Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: «период среднего и старшего школьного возраста






ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД»

Подростковый возраст является одним из наиболее сложных этапов, в течение которого организм ребёнка в результате анатомических и физиологических преобразований достигает биологической зрелости.

Подростки составляют значительную и наиболее перспективную часть нашего общества. В период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье молодёжи приобретает особую ценность.

В 1977 г. комитет экспертов ВОЗ предложил считать подростками лиц в возрасте 10-20 лет, что и принято сейчас во всем мире. При таком подходе подростковый возраст включает в себя 2 чрезвычайно важных периода – пубертатный, от начала появления вторичных половых признаков до обретения способности к эффективному выполнению репродуктивной функции (от 10 до 15 лет), и этап социального созревания, когда человек избирает профессию и овладевает ею (от 16 до 20 лет)

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (11-14 лет)

Этот период в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанным с половым созреванием.

Физическое развитие. Годичный прирост длины тела составляет, массы тела - 3-5 кг.

В среднем школьном возрасте основные размеры тела у девочек больше, чем у мальчиков. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно меняются пропорции тела.

Происходит интенсивный рост всех отделов позвоночника, изгибы его сформированы, однако оссификация еще не закончилась, поэтому опасность нарушений осанки сохраняется.

Окостенение костей запястья заканчивается в основном к 12-13 годам.

С 12 лет наблюдается усиленный рост мышц в толщину за счет образования массивных мышечных волокон.

Значительное развитие нервного аппарата мышц и усиленный рост мышечных волокон не только приводит к увеличению мышечной силы и выносливости, но и делают возможным более длительное выполнение тонкодифференцированных движений. Однако мышечная сила и особенно выносливость не достигают ещё совершенства, в связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

Происходит дальнейшее увеличение ЖЕЛ, более значительное у мальчиков. К 14 годам у мальчиков она достигает 3200 см в куб, у девочек – 2700 см в куб.

Значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Наблюдается глубокое изменение тонкой структуры сердечной мышцы – резко увеличивается диаметр волокна и ядра. Сердце начинает усиленно расти. Быстрое развитие сердца по сравнению с просветом сосудов и усиление функции надпочечников обусловливают повышение систолического АД в среднем до 115-120 мм рт.ст., диастолического – до 75 мм рт.ст. Довольно часто наблюдаются нарушения ритма сердечной деятельности, появляется головная боль, что связано с особенностями функционирования желез внутренней секреции.

Начинается усиленный рост половых желез, функция которых резко изменят установившиеся эндокринные отношения. Вновь усиливается активность щитовидной железы, надпочечников, задней доли гипофиза. Начинается развитие вторичных половых признаков.

Повышается возбудимость ЦНС, ослабляются все виды внутреннего торможения. У девочек это выражено в большей степени и нередко сопровождается нарушением вегетативных функций (сердцебиение, лабильность ритма дыхания, сосудистые расстройства и т.д.). Отмечается повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. Эмоциональная возбудимость проявляется в стремительных порывистых действиях нередко без учета физических сил и возможностей.

Психосоциальное развитие. Основная задача развития в этом возрасте состоит в начале формирования независимости от семьи, при этом существовавшие ранее семейные взаимоотношения могут быть нарушены.Начало полового созревания нередко вызывает у подростка стремление к уединению и увеличению дистанции с любящим родителем противоположного пола.

На ранней стадии полового развития для подростка типична дружба с лицами того же пола, она основывается в большей степени на общности действий, чем на собственно взаимодействии, По Douvan и Adelson, которые описали дружбу в этом периоде как относительно лишенную глубины и взаимности.

Поведение подростка этого возраста в школе определяется многочисленными факторами. По данным многих исследователей, соответствие уровня полового развития подростка уровню развития его сверстников относится к важным регулирующим факторам. Gross и Duke выявили, что мальчики при позднем половом созревании недостаточно успевают в школе и отличаются более низкими показателями, чем созревшие ранее их сверстники. Simmonds и соавт. Выявили, что рано созревшие девочки в средних классах школы отличались меньшим представлением о себе и более низкими средними оценочными показателями, чем их позднее созревшие сверстницы.

Половые различия в познавательных способностях в этом периоде могут быть причиной изменения успеваемости в школе.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (15-18 лет)

Физическое развитие. В старшем школьном возрасте завершается половое созревание, что сопровождается резким уменьшением интенсивности прироста размеров тела. У девочек снижение прироста длины и массы тела происходит в начале этого периода (15-16 лет), у мальчиков - в конце его (17-18 лет)

К концу периода завершаются процессы роста и окостенения, лишь окостенения тазовых костей завершается к 20-25 годам.

Отмечается увеличение мышечной силы за счет нарастания мышечной ткани и совершенствованием энергообеспечения мышечной деятельности. С возрастом увеличивается разница между мышечной силой мальчиков и девочек. В 15 лет составляет 8-10 кг, в 18 лет – 15-20 кг.

Совершенствование координации движений в этом возрасте происходит уже не столько за счет биологической обусловленности изменений, сколько в результате тренировок.

Сердечно-сосудистая система. Сердечная мышца продолжает интенсивно расти. За счет увеличения диаметра мышечного волокна происходит утолщению миокарда левого желудочка. В этом возрасте нередко отмечаются жалобы на сердцебиение, головокружение, головные боли, быструю утомляемость. При обследовании – неорганический шум в сердце, нарушение ритма, повышение АД. Эти изменения нередко носят название симптомокомплекса «юношеское сердце» (т.е. изменения, как правило, носят временный характер, но требуют рациональной организации труда и спорта). В его развитии имеет значение ряд факторов:

1. Нарушение гормональной регуляции деятельности сердца;

2. Усиление влияние на сердце симпатического отдела ЦНС;

3. Некоторые анатомические особенности:

· Неравномерность темпов развития нервной и мышечной систем сердца. Так развитие нервного аппарата заканчивается к 7-10 годам, то мышечная оболочка особенно интенсивно растет в 12-14 лет и продолжает дифференцироваться до 18-20 лет. Поэтому развитие иннервационного аппарата миокарда нередко отстает от бурного роста мышечных элементов;

· Ускорение темпов роста тела может не совпадать во времени с темпами нарастания массы сердца и объёма его полостей;

· Объём полостей сердца увеличивается быстрее, чем ёмкость сосудов.

Частота сердечных сокращений к 14-15 годам становится такой же, как у взрослых – 60-70 в минуту. Уровень АД стабилизируется в возрасте 16-18 лет. Показатели АД зависят от уровня физического развития: у подростков высокого роста они выше, чем у лиц среднего и низкого роста.

Дыхательная система. К 15-16 годам значительно увеличивается ЖЁЛ, особенно у мальчиков.

Число дыхательных движений к 17-18 годам – как у взрослых 16-20 в минуту. Устанавливаются половые различия в типе дыхания: у юношей – брюшной, у девушек – грудной. Подростки нередко испытывают недостаток кислорода, они менее устойчивы к гипоксии, труднее, чем взрослые и дети переносят кислородное голодание в связи с особенностями механизмов регуляции функций дыхания в этот период.

Мочевыделительная система претерпевает значительные анатомические и функциональные преобразования. К 17-18 годам масса почки удваивается по сравнению с её массой у детей в 10-11 лет. Мочевой пузырь у подростков расположен выше, чем у взрослых. Длина мочеиспускательного канала у юношей 16-18 см, у девушек 3-4 см. Суточное количество мочи – 800-1400 мл. Число мочеиспусканий достигают уровня взрослых к 12-14 годам.

Продолжается перестройка эндокринной системы, и только к 17-18 годам соотношение активности желёз внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека.

Структурное и функциональное развитие нервной системы завершается к концу периода. О каких-либо дальнейших процессах ее развития неизвестно. С другой стороны, познавательной, социальное и нравственное развитие может продолжаться в течение всей жизни.

Психосоциальное развитие. В конце подросткового периода индивид принимает твердое решение о будущей профессии и иногда в конце концов именно её и приобретает, а мятежность более раннего возраста, если и проявляется, часто сменяется постепенным возвращением в семью, хотя и на новой основе. Несмотря на то, что подростки часто остаются моралистами и категоричными в своих суждениях, они в этот период охотнее вступают в диалогс родителями.

В этот период завязываются интимные отношения с лицами противоположного пола. Изменяются и взаимоотношения подростков одного пола. Это проявляется в том, что если 17-летние ценят такие качества, как преданность, доверие и поддержку в период эмоционального кризиса, то для 13-летних более важны «хороший характер и тактичность».

В подростковом возрасте формируются и закрепляются навыки и стереотипы поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни. У отдельных подростков выявляют патологические поведенческие реакции, развивающиеся на основе биологических и социально-психологических предпосылок. В это время нередко приобретаются и затем иногда закрепляются вредные привычки (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем), неблагоприятно сказывающиеся на адаптационных возможностях организма, на соматическом и репродуктивном здоровье подрастающего поколения

Физиология полового созревания.

Наиболее важным событием школьного возраста является пубертатный период, т.е. период полового развития, а поскольку его начало и продолжительность широко варьируют и он зависит от пола, при попытке создать его хронологическую этапность встречаются с разнообразные пограничные проблемы.

Период полового созревания женского организма занимает примерно 10 лет, возрастными границами его считают 7-17 лет. В течение этого периода заканчивается физическое развитие женского организма, происходит созревание репродуктивной системы (системы воспроизводства), формируются вторичные половые признаки.

Физиологический процесс полового развития разделяют на несколько периодов.

В 7-9 лет (препубертатный период) происходят ациклические выбросы гонадотропных (гонады – половые железы) гормонов гипофиза – лютеинизирующего (ЛГ) и фолликулостимулирующего (ФСГ), которые стимулируют незначительную выработку половыми железами эстрадиола.

В 10-13 лет (1 фаза пубертатного периода) происходят ритмичные выбросы ЛГ и ФСГ. Повышение уровня эстрадиола в крови приводит к завершению созревания фолликула и выбросу яйцеклетки, таким образом, завершение этого периода характеризуется первой менструацией (менархе).

В 14-17 лет (11 фаза пубертатного периода) завершается созреванием гипоталамических структур, регулирующих функцию репродуктивной системы.

Течение физиологического полового созревания происходит в строго определенной последовательности. Период развития молочных желёз начинается в 9-10 лет (телархе) и заканчивается к 15 годам. Половое оволосение (пубархе) начинается в 11-12 лет и заканчивается к 15-16 годам, через 6-12 мес после пубархе происходит рост волос в подмышечных впадинах. Средний возраст менархе равен 13 годам +- 1 год и 1 мес. Степень развития вторичных половых признаков выражают формулой А.В.Ставицкой: Ма; Р; Ах; Ме.

Где Ма – молочные железы; Р – оволосение на лобке; Ах – оволосение подмышечной области; Ме – возраст девочки при первой менструации.

Для определения степени полового развития каждый признак измеряют в баллах с соответствующим поправочным коэффициентом (Ма-1, 2; Р-0, 3; Ах-0, 4; Ме-2, 1)

Для оценки развития подростка медицинский работник может ориентироваться на стандарты полового созревания, представленные в соответствующих таблицах. Кроме того, следует измерить длину и массу тела девушки и рассчитать массо-ростовой коэффициент. В норме к окончанию полового созревания он равен 20-26. Снижение или повышение коэффициента указывает на эндокринные нарушения.

Половое созревание у мальчиков происходит на 1-2 года позднее, чем у девочек. Интенсивное развитие половых органов и вторичных половых признаков у мальчиков начинается с 10-11 лет. Прежде всего, быстро увеличиваются размеры яичек – парных мужских половых желез (tes), в которых образуются мужские половые гормоны, оказывающие общее и специфическое действие.

У мальчиков первым признаком, указывающим на начало полового развития, следует считать «ломку голоса» (мутацию), которая наблюдается чаще всего с 11-12 до 15-16 лет; вторым признаком – оволосение лобка с 12-13 лет; третьим признаком – увеличение щитовидного хряща гортани (кадык) с 13 до 16 лет. И, наконец, с 14 до 17 лет происходит оволосение подмышечной впадины и лица. У некоторых подростков к 17 годам вторичные половые признаки ещё не достигают своего окончательного развития и оно продолжается в последующие годы.

В возрасте 13-15 лет в мужских половых железах мальчиков начинают продуцироваться мужские половые клетки – смерматозиоды, которые в отличие от периодического созревания яйцеклеток созревают непрерывно. В этом возрасте у большинства мальчиков возможны поллюции – самопроизвольные семяизвержения, представляющие собой нормальное физиологическое явление.

Сроки наступления полового созревания и его интенсивность различны и зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания (достаточное содержание в пище белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов), климата (освещенность, высота над уровнем моря, географическое положение), бытовых и социально-экономических условиях. Немаловажную роль играют наследственные и конституциональные факторы (например, менархе наступает при достижении массы тела 48, 5 кг, когда жировой слой составляет 22% от общей массы тела).

 

Половое воспитание.

Задача это сложная. Раньше о половом воспитании практически не говорилось, хотя педиатры пытались убеждать людей в том, что о половом воспитании надо говорить, как отмечал Г.Н. Сперанский, «во весь голос, а не отделываться молчанием или невнятной скороговоркой». Он подчеркивал, что от умалчивания страдают те, кого мы любим больше всего – наши дети.

В настоящее время вопреки страхам некоторых родителей никто из специалистов уже не отрицает необходимости сексуальной информации в семье и школе. К решению вопросов полового воспитания надо приступать с детского возраста.

Говоря о половом воспитании, важно отметить, что необходимые сведения по вопросам пола ребёнок должен получать по мере проявления к ним интереса.

Установлено, что дифференцированное отношение детей к полу складывается в дошкольном возрасте, вот почему важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, пропускали первыми, помогали им выполнять тяжёлую физическую работу. Пусть такое отношение войдет у мальчиков в привычку ещё задолго до того, как они начнут интересоваться вопросами пола. По мнению ряда специалистов, дети должны получать сведения о половых различиях к 2, 5-3 годам, а сведения о деторождении должны быть в 5-7 лет известны всем детям.

С 10-12 до 16-20 лет формируется сексуальная ориентация, наступление половой зрелости. У девочек появляется эротическая настроенность, у мальчиков – гиперсексуальность. Однако, многие подростки идут на половые контакты для самоутверждения, даже если ещё нет истинных половых желаний. То же самое может быть с девушкой-подростком. Чаще такое случается, если в семье девочка не находит ласки, понимания. В этом случае нужно много работать с подростками, особенно в школе – психологам, социальным и медицинским работникам. Задача медицинских работников, особенно работающих в школе, объяснить подросткам, чтобы они, при необходимости, знали, куда пойти проконсультироваться по затруднительным для них вопросам. До подростка необходимо довести не только правила сексуального поведения, но и рассказать об опасностях заражения заболеваниями, передающимися половым путём и т.д.

Программы полового воспитания:

1. Половое воспитание с раннего возраста в определенной последовательности.

2. Всестороннее обучение особенностям строения тела девушки и юноши.

3. Информация о центрах планирования семьи, где можно получить консультацию по контрацепции.

4. Программа обучения воздержанию.

5. Информация о вреде аборта, отрицательном влиянии ранних половых связей.

 

Родители при беседе с ребенком могут придерживаться следующих приёмов:

Ø Перед наступлением половой зрелости обсудить происходящие физические изменения, сексуальные взаимоотношения подростков и методы контрацепции.

Ø Быть честным и откровенным, поощрять любые вопросы.

Ø Быть уверенным самим, чтобы внушать уверенно.

Ø Убедить подростка, что при разных темпах развития, все они станут взрослыми.

Ø Избегать бестактных поучений.

Ø Быть терпимым к частой смене настроений.

Ø Отказаться от споров и претензий на роль «истины в последней инстанции», но в случае необходимости устанавливать жесткие ограничения.

Ø Не бояться выражать собственное мнение и требования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал