем ополчении, т.е. создание массовой народной армии. Якобинцы создали специальные органы для борьбы с внешними вра­гами. Они использовали методы револю­ционного террора. Важную роль здесь играл Комитет общественной безопасности, который руководил полици­ей, и стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры. Часто комитет преследовал и невинных людей. Активную роль играл Революционный трибунал. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся судебная процедура отличалась упрощенностью и быстротой. В 1794 г. Конвент принял декрет «О врагах народа», который еще более упрощал судебную процедуру, но и упразднил эле­ментарные демократические основы судопроизводства. Обвиняемый доп­рашивался только на судебном заседании, но не имел права на адвоката. Руково­дством к вынесению приговора должна была служить «совесть» при­сяжных. За все преступления назначалась смертная казнь. Закон позволил прави­тельству усилить террор против «новых богачей», но и повлек за собой рост казней невинных людей из народа.

 

 

9.. Консульство Наполеона Бонапарта и Первая империя. Конституция Фр.1799г.

В ноябре 1799 г. генерал Бонапарт с по­мощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство (Директо­рию). Юридическим закреплением нового строя стала конституция 1799 г. В конституции закрепилась военная диктатура Бонапарта. В ней не было уже Декларации прав человека и гражданина. Наполеон отменил непопулярный имущественный ценз. По конституции все граждане (муж) с 21 года, могли участвовать в избра­нии коммунального списка. Члены коммунальных списков в свою очередь составляли де­партаментские списки. И третья ступень выборов проводилась на де­партаментском уровне, где избиралась 1/10 граждан «для осуществления на­циональных функций». Члены этого национального списка не наде­лялись правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рас­сматривались лишь как кандидаты на государственные должности. С помощью хитроумной про­цедуры Наполеон ликвидировал выборность государственных органов. Основным стержнем всей конституционной системы являлась правительственная власть, которая формально вручалась коллегии из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. ему был присвоен титул императора. Франция не юриди­чески превратилась в монархию. Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената. Во время Первой империи завершился процесс восстановления централизованного и бюрократически организо­ванного государственного аппарата. Большая часть министерств была свя­зана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Местные чиновники назначались центральной администрацией и полностью зависели от нее. Выборные мест­ные советы имели лишь совещательное значение.

Наполеон включил в систему государственного аппарата и католиче­скую церковь, которая была восстановлена в своих правах. Государство взяло священников на свое содержание. Развитие получила и военная организация. Для имущих классов была введена система найма заместителя, которая позво­ляла уклоняться от военной службы. Отслужившие свой срок солдаты не­редко за деньги продолжали нести военную службу. Особое внимание Наполеон уделял укреплению полицейской систе­мы. Была создана разветвленная система полицейского сыска и шпионажа. Важную роль играли военизированные полицейские соединения - корпус жандармов, находив­шихся в подчинении военного министра. Жандармерия оказывала помощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т.д.

 

 

10. Объединение Германии. Государственный строй по конституции 1871г.

К сер. 19 в. сложилось два пути немецкого объединения: «малогерманский» во главе с быстро набирающей силу Пруссией и «великогерманский» во главе с Австрией. Ускоренное экономическое развитие Пруссии в 40-50-е гг., обеспечило объединение Германии по «малогерманскому» пути - без Австрии под гла­венством Пруссии. В 1866 г. Пруссия выступила с предложением к другим немецким государствам создать демократический общегерманский парла­мент (рейхстаг). При этом она потребовала исключить Австрию из будущей Германии. Это привело к австро-прусской войне. После разгрома Австрии Пруссия добилась исключению этой империи из Германского союза. Пруссия стала создавать немецкий союз под собствен­ным руководством: был образован Северо-Германский Союз, куда вошли все северные и ряд западных и южных немецких государств. Конституция Северо-Германского Союза закрепила прусскую гегемонию в Союзе, передав прусскому королю должность пре­зидента. Объединение немецких земель под властью Пруссии становилось опасным для Франции. В 1870 г. император Франции развязал войну с Пруссией, где армия Франции была разгромлена. На основе Северо-Германского Союза была создана новая (вторая) Германская империя. Акт о провозглашении империи был издан в 1871 г., и вступила в силу имперская конституция. Германская империя формально являлась федерацией 25 союзных немецких государств. Но она имела право осуществлять руководство внешней политикой, вооруженными силами, чеканку монеты и управление финансовой деятельностью и т.д. Верховенство Пруссии было четко выражено в конститу­ции (прусский король мог стать германским императором; в Союз­ном совете голос Пруссии был решающим, изменение конституции не могло произойти без согласия Пруссии). Главой государства являлся кайзер, или император, который являлся одновременно королем Пруссии. Кайзер имел право объявлять войну и за­ключать мир, назначать и принимать послов, созывать и закрывать заседа­ния представительных органов государства. Император обнародовал имперские законы, следил за их исполнением, из­давал указы. Государственными делами империи управлял на­значаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер. Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя представительными органами власти Германской империи. Бундесрат со­стоял из уполномоченных всех земель империи, руководил им прусский представитель. Союзный совет являлся верхней палатой парламента, принимавшей вме­сте с рейхстагом законы империи. Он также принимал участие в назначе­нии ряда высших должностных лиц, имел право роспуска рейхстага. В отличие от Союзного совета рейхстаг олицетворял народное пред­ставительство объединенной Германии. Конституция закрепила за рейхс­тагом право разработки и принятия законов, утверждение имперского бюджета и осуществление других финансовых полномочий, одобрение международных договоров и пр.

 

11. Образование бурж. гос. в Японии. Гос. строй по конст.1889г.

К сер. 19 в. в Японии капиталистические отношения только начали складываться. Началось разложение феодальных отношений (разорение многих феодалов, массовое обнищание крестьян). Недовольство народа вызвала и неспо­собность режима сегуна (военного министра, фактически являвшегося главой государства) противостоять внешней угрозе. В 1864 г. Англия, Франция, США, Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры, грозившие ей потерей независимости. В этих условиях устранение сегуната и восстановление законной власти императора становится главной целью большинства феодалов, буржуазии, народных масс. В ходе вооружен­ной борьбы в 1867-1868 гг. оппозиция одержала победу, до­билась отставки сегуна, и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название революция Мэйдзи. В стране была проведена серия буржуазных реформ. В 1889 г. от имени императора Японии даруется конституция, отменить или изменить которую мог только сам император. В ст. 1 Конституции закреплялась власть японского импера­тора. Император имел право объяв­лять войну и заключать мир, договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами пр. Законодательная власть вверялась «импера­тору и парламенту». Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представи­телей. Для принятия законов в палатах требовалось абсолютное большин­ство голосов. Конституция запрещала парламенту изменять статус императорского дома. Нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости (1, 5 года). Женщины и военнослужащие не полу­чали избирательных прав. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики. Срок полномочий нижней па­латы определялся в 4 года, верхней - в 7 лет. Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Инсти­тута «вотума недоверия» конституция не имела. У японского парламента отсутствовал и ежегодный контроль над финансами. Привилегированное положение при императоре занимали Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство императорского двора, и руководящая верхушка армии. Все они были независи­мы как от парламента, так и от кабинета министров. Позже император установил, что на посты военного и морского министров могут назначаться только высшие военные чины. В конституции были закреплены права и свободы подданных (слова, печати, вероисповедания, перемещения, вы­бора места жительства), в «установленных законом пределах». Но на первом месте в этом разделе были поставлены их обязанности: платить налоги и нести военную службу.

 

12. Особенности и принципы буржуазного права.

Буржуазные революции 17-18 вв. привели к значительным изменениям в области права, формированию нового правопорядка. На новой исторической ступени развития права в нем появился ряд особенностей. 1) Буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем. 2) В центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозгла­шалась как неотчуждаемые и священные.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить 1. принцип юридического равенства. Именно юридическое равенство являет­ся одной из основ функционирования капиталистической системы хозяй­ствования. 2. Огромное значение имел и принцип свободы. Он выражает не
только общечеловеческий идеал, но и свободу собственности, предприни-­
мательской деятельности, торговли, конкуренции, которые немыслимы без политической свободы. 3.Заинтересованность буржуазии в стабильности
экономических и социальных отношений выдвинуло в число основных
принципов права и принцип законности. Буржуазное право заимствовало и многие прежние правовые инсти­туты. Отрицание феодального права происходило в той части, которая противо­речила экономическим и политическим интересам нового класса - буржуазии.

 

 

13.. Англосаксонская и континентальная системы права.

Образование англосаксонской системы права связано с образованием колониальной империи Англии. Еще на начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны судебные доктрины, согласно которым: 1) англичанин, отправляющийся за границу, «берет с собой» английское право, 2) в случае освоения англичанами «незаселенных» земель, там начинают действовать все законы Англии. Для англосаксонской системы права стали характерны: преобладание судебного прецедента в качестве источника права, отсутствие кодификации, деления права на частное и публичное, слабое влияние римского права. Континентальная система права складывалась под влиянием наполеоновской кодификации, проведенной во Франции в нач.19 в., а в конце 19 в. эта система испытала воздействие германских кодексов. В 19 в. «победное шествие» кодексов Наполеона по странам континентальной Европы и Латинской Америки определялось тем, что в этих странах сложилась единая романская основа. Еще от средних веков, и от римского права, здесь была унаследована идея кодификации права. Под влиянием кодексов Наполеона в этих странах окончательно утвердилось кодифицированное пра­во. Важное место заняло деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное. В странах континентальной системы была воспринята система вер­ховенства закона. Именно закон признан основ­ным источником права, в соответствии с которым должны при­ниматься подзаконные акты. Судебный прецедент практически был от­вергнут как самостоятельный источник права. По мере колониальной экспансии Франции, Германии и других бур­жуазных государств европейского континента круг стран, относящихся к континентальной системе права, расширялся за счет колониальных и зави­симых стран (африканские колонии Франции, Турция, Египет и т.д.).

 

 

14. Бурж. гражданское право. Гражд. кодекс Фр. 1804г.

Великая Франц. Бурж. революция подготовила почву для широкомасштабной кодификации всего французского права. За короткий отрезок времени (1804-1810) благодаря Наполеону было издано 5 кодексов, охвативших все отрасли права. Первым из кодексов стал Француз­ский гражданский кодекс, принятый в1804 г. (кодекс Наполеона). При его составлении было ис­пользовано новое революционное законодательство, нормы старого обыч­ного права и римское право, кот. отразилось на его структуре. Он состоял из вводного титула и трех книг. Первая книга (О лицах) закрепляла принципы равенства и свободы. В кодексе отсутствовало понятие юридического лица. Здесь закреплялись основные принципы семейного права. Мужчина за­нимал в семье господствующее положение, определял местожительство семьи. Распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без согласия жены. Кодекс устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Сыновья, не достигшие 25 лет, или дочери до 21 года не могли вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между роди­телями учитывалось мнение отца. Допускалось возможность добро­вольного признания отцом своих внебрачных детей. Кодекс сделал брак светским, подтвердил право на развод. Вторая книга («Об имуществах и различных видоизменениях собственности») посвящена вещным правам. Право собственности трактовалось как абстрактное и абсолютное право. Земельный собственник имел исключительно широкие правомочия («Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу»). В третьей книге («Об различных способах, которыми приобретается собственность»), указывалось, что собственность на имущество приобре­тается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств. Основное место отводится обязательствен­ным, договорным отношениям. Согласие сторон является необходимым ус­ловием деятельности договора. В кодексе содержались общие указания по условиям заключения и по содержанию отдельных договоров: купли-продажи, мены, найма, това­рищества, займа и т.д. Но в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочими. Кодекс юридически закрепил свободу предприни­мательской деятельности. Торговый кодекс 1807 г. дополнял Гражданский кодекс Наполе­она положениями о юридических действиях, совершаемых коммерсанта­ми. Этот кодекс закрепил дуализм частного права, т.е. деление его на гражданское и торговое. Торговый кодекс состоял из 4 книг. В первой содержались общие положения, относящиеся к коммерсантам, торговым книгам, товарищест­вам, торговым биржам, векселю и т.д. Вторая книга была посвящена вопросам междуна­родной и морской торговли, третья - банкротствам, четвертая - торговой юрисдикции. Торговый кодекс во многих отношениях уступал Гражданскому. В нем были очевидны пробелы. Позже многие положения были переработаны, а иногда дополне­ны самостоятельным торгово-промышленным законодательством.

 

 

15. Становление бурж. уголовного и угол-проц. права в 18-19вв.

Англия Англ. бурж. револ. не привела к существенным из­менениям уголовного права. Сохранялась трехзвенная структура преступных действий: измена, тяжкое уголов­ное преступление, мелкие пре­ступления. Выросло число деяний, наказуемых смертной казнью. В развитии англ. угол. права в 18 в. ясно проступает стремление буржуазии любыми средствами внушить трудящимся массам представление о неприкосновен­ности частной собственности. В нач. 19 в. с утверждением капитализма англ. угол. право подвергается более острой критике. Абсурдная свире­пость английских законов приводила к тому, что присяжные часто оправдывали даже виновных в преступлении лиц только потому, что их ожидало тяжелое наказание. Англий­ский парламент проводит в нач. XIX в. серию законов, чтобы путем смягчения наказаний укрепить существующий правопорядок: было отменено публичное сечение женщин, выставление у по­зорного столба и др. В XIX в. произошла дальнейшая демократизация процедуры рас­смотрения уголовных дел. Был принят акт, предусматривавший право богатого обвиняемого пользоваться услугами адвоката и требовать ознаком­ления с материалами дела. Во Франции, рево­люция радикально изменило уголовное право. Был принят первый УК. В 1 части содержалась тщательная регламентация наказаний. УК отказался от применения членовреди­тельских наказаний. Применялись каторжные работы, тюремное заключение, ссылка. Во 2 части давался перечень преступных деяний. Все преступления делились на две группы: против публичных интересов и против частных лиц, а они делились на преступления против лично­сти и против собственности. На смену ему пришел УК, разрабо­танный при Наполеоне I. В нем отстаивалась идея формального равенства лиц перед уголовным законом, вводились критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д. Подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом, что уголовный закон не имеет обратной силы. Но еще не были определены формы вины, не говорилось о давно­сти, о совокупности преступлений и т.п.

Были восстановлены пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, клеймение. Сурово наказывались кражи. В последующие годы происходит либерализация уголовного права: отменены отсечения руки, клеймение, выставление у позорного столба. Близок по духу к УК и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). В период расследования дела до суда сохраня­лось тайное и письменное производство. Следствие осуществлялось осо­быми следственными судьями. Судебное разбирательство строилось на принципах гласности, устности и состязательности. УПК предусматривал разграниче­ние следствия и обвинения. УПК подтвердил суд присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Германия. Было введено в действие Уголовное уложение Герман­ской империи. Все преступления делились на 3 кате­гории: собственно преступления, проступки и полицейские нарушения. Система наказаний включала лишение свободы, штраф, конфискацию имущества, ограничения в правах. Смертная казнь в мирное время предусматривалась лишь в 2 случаях: за убийство главы государства и за умышленное убийство. Согласно УПК Германии уголовный про­цесс строился на принципах состязательности, устности, гласности, незави­симости судей и участии адвокатов. Потерпевший имел право присоединить­ся к прокурору в качестве обвинителя. Была установлена свободная оценка доказательств по тяжким преступлениям, действовал суд присяжных.

16. США между 1 и 2 миров. войнами. «Новый курс» Рузвельта и его значение.

К нач.20 в. США выходят на 1 место в мире по основным экономическим показателям. Обе мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Уже после первой миро­вой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. Уже в к. 19 в. в экономике господствовали крупнейшие финансово-промышленные корпорации-тресты. Американская государственность в новейшее время продолжала бази­роваться на конституции 1787 г., в которую были внесены некоторые изме­нения. После вступления США в 1 ми­ровую войну усилилось влияние государства на экономику. В 1917 г. закон о контроле над производством, сырьем и топливом предоставил президенту США чрезвычайные права для снабжения армии и флота. 2 вторая мировая война еще больше усилили государственное вмеша­тельство в экономическую и социальную жизнь страны. Решающим шагом в формировании системы государственного регу­лирования стало создание антикризисного механизма. На очередных президентских выборах побе­дил Рузвельт. Новый президент выступил с развернутой программой по вы­ходу из кризиса, получившей название «Новый курс». Одной из первых задач «Нового курса» стало реформирование бан­ковской системы страны. Был запрещен вывоз золота за границу, проведе­на девальвация доллара, укрупнена банковская система, а крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Было введе­но страхование банковских вкладов, установлены повышенные налоги на крупный капитал. Для оздоровления промышленности создавалась «Национальная ад­министрация восстановления промышленности». Для преодоления кризиса в сельском хозяйстве учреждается «Адми­нистрация регулирования сельского хозяйства», которая стала под­держивать высокие цены на продукцию сельского хозяйства. Эта админи­страция премировала фермеров за сокращение посевных площадей и по­головья скота. Затем был принят закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности и продлив­ший сроки погашения кредитов. Для уменьшения безработицы государство организовало обществен­ные работы. В 30-е гг. был принят закон Вагнера. Впервые была разрешена деятельность профсоюзов, запрещалось уголовное преследование трудящихся за участие в профсоюзах и легальных забастов­ках. Был принят закон о социаль­ном страховании. Устанавливались пенсии по старости, которые должны были выплачиваться гражданам США, достигшим 65-летнего возраста. Принимается закон о справедливых ус­ловиях труда, фиксирующий максимальную длительность рабочего дня для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты. После 2 мировой войны делались попытки пере­смотра «Нового курса». В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли, огра­ничивающий закон Вагнера. Отныне профсоюзы должны были предупре­дить нанимателя о забастовке за 60 дней до ее начала. Запрещалось участие в стачках государственных слу­жащих. Принимались и другие законы, ограничивающие права проф­союзов и других организаций трудящихся. Однако основные тенденции и принципы государственного регули­рования экономики и социальных отношений получили дальнейшее развитие, в рамках программы «борь­бы с бедностью» президента Джонсона в 60-е гг.

 

 

17. Изменения в гос. строе и праве США после 2 миров. войны.

В США под нажимом негритянского движения про­тив расовой дискриминации принимаются: законы о гражданских правах и закон об избирательных правах, которые запрети­ли расовую дискриминацию в важных сферах об­щественной и политической жизни (в трудовой деятельности, бытовом об­служивании, получении образования, на выборах и т.д.). Хотя в отдельных штатах и сохранились некоторые цензы, но избирательное право в ос­новном стало равным и всеобщим. Стала совершенствоваться партийная система. Юридической регла­ментации подверглись финансовые основы партийной деятельности. Принципиальные различия между демократами и республиканцами в ос­новном исчезли. В формировании государственной политики большую роль стали играть предпринимательские союзы, известные как «группы давления». Наиболее значительными среди них остаются Национальная ассоциация промышленников и Торговая палата. «Группы давления» подготавливают законопроекты. Такие группы обозначаются термином - «лобби», а их деятельность получила название «лоббизм». Другая важная тенденция связана с централизацией государственной власти. Создается разветвленный бюрократический аппарат, в котором можно выделить 3 уровня учреждений: 1)департаменты(министерства), возглавляющие отдельные отрасли
управления; 2)«национальные агентства»; 3)многочисленные временные «комиссии», «бюро», «советы», «ад­министрации». В к. 19в. недовольство общественности коррупцией, злоупотреб­лением властью выну­дило конгресс заняться реформированием государственного аппарата. За­кон о гражданской службе предусматривал проведение открытых конкурсов на замещение государственных должностей, запрещал увольнение чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона воз­лагался на специальный орган - комиссию гражданской службы. В 1939 г. законом Хэтча «О политической деятельности» запрещалось участие госу­дарственных служащих в «политических кампаниях». В к. 40-х - 50-е гг. комиссия гра­жданской службы должна была проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. В XX в. усиливается полномочия президента, особенно в решении вопросов о войне и мире. Под предлогом «защиты национальной безопасности», не считаясь с предписаниями конституции, президенты отдавали приказы о начале военных действий на территории других государств. Авторитарно вела себя исполнительная власть и внутри страны. В итоге централизация привела к усилению федеральной власти во главе с президентом. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном. Здесь особое значение имеют финансово-бюджетные права кон­гресса, возможность судебного обжалования административных распоря­жений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

 

 

18. Гос. строй Фр. в 20в. Четвертая и пятая республики.

Основы государственного строя Фр. после 1 мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. Происходит ослабление полномочий президента. В межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. Оформляется структура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству переходит право издания нормативных актов. В условиях социального и экономического кризиса активизируется деятельность профашистских организаций что привело к созданию объединения антифашистских сил «Народный фронт», они получили большинство голосов выборах и сформировали правительство, но разногласия внутри привели к его расколу. Четвертая республика. Конституция предусматривала учреждение парламентской респуб­лики. Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет всеобщими пря­мыми выборами. Совет республики избирался коммунами и департамен­тами косвенными выборами. Главой государства объявлялся президент. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на 1 срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародо­вал законы. Органом исполнительной власти являлся Совет министров во главе с председателем, кот. обеспечивал исполнение законов. Под его руководством находился весь государственный аппарат, руководство вооруженными силами. Таким образом по Конституции 1946г: не предусматривалась сильная и независимая от парламента президентская власть; исполнительная власть (правительство) зависела от Национально­го собрания. Позже возрастает роль Совета республики, законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль исполнительной власти. Пятая республика. Политическая система 4-ой республики в условиях по­литических противоречий оказалась не в состоянии найти решение эконо­мических, социальных проблем. Причиной отмены конституции 1946 г. явились со­бытия в Алжире где начались выступ­ления французских военных против правительства, считавших, что оно не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и во Фр. Было решено составить новую конституцию. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики. В центре политической системы находится президент (право роспуска Нацио­нального собрания, введения чрезвычайного положения, вынесения на референдум любого законопроекта). Наделен правом законодательной инициативы. Он назначает премьер-министра, назначает на высшие гражданские и военные должности, является главой вооруженных сил. Вторым лицом в государстве явл. премьер-министр, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. Парламент республики состоит из двух палат: Национального собра­ния и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым го­лосованием, а Сената - косвенным голосованием. Особое внимание уделяется отношениям между парла­ментом и правительством. Особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновле­нию. Составной частью конституции являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.

 

19. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии, Веймарская республика. Конст.1919г.

Поражение Германии в 1 мировой войне, внутренние социальные и классовые противоречия, влияние Октябрьской революции в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. Революция на­чалась с восстания моряков в Киле, затем и в других крупнейших городах Германии. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию, рухнула монархия. Германия была объявлена республикой, провоз­глашены демократические права и свободы. В 1919 г. были проведены выборы в Национальное Учреди­тельное собрание, которое стало высшим органом законодательной вла­сти. Веймарская республика и конституция 1919 г. В 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, известную как Веймарская конституция. Германия была провозглашена республикой с федеративным устройством. Высшим законодательным органом республики объявлялся рейхс­таг; избираемый сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Была установлена пропорциональная система выборов. Органом представительства земель являлся рейхсрат,, обладав­ший правом отлагательного вето. Главой государства был президент, избиравшийся всеобщим голосо­ванием сроком на 7 лет, с правом переизбрания (мог распустить парламент и назначить новые вы­боры, объявить чрезвычайное положение, являлся главнокомандующим вооруженными силами, представлял государство внутри страны и на меж­дународной арене. Главе правительства (канцлеру) поручалось «формирование основ­ных принципов политики». Правительство несло ответственность перед парламентом. Конституция декларировала широкие демократические права и свобо­ды граждан: свободу слова, печати, собраний, объединений, 8-часовой рабо­чий день, охрану труда, пособие по безработице и др. Веймарская республи­ка просуществовала около 14 лет. Весь этот период страна сотрясалась стач­ками, путчами, нахо­дилась в экономическом кризисе. В 1932 г. промышленное производство со­кратилось больше чем на 50%, почти 30% трудоспо­собного населения потеряло работу. В этих условиях происходит рост влияния и численности различных радикальных течений.

 

 

20. Установление и механизм фашистской диктатуры

Демократическая система Веймарской респуб­лики оказалось неустойчивой. Общество было расколо­то на правых и левых; левые антифашистские силы были раздроблены. Большинство населения негативно относилось к Веймарской республике. На выборах в 1932 г. фашистская партия меньше мест в рейхстаге, чем коммунисты и социал-демократы. Обеспокоенные ростом влияния коммунистов реак­ционные правящие круги сделали ставку на приход к власти фашистов. В1933 г. рейхсканцлером стал Гитлер, что явилось началом установления тоталитарного режима. Гитлер взял курс на установление диктатуры. Был издан декрет «в защиту народа и госу­дарства», который отменял свободу личности, слова, печати, собраний, а декрет «в защиту германского народа» наделил правами полицию. Была запрещена компартия, а за­тем и все остальные партии. Вместо них были созданы новые профсоюзы, подконтрольные фашистской партии. После смерти президента, должность была упразднена, а власть сконцентрировалась в руках Гитлера, кото­рый был объявлен пожизненным рейхсканцлером. В 1934 г. был рейхсрат. Земли были лишены статуса субъектов федерации, ликвидировалась система местного самоуправ­ления. Законом от 1934 г. в Германии утвердились хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные, на кото­рые были возложены полномочия по регулированию экономической жизни и социальных отношений. В 1938 г. была установлена трудовая повин­ность. Важным звеном механизма фашистской диктатуры было Министер­ство пропаганды, осуществлявшее идеологическую обработку населения. Особую роль играли репрессивные органы. Было создано главное управление имперской безо­пасности. Для расправы с оппозиционерами были учреждены Народные трибуналы, а в армии - военно-полевые суды. Одновременно, шло активное строительство армии и флота. В сентябре 1939 г. Гитлер, отдав приказ о нападении на Польшу, развязал вторую мировую войну.

 

 

21. Гос-во Германии после 2 мировой войны. Образование ФРГ и ГДР.

Поражение Германии во второй мировой войне поста­вило вопрос о ее будущем государственном устройстве. Важнейшие со­глашения по «германскому вопросу» были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии в г. Потсдам в 1945 г. Было решено установить в Германии вре­менный оккупационный режим, для чего ее территория была разделена на 4 зоны (советскую, американскую, английскую и французскую). Предусмат­ривалось: роспуск вооруженных сил и ликви­дация генерального штаба, предание суду военных преступников, запрет и роспуск фашистских организаций, ликвидация монополий, прежде всего в области военной промыш­ленности, демократизации германского общества. Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный совет, состоящий из глав военных администраций союзников, все его реше­ния должны были приниматься на основе общего согласия. Образование ГДР и ФРГ. Несмотря на решение о сохранении еди­ной Германии, западные союзники взяли курс на раскол Германии. В 1947г. в западных зонах оккупации был образован Экономический совет, которому были даны законодатель­-
ные полномочия в сферах, не закрепленных за оккупационными властями.
Был создан Директорат, исполнявший роль немецкого правительства. В этом же году в западных зонах проводится сепаратная денежная реформа, где была ликвидирована единая денежная система Германии. В западных зонах оккупации был разработан проект новой герман­ской конституции. В 1949 г. западные оккупационные власти при­нимают Оккупационный статут, который закрепил право экономического и политического контроля США, Великобритании и Франции за западно­германскими властями. В мае 1949 г. конституция была принята Парламентским Советом. После одобрения землями консти­туция вступила в силу. 23 мая 1949 г. считается днем образования Федера­тивной Республики Германии. Принятие конституции ФРГ юридически и политически закрепило раскол Германии. В октябре 1949 г. Немецкий Народный Совет, представлявший поли­тические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие конституцию ГДР в советской зоне оккупации.

 

 

22. Конституция ФРГ 1949 г.Объединение ФРГ и ГДР.

Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ демократическим, право­вым и социальным государством. Особое место отведено пра­вам и свободам граждан. Основными принципами на которых построена кон­ституция ФРГ - федерализм и разделение властей.

В конституции был закреплен специальный механизм («охрана кон­ституции»). Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное прави­тельство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд. Бундестаг - высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избира­тельной системе и утверждает бюджет, форми­рует правительство, контролирует его деятельность. Бундесрат - орган представительства земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель. Его согласие требуется для принятия зако­нов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д. Главой государства является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным парламентским собранием. Он представляет бундестагу на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене. Исполнительную власть осуществляет феде­ральное правительство во главе с канцлером - самостоятельно формирует кабинет, направляет внешнюю и внутрен­нюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.

Особую роль в политической жизни страны играет Консти­туционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью норма­тивных актов. Объединение Германии. В результате изменений, прошедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения Германии. Во втор. пол. 80-х гг. ГДР, находи­лась в условиях социально-экономического и политического кризиса. В 1989 г. власти ГДР были вынуждены от­крыть границы. Вслед за этим был утерян контроль над политической и экономической ситуацией в стране. Ставится вопрос об объединении Германии. В 1990 г. был заключен Договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР. На территории двух госу­дарств было установлено единое платежное средство - марка ФРГ, что явилось ударом по экономике ГДР. В августе 1990 г. был заключен Договор об избирательной унии, формировалась единая избирательная территория, выборы должны прохо­дить по правилам и законам ФРГ. Народная палата ГДР принимает решение о при­соединении к ФРГ. ГДР как государство ликвидировалось, а ее земли включались в состав ФРГ. В сентябре 1990 г. состоялась конференция министров иностранных дел 4 держав (СССР, США, Англия, Франция) и Западной и Восточной Германии, призванная обеспечить внешние условия объедине­ния, был признан полный суверенитет ФРГ во внутренних и внешних делах.

 

23. Изменения в гражд. Закон-ве стран Запада.

Изменения происходят в правовом статусе субъектов права (физических лиц). Утверждается равенство всех лиц без различия национальности, пола, расы, отменяются ограничения у замужних женщин. Развитие получило законодательство о юридическом лице как особой организационной структуре, имеющей собственную правосубъектность и имущественную обо­собленность. Стало проводиться различие между юридическим лицом частного права и юридическим лицом публичного права. К юридическим лицам част­ного права относятся банковско-коммерческие, промышленные и другие организации. К юридическим лицам публичного права относятся государствен­ные органы, учреждения, государство в целом. В законодательстве о юридическом лице частного права получило значительное развитие (акционерных об­ществ и ООО). В зависимости от цели деятельности юридические лица принято де­лить на коммерческие и некоммерческие. Государственные пред­приятия выступают в следующих формах: АО, ООО, публичная корпорация, казенное предприятие. Во всех системах права центральным институтом вещного права яв­ляется право собственности. Континентальная система права понимает под правом собственности-право владения, пользования и распоряжения. В большинстве стран объекты права собственности делят на «телес­ное» и «бестелесное», движимые и недвижимые. Особым объектом становится определенная часть техниче­ских знаний и практического опыта в области производства, торговли, управления («ноу-хау»). Происходит расширение форм собственности, большое распростра­нение получает смешанная собст­венность. Характерной чертой вещного права в новейшее время стало расширение законодательных ограничений частных собственников (сервитуты). Основаниями возникновения обязательств явл. договор и правонарушение. Изменения претерпевает договор. 1)Появляются новые виды договоров. Получают развитие бартерные сделки. 2)Наметился отход от классических принципов договора: свободы
договора, равенства сторон в договоре. Заметным отход от принципа свободы договора становится в 20в. Изменяется и принцип незыблемости договора. Уже в ходе 1 мировой войны стало ясно, что соблюдение многих договоров стало невозможным в ви-­
ду удорожания сырья, его транспортировки. В континен­=
тальной ветви права суды стали допускать освобождение должника от испол­=
нения обязательств по причине действия «непреодолимой силы».

 

 

24.. Уголовное право и процесс стран Запада в новейшее время.

Уголовное право в XX в. характеризуется одновременным сосущест­вованием прогрессивной и реакционной тенденций (например, в уголовном праве Германии). Демократи­ческое уголовное право Веймарской республики сменяется реакционным антидемократическим уголовным законодательством нацистской диктатуры, распространение получила внесудебная расправа. После окончания II мировой войны на основе Потсдамских соглашений все фашистское законодательство было отменено, началась демократизация уголовного права. Прогрессивные и реакционные тенденции определяли развитие уго­ловного права и в западных демократиях (Англии, США, Франции), где внесудебная расправа получала распростра­нение. Например, некоторые нормативные акты США нарушали конституци­онные права граждан, и это вынужден был признать Верховный суд США. С к. 60-х годов в уголовном праве США наметилась демократизация. Сейчас уголовное право США со­стоит из параллельно функционирующих Федерального уголовного зако­нодательства, УК США, и УК отдельных штатов. Англия до сих пор не имеет единого УК, хотя со втор. по­л. 19в. начали издаваться консолидированные законы - кодификации по отдельным видам преступлений. В XX в. увеличилось коли­чество парламентских актов, посвященных уголовному праву. В последние десятилетия в уголовном законодательстве многих стран усилилась прогрессивная тенденция. Одним из на­правлений явл. гуманизация наказаний. Отменяется смертная казнь. Наказания по многим престу­плениям были ограничены штрафными санкциями. Но и появляются новые виды особо опасных преступлений, за которые устанавливается усиленная ответственность. Противоречивость характер­на и для уголовного процесса. В фашистских и полуфашист­ских государствах был установлен режим полицейского всевла­стия. После поражения фашизма во 2 мировой войны наметилась тенденция к демократизации судопроизводства. В Англии и США получи­ла развитие состязательная форма уголовного процесса, кото­рый формально ведется в виде состязания сторон, как в стадии предвари­тельного следствия, так и судебного разбирательства, и спор между сторо­нами решает суд. Сбор доказательств лежит на потерпевшем, но этим правом могут воспользоваться лица, имеющие доста­точные средства, чтобы прибегнуть к помощи юри­стов. В остальных случаях эту функцию выполняет полиция. Обвинение строится на доказательствах, полу­ченных законным путем. По результатам слушания суд присяжных выносит решение. Судья определяет меру наказания. В США лю­бой подсудимый, которому угрожает тюремное заключение на срок свы­ше 6 месяцев, имеет право на суд присяжных. Уголовный процесс в странах континентальной Европы развивался как «смешанный», в котором предварительное следствие полновластно ведется следственным судьей и возглавляется прокуратурой, а судебное разбирательство допускает состя­зательность сторон и должно совершаться на основе демократических уго­ловно-процессуальных принципов.

 

25. Трудовое и социальное законадательство.

Окончательно отрасль трудового права сложилась только в XX в. Трудовое законодательство сосредоточилось на следую­щих вопросах: 1) рабочего времени; 2) признания профсоюзов, включая их права на заключение коллективных договоров; 3) зарплаты; 4) охраны тру­да; 5) права на забастовку и порядка разрешения трудовых споров.

Решение этих вопросов отличается в разных странах, но есть и много общего. В 1918-1920 гг. в большинстве европейских стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8-ю часами. Но трудящимся удалось добиться введения 40-46-часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и право на заключение коллективных договоров (КД).КД регулирует: размеры зарплаты, условия вы­платы премий, охраны труда и др. Современное законодательство стран Запада гарантирует право трудя­щихся на забас


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал