Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темпера




ТЕ́ МПЕРА (итал. tempera, от лат. temperare — " умерять, смягчать, смешивать в надлежащем соотношении") — краски, связующим веществом которых являются различные эмульсии. В зависимости от состава эмульсий темпера может быть клеевой (пигменты разводятся на смеси воды и желатина, столярного клея или казеина — клеевую темперу часто выделяют в отдельный вид красок), казеиновой, яичной, гуммиарабиковой, синтетической. В Средневековье в качестве связующего вещества использовали мёд (мёд также добавляют в акварель). Яичную темперу применяли в глубокой древности, в частности в египетском искусстве. Для этого использовали клеящие свойства яичного белка с небольшими добавками порошка из яичного желтка и уксуса (клеящее вещество альбумин содержится и в белке, и в желтке обыкновенного куриного яйца). В Древней Греции использовали восковые краски и темперу. Причем специалисты предполагают, что существовала и смешанная техника " энкаустической темперы", вероятно заимствованная греками из Египта. " Живопись кистью" в терминологии римского писателя Плиния Старшего (I в. н. э.) подразумевает работу кистью в смешанной технике (лат. tempera cerea — " смешанный воск"). Надгробные стелы из мрамора и известняка расписывали не восковыми красками, как считалось ранее, а яичной темперой (III—II вв. до н. э.). Помпейские росписи (II в. до н. э. — I в. н. э.) также выполнены темперой, и только их поверхность покрывали для сохранности слоем воска. Многие знаменитые фаюмские портреты, найденные в Египте (IV в. до н. э. — IV в. н. э.), написаны темперой. Причем существенным является постепенный переход от использования восковых красок к яичной темпере. Техника энкаустики позволяла выявлять объемность, материальность, использовать светотеневую моделировку формы, в темпере, напротив, удобнее пользоваться локальными отношениями тонов. Жидкая темпера усиливала плоскостность изображения, способствовала переходу от мазковой " лепки" формы к санкирю. Именно эта тенденция стимулировала сложение техники византийской иконописи. Ранние византийские иконы выполнены в технике энкаустики, в эллинистической традиции, более поздние писали темперой. По санкирю прокладывали темной краской тени, а света́ писали вохрением и пробела́ ми. Темпера позволяет использовать плавные тональные переходы. В этой технике густым слоем краски (с меньшим количеством воды) пишут тени, а прозрачным, жидким слоем — света́. После высыхания темперы, в отличие от акварели и гуаши, красочный слой в воде не растворяется. В средневековой Италии писали иконы темперой. В качестве связующего вещества использовали яичный белок и немного желтка с соком фигового дерева и небольшим количеством виноградного вина с водой. В желтке содержится яичное масло, но оно непрочно и может вызвать трещины в красочном слое. Молочный сок фигового дерева и вино нейтрализуют это вредное свойство. Пигменты мелко перетирали в ступке и в равных количествах соединяли со связующим веществом. Смесь разбавляли водой до текучего состояния. Темперу применяли как в иконописи по левкасу, так и в стенописи по штукатурке. После высыхания тонкий слой темперных красок дает ровную матовую поверхность. В темпере возможны лессировки. По завершении работы красочный слой покрывали масляным лаком. В позднем Средневековье и в эпоху Северного Возрождения использовали смешанную технику. В стенописи фреску " доводили" лессировками белково-желтковой темперой. В живописи на деревянных досках основные тона прокладывали темперой, а верхние лессировочные слои осуществляли масляными красками. Причем живописцы умело варьировали темперу на желтке, дающую теплый тон, и темперу на светлом желтке или только на белке, более светлого, холодного тона. Темпера считается трудной техникой, поэтому тончайшие моделировки живописцы осуществляли мелкими штрихами (итал. tratteggiare — " штриховать") или пуантелью — точечными мазками, иногда торцом кисти (итал. punteggiare). По такой фактуре всегда можно отличить темперную живопись даже под масляным лаком. Недостаточная пластичность темперы послужила главной причиной ее последующего вытеснения техникой масляных красок.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал