Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности становления и развития ислама






 

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий, свойственные христианству и иудаизму.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи и верования привлекают все большее число племен.

Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином боге, с которым тесно переплетаются проповеди занифов – представителей аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедовавших от лица единого Бога – Аллаха.

Одним из важнейших хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка – крупный город на пересечении главных торговых путей, в которой расположена святыня, почитавшаяся большинством племен – языческий храм Кааба. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем, пророком Мухаммадом.

К новому пророку большинство мекканцев отнеслось с насмешками и с враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первых последователей ислама (с арабск. – предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) – мусульман (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. 15 июля 622 года Мухаммад со своими последователями переселяется в город Ясриб (позднее назван Мединой).

Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления. Медина стала центром расположения новой религии. При жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, лишь после смерти Мухаммада было создано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман – Корана.

Вера в единственного Бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог на пользу бедных и неимущих и паломничество в Мекку к храму Кааба.

Позднее мусульманские богословы значительно детализировали систему запретов и предписаний, в результате чего вся жизнь мусульманина оказалась строжайшим образом регламентированной шариатом, причем эта регламентация касается далеко не только вопросов культа морали или частной жизни, она включает также общественную, хозяйственную и политическую жизнь общины, право, сферы существования мусульманского общества.

Тесная связь между светской и духовной религией и политикой, экономикой и правом стала характерной чертой ислама.

Почти за полтора тысячелетия своего существования ислам привлек миллионы последователей, охватив своим влиянием огромные территории в Азии, Африке, Европе.

В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек).

Из более 120 стран, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан).

В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной и официальной религией, в некоторых слово “исламский” включено в их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни страны.

Существует и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующая как на государственной, так и на неправительственной основе.

Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно – культурной сфере, часть – в политике, некоторые – в сфере экономики

Ислам подразделяется на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Шиизм (от арабск. “шиа” - группировка, партия) шиитское направление в исламе объединяет мусульман, признающихся едиными приемниками пророка Мухаммада.

Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедают суннитский ислам.

Хариджисты выступали за строгое следование обрядности и за чистоту ислама.

На современном этапе ислам сохраняет свои позиции как действенного фактора общественной и политической жизни, выполняет функции мировоззренческой и социально – культурной системы для своих приверженцев.

Ислам играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал