Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход мероприятияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Кризис трех лет Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я Сам!», постигая азы самостоятельности. Этот период сложен не только для малыша, но и для любящих взрослых. Что такое «кризис трех лет» и как помочь ребенку его преодолеть – об этом вы узнаете на родительском собрании. Цель мероприятия: 1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет». 2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей. 3. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми. Материалы и оборудование: · наглядное пособие для родителей «Вопросы воспитания в картинках» (рисунки 1, 2); · рисунок-схема (рисунок 3), стенд, фломастер, игрушечная мишень со стрелой; · конфеты для игры «В яблочко», рисунок ребенка; · кружочки из самоклеющейся бумаги желтого, синего и зеленого цвета. Ход мероприятия Здравствуйте, я рада Вас видеть! Сегодня я хочу рассказать вам об особенностях развития детей в период трех лет, помочь понять причины капризов и упрямства малышей, а так же рассмотреть эффективные приемы общения и взаимодействия с детьми. 1. Игра «Наш малыш» Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений. Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз». - Наш малыш стал очень любопытным. - Наш малыш хочет все попробовать сделать сам! - Наш малыш стал довольно часто упрямиться. - Наш малыш отказывается спать в привычное время. - Наш малыш капризничает во время еды. - Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада. - Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры. - Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов. - Наш малыш любит с нами играть. 2. Мини-консультация «Кризис трех лет – что это?» Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам!». Психологи рассматривают его как феномен, ведущий к самостоятельности, познавательной активности малыша. Хотя дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития: · уверенность «Я могу!», хорошую самооценку; · новые способы познания окружающего мира; · позитивные модели поведения. Но наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества), возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы). Задачи родителей: 1. Понять психологические причины поведения малыша и его чувства. 2. Изменить приемы взаимодействия с ребенком. 3. Создать в семье специальные условия для развития детской самостоятельности, творческой активности. 3. Диалог-размышление «Детская самостоятельность: как ее развивать правильно?». Используется пособия «Вопросы воспитания в картинках» [5, с. 27], рисунка-схемы [4, с.29]. Самостоятельность малыша – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваш ребенок нуждается в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого. Показ родителям двух рисунков по воспитательной теме «Обучение самостоятельности» (пособие «Вопросы воспитания в картинках»). Рисунок 1. «Ребенок ест самостоятельно». Рисунок 2. «Мама кормит ребенка с ложки».
Вопросы к родителям: - Как Вы думаете, кто из детей приобретает жизненный опыт, самостоятельность? - Очень часто взрослые делают так же, как это изображено на рисунке 2. Почему? Создаете ли вы подобные ситуации в своей семье? - Чего требует от родителей вторая ситуация (рисунок 1)? (Терпения, выдержки, времени, любви). Вывод. Ребенку необходимо давать время и возможность освоить самостоятельное действие. Показ родителям рисунка-схемы 3. Рисунок 3 Вопросы к родителям: - Как Вы думаете, что обозначает этот рисунок? - Как можно помогать ребенку: а) сделать за ребенка; Вывод. Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, поощряет, хвалит. Различают несколько видов самостоятельности [1]: · познавательная; · бытовая; · коммуникативная; · поведенческая. Как показывает практика жизни, для взрослых принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность малыша, которая поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность у родителей возможна разная реакция. Бывают случаи, когда развитию познавательной самостоятельности ребенка не придают значения в той мере, какой она заслуживает. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается взрослыми негативно и не подкрепляется. Но каждый вид самостоятельности по-своему важен для ребенка, так как имеет тесную взаимосвязь с умственным развитием, творческой активностью личности, способностью реализовывать себя в жизни. 4. Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша». 1. В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно. 2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни. 3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя. 4. Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях. 5. Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек). 6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения). 7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности). 8. Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей. 9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры. 10. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится! 5. Вопросы к психологу «Капризы и упрямство у детей: в чем причины?» 1. Капризы и упрямство могут являться следствием переходного возраста (кризисный период развития). 2. Если капризы и упрямство возникают в поведении детей, значит, где-то есть непоследовательность в требованиях к воспитанию малыша у обоих супругов или близких родственников. 3. Особенности семейных взаимоотношений супругов влияют на поведение ребенка, так как общение родителей является моделью (образцом) для поведения малыша. 4. Другой причиной капризов и упрямства может быть не соблюдение режима дня. Велика вероятность появления капризных, непослушных поступков из-за физического недомогания, переутомления малыша. А сейчас Вам предлагается поучаствовать в игре, где будут представлены некоторые интересные приемы общения и взаимодействия с ребенком в период кризиса трех лет. 6. Игра «В яблочко». Цель: обучение родителя определению истинных мотивов поведения ребенка, и выбору соответствующего способа взаимодействия с ним, развитие эмпатии.
|