![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и принципы социального партнерстваСтр 1 из 3Следующая ⇒
ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА1 Понятие и принципы социального партнерства Социальное партнерство — сложный социологический феномен. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничест-ва работников и работодателей, с другой — идеологию такого со-трудничества. 1. Идея сотрудничества между основными классами общества, смягчения антагонизма между трудом и капиталом возникла доста-точно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости. В качестве предшественника теории социального партнерства, оче-видно, надо назвать выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Он впервые обосновал положение о существовании «органической» солидарности классов, основанной на разделении труда, подчеркивал необходимость создания профессиональных корпораций как специфических органов общественной солидарности. Взаимодействие профессиональных корпораций, по его мнению, позволит преодолеть антагонистические противоречия тру-да и капитала2. После Второй мировой войны идея классового сотрудничества получила свое практическое воплощение в странах Западной Евро-пы. Основным назначением социального партнерства является соз-дание и применение трудовых норм, регламентация труда. Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Как видно из приведенного определения, ключевым словом сформулированного понятия выступает слово «отношения». Какие отношения между работниками и работодателями надо отнести к социально-партнерским? Очевидно, только те, в которых работники выступают как коллектив, обладающий общими интересами. ♦ Отношения между представителями работников и работодателем (работодателями), иначе называемые коллективными трудовыми отношениями, складываются по поводу: ✓ проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений или внесения в них дополнений, изменений; ✓ формирования постоянно действующих трехсторонних органов (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, комитетов по занятости); ✓ проведения консультаций по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде; ✓ участия представителей работников в управлении организацией; ✓ участия работодателя и представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров; ✓ участия представителей работников и работодателя (работодателей) в разрешении коллективных трудовых споров; ✓ участия профсоюзов и объединений работодателей в управлении внебюджетными социальными фондами. Таким образом, отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм. ♦ Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие — с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. Этот вывод вытекает из ана-лиза конкретных форм социального партнерства. При этом надо иметь в виду, что в системе социального парт-нерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе. К ним относятся: Правительство; Министерство труда и социального развития; правительство республики, органы исполнительной власти; органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников. 2. Принципами социального партнерства признаются: ✓ равноправие сторон; ✓ уважение и учет интересов сторон; ✓ заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; ✓ содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; ✓ соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ✓ полномочность представителей сторон; ✓ свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; ✓ добровольность принятия на себя сторонами обязательств; ✓ реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; ✓ обязательность исполнения коллективных договоров, соглашений; ✓ контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ✓ ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Положения о принципах социального партнерства базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях ведения коллективных переговоров, участия в иных формах социального партнерства.
|