Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бланк опросника
| Утверждение
| 1 почти никогда
|
редко
| 3 время от времени
| часто4
| 5 почти всегда
| | 1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
|
|
|
|
|
| | 2. При решении проблем учитываются предложения детей
|
|
|
|
|
| | 3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
|
|
|
|
|
| | 4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения
|
|
|
|
|
| | 5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу
|
|
|
|
|
| | 6. Каждый член нашей семьи может быть лидером
|
|
|
|
|
| | 7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом
|
|
|
|
|
| | 8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел
|
|
|
|
|
| | 9. Мы любим проводить свободное время все вместе
|
|
|
|
|
| | 10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе
|
|
|
|
|
| | 11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу
|
|
|
|
|
| | 12. В нашей семье большинство решений принимается родителями
|
|
|
|
|
| | 13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи
|
|
|
|
|
| | 14. Правила в нашей семье изменяются
|
|
|
|
|
|
| Утверждение
|
почти никогда
|
редко
| 3 время от времени
| 4 часто
| 5 почти всегда
| | 15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей
|
|
|
|
|
| | 16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому
|
|
|
|
|
| | 17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
|
|
|
|
|
| | 18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер
|
|
|
|
|
| | 19. Единство очень важно для нашей семьи
|
|
|
|
|
| | 20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи
|
|
|
|
|
| К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (табл. 4).
Таблица 4
Оценка параметров шкалы FACES-3
| №
| Диагностические параметры
| № утверждений
| Шкала
| |
| Эмоциональная связь
| 1, 11, 19
| Семейная сплоченность
| |
| Семейные границы
| 5, 7
|
| |
| Принятие решений
|
|
| |
| Время
|
|
| | b
| Друзья
|
|
| | Ь
| Интересы и отдых
| 13, 15
|
| |
| Лидерство
| 6, 18
| Семейная адаптация
| | г
| Контроль
| 2, 12
|
| |
| Дисциплина
| 4, 10
|
| |
| Роли
| 8, 16, 20
|
| | b
| Правила
|
|
| Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы пси-хокоррекционной работы.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет
Таблица 5
|