Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текстовой материал






для медсестринского отделения

(дневное отделение)

Сестринское дело – это сочетание искусства и науки, основанное на комплексе знаний, умений, навыков и взглядов, которые имеют цель помочь отдельному человеку, семье, обществу поддерживать здоровье, предупреждать заболевания, облегчать физические и психологические страдания, избегать осложнений и самостоятельно справляться с повседневными гигиеническими потребностями.

Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса, т. е. метода организации и проведения комплекса мероприятий по всестороннему уходу за пациентом. Обязанности сестры включают в себя уважение к пациентам и их праву на самоопределение. В соответствии с этим медицинская сестра должна действовать исходя из принципа: не причинять вреда, делать добро, уметь сотрудничать с коллегами, быть преданной как профессии, так и пациенту.

Сестринский процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц.

Структура сестринского процесса состоит из нескольких этапов (компонентов):

1.Обследование - это сбор информации о состоянии здоровья больного.

2. Сестринский диагноз – это определение существа выявленной патологии, настоящих или потенциальных потребностей пациента.

3. Планирование – это определение целей (краткосрочных или долгосрочных), направленных на решение выявленных потребностей пациента.

4. Выполнение или реализация целей – это действия, вмешательство медицинской сестры. Они могут быть независимые от врача, взаимозависимые или зависимые.

5. Оценка результатов сестринских действий.

Сестринский процесс – это циклический процесс. Можно вносить в него изменения на любом этапе, если эти изменения приведут к улучшению здоровья больного. Сестринский процесс – это хорошее средство организации общения между сестрами, врачами, пациентами, их родственниками.

Наука о нравственных началах деятельности медицинского персонала получила названия медицинской этики. Частью медицинской этики является медицинская деонтология – наука о должном. Это наука о профессиональном долге медицинских работников и, в то же время – это учение о том, каким должен быть моральный, этический и интеллектуальный облик медицинского работника. В понятие деонтологии входят принципы взаимоотношений между медицинским персоналом и пациентами, а также поведение врачей и медицинских сестёр, обеспечивающее возможную пользу лечения и исключение условий, отрицательно влияющих на медицинскую деятельность.

 

Тема: Основы психосоматики

Психология здоровья имеет целью изучение явлений, непосредственно относящихся к здоровью человека, решает задачи выявления, наблюдения, регистрации, анализа, прогнозирования и использования психологических факторов, оказывающих воздействие на здоровье, и пользуется методами исследования, принятыми в психологии. Таким образом, медицинская психология отличается от психологии здоровья тем, что в основном концентрирует своё внимание на болезни, на психических процессах, функциональном состоянии и свойствах больного человека, рассматривает факты, приводящие к развитию заболевания и способствующие выздоровлению, «через призму болезни», в то время как для психологии здоровья подобной «призмой» является понятие здоровья. Психология здорового человека является одним из объектов исследования психологии здоровья.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Ещё в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Самое раннее определение здоровья принадлежит Алкмеону: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь – это случайность, не имеющая всеобщий характер. Таким образом, человек просто обязан быть здоровым. Это его долг, как перед самим собой, так и перед обществом, самой природой.

В преамбуле Устава ВОЗ приведено наиболее полное и точное определение понятия «здоровье» - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Для здоровья наиболее типичны следующие главные признаки: структурная и функциональная сохранность систем и органов человека; индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной (социальной) среде и, наконец, сохранность привычного самочувствия, которое всегда оказывается наиболее тонким индикатором душевного и социального благополучия.

Вопрос о конкретных критериях психического здоровья изучен ещё далеко не полностью. В самых общих чертах к ним правомерно в первую очередь относить: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность; соответственную возрасту человека зрелость чувств; максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившихся в разных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь. З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек – это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципами реальности.

Исходя из многоплановости понятия здоровье, необходимости его сохранения, возникает проблема организации и поддержания здорового образа жизни. Тем более, что по данным ВОЗ, здоровье человека на 50 – 55% определяется условиями и образом жизни, на 25% зависит от окружающей среды (экологических условий), на 15 – 20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10 – 15% связано с деятельностью системы здравоохранения.

Многолетние исследования в области здоровья человечества указывают на существенную роль психики в возникновении и течении любого соматического заболевания, т. е. прослеживается неразрывная связь между душой и телом, психическими и телесными болезнями. Отсюда, закономерно рассматривать патологический процесс, как единство психического и соматического, происходящее на социальном фоне, поскольку жизнь человека невозможно представить вне общества, что послужило отправным моментом для возникновения социопсихосоматической медицины.

Социопсихосоматика – это направление медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний в обществе. В настоящее время ухудшение объективных условий жизнедеятельности населения не только впрямую воздействует на его здоровье, но и стимулирует у людей стрессовые реакции, являющиеся пусковым механизмом многих патологических процессов. Особенностью нашего времени являются следующие негативные факторы:

  1. Бурный научно – технический прогресс.
  2. Лавинообразный поток информации.
  3. Насыщенность человеческих отношений.
  4. Ускоренный темп жизни.
  5. Значительные изменения в экономической и политической жизни общества.

Всё это приводит к психоэмоциональному перенапряжению человека, постоянному стрессу. По утверждению специалистов ВОЗ, 45% всех заболеваний связано со стрессами (некоторые специалисты увеличивают эти данные вдвое). Психосоматическая патология – это своеобразный соматический резонанс психических процессов. К большой психосоматике относят бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, ИБС, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит. К малой психосоматике – неврозы.

Психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств. В. А. Гиляровский для обозначения этих состояний использовал термин «пограничные состояния», подчёркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическими заболеваниями и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.

Исследования показывают, что в возникновении психогенных расстройств играют преморбидные (доболезненные) особенности личности, степень зрелости основных структур её, соматическая отягощённость, особенности высшей нервной деятельности, тип её и темперамент, а также характер, длительность и значимость психической травмы для больного.

Все психические травмы, вызывающие психогенное заболевание, можно разделить на три группы: 1) психические травмы, называемые условно «эмоциональное лишение». При этом человек лишается объекта привязанности или оказывается в ситуации, вызывающей положительную отрицательную реакцию (например, вдали от Родины); 2) всевозможные конфликты; 3) психические травмы, представляющие угрозу для жизни (землетрясение, наводнения, крушения и др.).

В результате «эмоционального лишения», как правило, возникают болезненные симптомы, укладывающиеся в картину реактивной депрессии.

Конфликты различной выраженности и глубины могут вызывать болезненные состояния широкого диапазона и картина проявления болезни при этом более разнообразная – от реактивных депрессий с истерическими расстройствами, реактивных параноидов и истерических психозов до невротических симптомов.

Тяжёлые психические травмы, связанные с угрозой для жизни больного, обычно ведут возникновению аффективно – шоковых расстройств, которые могут выражаться психогенным ступором, аналогичным мнимой смерти, наблюдающейся у некоторых животных, или двигательным возбуждением, «двигательной бурей», также отмечающейся у животных при угрозе жизни.

Психическая травма может служить не только причиной психогенного заболевания, но и спровоцировать приступ шизофрении, маниакально – депрессивного психоза, развитие сосудистого процесса (гипертоническая болезнь, атеросклероз), сделать более выраженными особенностями личности (декомпенсация психопатической личности).

При усилении патологических особенностей личности наряду с невротическими симптомами, такими, как нарушение сна, аппетита, слезливость, понижение работоспособности, могут наблюдаться выраженные психопатические формы поведения, взрывчатость, демонстративность, тревожность, затрудняющие контакт с окружающими. У таких личностей легко возникают вегетативные и соматические расстройства, которые рассматриваются как психогенные невротические реакции. Эти реакции у истерических личностей могут носить характер подражания и проявляться теми симптомами болезни, какие существуют в представлении больного о том или ином заболевании.

Для отграничения психогенных расстройств от психических нарушений другой природы К. Ясперс сформулировал следующие критерии: психогенные заболевания развиваются непосредственно вслед за психической травмой; в содержании переживаний при них находит отражение психическая травма, вызвавшая болезнь; с исчезновением психической травмы или с её дезактуализации для больного психические нарушения исчезают. Указанные критерии, несмотря на некоторую формальность, имеют значения до настоящего времени, но решающая роль в оценке состояния принадлежит клиническим проявлениям.

Исследования показывают, что структура психогенных заболеваний всегда характеризуется единством клинической картины. Её обычно объединяют аффективные расстройства. Всё продуктивное (бред, галлюцинации и пр.) и невротические симптомы по содержанию прямо или косвенно связаны с аффективными (эмоциональными) состояниями больного.

Психогенные заболевания могут проявляться в виде реактивных психозов, неврозов и психосоматических болезней. Некоторые психиатры в группу психогенных расстройств включают и психопатию, исходя из того, что психопатия формируется в условиях психогенной ситуации, или, правильнее, в условиях отрицательного воздействия социальной среды.

Соматогении, или соматогенные заболевания, - это психические нарушения, вызванные соматическими болезнями. «Психика каждого человека, чем бы он ни хворал, никогда не остаётся безучастной, напротив, всегда вовлекается в сферу действия. Психическая реакция на плохое соматическое страдание всегда имеет место» (П. Б. Ганнушкин). Около 35 – 40% заболеваний внутренних органов протекают с нервно – психическими наслоениями различного характера.

Инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов нередко являются источником психических нарушений. Например, часто отмечается состояние тревоги или страха при приступах стенокардии. Состояние тревоги и страха наблюдается и при тиреотоксикозе. При этом у больного отмечается повышенная впечатлительность, возбудимость, ускорение темпов психических процессов. Гипотиреоз сопровождается замедлением психической деятельности и даже задержкой умственного развития при условии раннего начала его. При желудочно – кишечных заболеваниях пациенты подавлены, ипохондричны, раздражительны.

Инфекционные болезни, особенно в состоянии реконвалесценции, сопровождаются повышенной эмоциональной лабильностью, астенией. При туберкулёзе больные эйфоричны, без достаточной критики. Ревматизм может привести к тяжёлым психическим расстройствам.

Экспериментально была доказана неразрывная связь между психическими и соматическими процессами. Психогенные факторы нередко комбинируются с соматогенными, что затрудняет диагностику и лечение.

 

Тема: Психологические особенности труда медицинской сестры

Важное место в медицинской психологии занимают многообразные особенности психики больного и их влиянии на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы психологических целебных влияний, в том числе всех обстоятельств, сопутствующих обслуживанию больного, которые правомерно объединить в систему «медицинский работник – пациент». Человек, являясь биосоциальным существом, включает в себя биосоциальные качества, которые проявляются во взаимодействии организма и окружающей среды, психические свойства, обнаруживающие себя в особенностях темперамента, характера, основных психических функциях, составляющих личность, и социальные качества с индивидуальным мировоззрением.

Медицинская психология в социальном аспекте изучает влияние личности на болезнь. Но это лишь одна сторона связи личности и болезни организма. Другой, не менее важной стороной этой связи является изменение личности под влиянием болезни и лечения, взаимодействия с медицинским работником, также являющимся личностью, со своими особенностями и проблемами. Взаимовлияние личности и болезни содержит обратную связь и выступает в виде отношения «личность – болезнь». Медицинская психология исследует, какие черты и особенности приобретает личность в условиях патологической, стеснённой болезнью, жизни. Как меняются интересы, характер, настроение личности больного и здорового человека в результате психологического воздействия коллектива и конкретной социальной среды (семья, больница, трудовой коллектив и т. д.).

В психосоциальном воздействии медработника на личность больного велика роль морально – этического фактора, хотя немаловажное значение имеют и другие общественные факторы – экономические, политические, культурные, эмоциональные.

По личным особенностям и выполнению служебных обязанностей медицинских работников можно сгруппировать в 6 психологических типов (по И. Харди).

1. РУТИНЁР (ПРАКТИЧЕСКИЙ). Наиболее характерной чертой его является механическое выполнение своих обязанностей. Порученное задание выполняет тщательно и скрупулёзно, проявляя при этом ловкость и умение, выполняет всё, что необходимо для лечения больного, но осуществляет это формально, бездушно, безразлично, не сочувствуя и не вселяя в душу больного чувства оптимизма.

2. ИГРАЮЩИЙ ЗАУЧЕННУЮ РОЛЬ (АРТИСТИЧЕСКИЙ). Для него характерна искусственность, часто играет роль альтруиста – благодетеля, проявляя при этом не дюжие актёрские способности. Без чувства меры старается произвести впечатления на больного и коллег своей значительностью и важностью.

3. НЕРВНЫЙ. Это лабильная личность, склонная к невротическим реакциям. Для него характерны раздражительность, вспыльчивость, грубость. Внешне постоянно хмур, с обидой на лице. Будучи брезгливым, может не выполнить проведение лечебных мероприятий (осмотреть кал, мокроту, рвотные массы). При этом испытывает ощущение, что его усилия не оцениваются должным образом, коллеги невнимательны и что-то злоумышляют. При таком медицинском работнике пациенты чувствуют себя неспокойно, могут испытывать чувство вины.

4. МУЖЕПОДОБНЫЙ (независимо от пола) – отличается большой настойчивостью, решительностью, деловитостью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам или отклонениям в распорядке дня. Часто – крупного телосложения. В благоприятных случаях такой тип становится хорошим организатором и успешно воспитывает молодых коллег. В неблагоприятных – это агрессор и деспот.

5. МАТЕРИНСКИЙ. Максимальная заботливость и сочувствие к больным. Работа для него – главная цель и неотъемлемое условие жизни. Всё может, всё умеет, всё успевает. Забота о больном для него – жизненное призвание. Сопереживанием к страданиям других, любовью к людям проникнута и его личная жизнь. Постоянно улыбается, находит для каждого доброе слово, охотно предлагает свою помощь. «Милая сестричка» для больных и хороший наставник для молодых коллег.

6. СПЕЦИАЛИСТ. Занимается с увлечением только узким делом, которому посвящает, как правило, профессиональную деятельность. Фанатически предан своему делу. В основном работают на диагностических и процедурных аппаратах, иногда испытывают чувство превосходства над коллегами, работающими в отделениях, отчего могут сложиться напряжённые отношения. Неблагоприятно, когда такой узкий специалист ничего не хочет знать о смежных профессиях, тем самым он ограничивает себя и как медика и как личность.

Проведённые исследования показывают, что большинство больных в образе идеального медицинского работника, прежде всего, отмечали личностные свойства, отражающие эмоциональное отношение к больному. Следовательно, сопереживающий эмоциональный тип мед. работника – есть эталон. При умеренной выраженности данной характеристики тип мед. работника условно обозначается как эмоционально – нейтральный.

Наличие или отсутствие волевых качеств, руководящей роли при контакте с больными – всё это дополняет характеристику идеального медицинского работника двумя вариантами, условно названными директивный и недирективный. В сочетании с директивным сопереживающий тип является достаточно частым эталоном для больных. Данный выбор обусловлен потребностью больных в том, чтобы их направляли и управляли ими, в надежде избавиться от нерешительности с помощью доброжелательной и сильной личности мед. работника.

Эмоционально – нейтральный тип больше импонировал больным с повышенной потребностью в приобретении такого личностного качества как самообладание.

При установлении контакта с больным особое значение имеет предварительное впечатление, составленное больным о медицинском работнике, о котором пациент, как правило, знает больше, чем сам мед. работник о новом пациенте. Причём первичное впечатление о работнике ЛПУ наиболее важно – оно автоматически переносится на весь персонал и долго сохраняется в сознании пациента.

Профессия медика включает в себя такие понятия как специалист, гражданин и общественный деятель, поскольку он обязан быть широко образованным человеком не только в медицине, но и во всех вопросах общественной жизни, которые близки интересам больного.

Вот некоторые универсальные качества, которыми должен обладать каждый медицинский работник:

АВТОРИТЕТ – имеет величайшее значение для налаживания общения с больным. Он слагается из глубоких знаний в своей области, умения спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, его болезнь и избрать такую тактику поведения, которая обеспечивала бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Сюда относятся и личное обаяние, раскрывающее его прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность, моральный облик. В каждом поступке и действии медик руководствуется главной целью – благо больного. Благотворное психологическое влияние на больного – одно из величайших составляющих авторитета медицинского работника.

СКРОМНОСТЬ – необходимейшее качество. Хотя медицина достигла значительных успехов, мы всего не знаем и не можем успокаиваться на достигнутом. Поэтому, как бы медик не был образован и знающ как специалист, он не должен демонстрировать своё превосходство над больным. Жизнь требует постоянного совершенствования, а жизнь медицинского работника – это вечный университет. Любая остановка в образовании – профессиональная смерть.

ПРАВДИВОСТЬ. Одна из неизбежных особенностей медицинской деятельности определяется в необходимости в определённых случаях сообщить как больному, так и его родственникам возможный исход заболевания, часто печальный. Не всегда легко, да и не во всех случаях должно говорить больному всю правду. Но и ложь недопустима. В таких случаях, не утаивая истину, следует прибегнуть к таким выводам и объяснениям, которые бы в первую очередь щадили психику больного.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ проявляется во многих действиях медицинского работника, начиная с привычных ночных, сверхурочных бдений, до экстренных мероприятий, требующих оказания профессиональной помощи в экстремальных ситуациях. Условия работы при этом не всегда связаны с комфортом и часто сопровождаются риском для собственного здоровья. Самоотверженные поступки – не дань показному героизму, они совершаются в ходе решения ответственных проблем спасения больного, изучения возбудителей заболевания, проверки эффективности новых лечебных средств, во всех наиболее острых и опасных обстоятельствах профессиональной деятельности.

СЛОВО – одно из чудеснейших исцелителей, но и одно из страшных орудий. При неправильном использовании оно само источник заболевания. Важно не только значение, смысл самого слова (термина), но и интонации, с которыми оно было произнесено, контекст, в котором оно прозвучало. «Если после беседы с врачом больному не стало легче – это не врач» (В. М. Бехтерев).

ГУМАНИЗМ – наиболее естественное дополнение к понятию медицина. Что может быть более человечным, чем самоотверженная деятельность, направленная на спасения человека от смерти или облегчение его страданий.

Честный добросовестный труд, труд и ещё раз труд, обогащая знания и навыки медицинского работника, формирует его нравственность, делает его физически и духовно сильным и порождает истинный гуманизм в его отношении к больному и к своей профессиональной деятельности. Гуманизм медика был и остаётся ведущим в общении с пациентом, охране здоровья и лечении больного даже в современных условиях, когда медицина становится точной наукой, оснащённой последними достижениями цивилизации. По - прежнему, человек в белом халате будет спасать жизнь страждущему, кто бы он ни был – друг или враг, правый или виноватый.

С развитием медицинской деятельности постоянно развивается, растёт и роль медицинской сестры, значение её профессиональной работы. Функции, возложенные на медицинскую сестру, чрезвычайно многообразны: это и уход за беспомощными больными, их кормление, подготовка и раздача медикаментов, введение инъекций, проведение различных манипуляций, а также ведение многочисленной документации и т. д. Медицинской сестре приходится заниматься и руководящей, просветительской деятельностью. Она осуществляет приём больного в медицинское учреждение, знакомит его с распорядком, принятом в отделении, с порядком выполнения врачебных назначений, регистрирует состояние больного, его динамику. И для того, чтобы эта многогранная деятельность была успешной необходимо знать своих пациентов, разбираться в тонкостях их психологии, их личности, найти к каждому индивидуальный подход.

К сожалению после выполнения своих прямых, непосредственно связанных с лечебно – диагностическими мероприятиями, обязанностей остаётся мало время для прямого общения, беседы с больными. А ведь именно мед. сестра находится в непосредственном контакте с пациентом дольше, чем лечащий врач. Именно у неё больной ищет понимания и сочувствия.

Традиционная подготовка медицинской сестры чаще всего строится на технической стороне ухода за больными. Невнимание к психологическому аспекту медицинской деятельности сказывается потом на взаимоотношениях медика и больного. Последние жалуются на бездушное, формальное отношение к ним, не отдавая должное высокому уровню выполнения сестрой своих функциональных обязанностей. Обратная реакция медика, который искренне не понимает, чего этим капризным больным ещё не хватает, самая неблагоприятная.

Автоматизм, с которым выполняются должностные обязанности, механический подход к больному как носителю различных симптомов без признания в нём личности – наиболее серьёзная проблема современной медицины, которая часто вызывает конфликтные ситуации, создаёт неблагоприятный психологический климат в ЛПУ. В лучшем случае отношения носят формальный, официальный, холодный характер Отношения, в таких случаях, складываются неблагоприятные, не саногенные. Конечная цель – благополучие больного – не достигается.

Отношения медицинской сестры и больного являются частью тех связей, той атмосферы, которые имеют место в каждом ЛПУ, частью общей взаимосвязи, которая возникает в процессе лечебной деятельности в системе «врач – сестра – больной».

В отношениях с больными необходимо определённое постоянство в поведении медицинского работника, что только усиливает доверие пациента. Серьёзной проблемой для медика является сохранение человеческого отношения к больному. Находясь в мире боли и страданий очень трудно остаться достаточно чувствительным (но не впечатлительным) к чужому горю, велика опасность возникновения профессиональной деформации – стать бесчувственным и чёрствым (даже циничным и жестоким).

Чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности, избежать деформации необходимо изучать свои личностные особенности, поведенческие реакции, психологические свойства. Согласно своим личностным особенностям можно выверить свой оптимальный стиль деятельности, закрепить наиболее желательный тип отношения к работе. Знание своих сильных и слабых сторон для медика – профессионала является залогом более успешного самосовершенствования, что непременно скажется на эффективности служения делу сохранения жизни и здоровья своим пациентам.

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Но профессия может вызвать также изменения в характере человека, деформировать его. На развитии деформации сказывается обладание трудно контролируемой и трудно ограниченной властью. Медицинская сестра обладает определённой властью над больным, следовательно, также подвержена деформации, которая тесно связана с проблемами адаптации к профессиональной среде. Деформация – это профессионально нежелательные качества, которые начинают мешать эффективности деятельности. В литературе также используется термин деструкция (разрушение) в значении, которое можно рассматривать как усугубление деформации, глубоко затрагивающие личностные изменения, часто приводящие к девиантному поведению. Для медицинской сестры характерны следующие проявления профессиональной деформации: чёрствость, цинизм, грубость, равнодушие, «чёрный юмор». Проявлениями начинающейся деформации считаются: раздражительность, сокращение время для выполнения профессиональных обязанностей, использования в речи штампов, употребление слов, связанных с понятием усталость и демонстрация её своим поведением, замедленное мышление, снижение памяти, потеря интереса к работе. К деформации приводят синдромы «хронической усталости», «профессионального выгорания», неправильный профессиональный выбор, неблагоприятные условия труда, в том числе, многочисленные стрессоры (факторы, вызывающие стресс). Пути избегания деформации: повышение социально – психологической компетенции, своевременная диагностика начинающейся деформации, личностный и профессиональный рост, планирование профессиональной деятельности.

Черты личности медицинской сестры:

1) моральные: сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, нежность, ласковость, оптимизм, мужество, решительность, скромность, принципиальность, чувство собственного достоинства, ответственность, забота, умения, сотрудничество;

2) эстетические: аккуратность, опрятность, тяготение к праздничности, непримиримость к серости;

3) интеллектуальные: эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление проникнуть в суть явлений.

Черты характера, о которых шла речь, не врождённые качества личности. Их можно развить путём ежедневной работы над собой.

Принцип деятельности медицинской сестры:

- уважать пациента;

- не делать вреда;

- делать добро;

- не наносить вреда себе;

- держать слово;

- быть верным долгу.

Функциональные обязанности медицинской сестры – это поступки и правила поведения, которые находятся в профессиональной компетенции. Обязанность больше, чем долг.

Функции медицинской сестры

Организация сестринской деятельности основана на выполнении назначений врача, на уходе, при котором уделяется внимание индивидуальным потребностям пациента. Высококвалифицированная практикующая медицинская сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям отдельного пациента. При этом делается акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровление.

Раньше ведущая функция сестринской деятельности заключалась в осуществлении ухода за больным человеком. Сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видят главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. Миссия сестры в мире и нашем обществе заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей для достижения ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. Это потребует от сестёр определённых функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а также профилактике его отклонений. Сестринское дело включает в себя планирование и осуществление ухода и в период болезни, и в период реабилитации, воздействуя не только на физические, но также и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое. Сёстры должны активно привлекать пациента, членов его семьи и друзей к самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость.

Функции медицинской сестры определяются Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу.

Первая функция – осуществление сестринского ухода. Это могут быть профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой человека и его семьи. Она наиболее эффективна, если осуществляется в рамках сестринского процесса. Эта функция заключается в следующем:

- оценка потребностей человека и его семьи;

- выявление потребностей, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;

- определение первоочерёдных проблем со здоровьем, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;

- планирование и осуществление необходимого сестринского ухода;

- вовлечение пациента, а при необходимости – членов его семьи, друзей к уходу;

- использование принятых профессиональных стандартов.

Вторая функция – обучение пациентов и сестринского персонала. Это:

- оценка знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;

- подготовка и предоставление нужной информации на соответствующем уровне;

- помощь сёстрам, пациенту и другому персоналу в получении новых знаний и навыков;

- применение принятых профессиональных стандартов.

Третья функция – исполнение сестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента. К компонентам этой функции относятся: сотрудничество с пациентом, семьёй и другими сотрудниками здравоохранения в планировании, организации и управление уходом, обсуждение с пациентом плана и результатов ухода за ним.

Четвёртая функция – развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности.

Работа медицинской сестры проходит в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Профессиональная активность направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Основная задача медсестры – сделать пациента активным участником борьбы со своей болезнью. При этом она должна действовать так, чтобы цели её деятельности были приняты пациентом. Медсестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта, советчика и непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всём, что касается планов, целей, действий. Больной человек в своём стремлении выздороветь ищет поддержки и внимания и если он их обретает со стороны самого близкого в системе здравоохранения человека – медсестры, то он обретёт уверенность и волю к выздоровлению, психологическую поддержку.

 

Тема: Личность пациента

Портрет современного пациента слагается из его психологических особенностей: возросшая за последние годы образованность пациента, сопровождающаяся широким доступом к медицинской литературе, переоценка своего понимания проблем медицины, знаний о важности профилактики на словах при полном её игнорировании на деле, склонность к самолечению, заострённый интерес к парамедицине.

В отличие от медика – пациент, как одна из сторон лечебного взаимодействия, руководствуется в своей оценке личности врача своим опытом общения, личными пристрастиями, особенностями своего характера. Другой же участник взаимодействия – медик – ограничен в своём выборе пациента и должен быть подготовлен к общению с любым человеком. Но даже и он выстраивает образ предпочтительного пациента.

Идеальный пациент – включает следующие характеристики: малая осведомлённость в медицинских вопросах, вера и отсутствие сомнений в силах и умении персонала ЛПУ (лечащего врача), готовность беспрекословно выполнять назначения, умение кратко и чётко излагать проблему и жалобы, отсутствие ипохондрии.

Следовательно, медик нацелен на директивный стиль общения, не отвлекаясь на эмоции.

Тип реагирования на соматические заболевания связан, в первую очередь, с оценкой пациентом его тяжести. При этом говорят о существовании феномена «объективной тяжести болезни» (ОТБ) и «субъективной тяжести болезни» (СТБ). Графически влияние этих феноменов можно представить так:

                   
 
ОТБ
   
Тип реагирования на заболевание
   
СТБ
 
 


Тип реагирования

 

 

Объективная тяжесть болезни это информация о летальности после подобного расстройства, вероятность инвалидизации и хронификации болезненного процесса, потеря трудоспособности.

На выработку субъективного отношения к той или иной болезни оказывают влияния факторы: пол, возраст, профессия (социально – конституциональные факторы); личностные особенности пациента, субкультуральные отношения группы к болезни (семья, микроколлектив), характер, темперамент – (индивидуально – психологические).

           
   
в о з р а с т
     
п р о ф е с с и я
 
пол
 
 

 


       
 
микроколлектив
 
семья


ТИП ПСИХИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

           
   
   
 


х а р а к т е р
л и ч н о с т ь
темперамент

Субъективное отношение к заболеванию называется «внутренняя картина болезни» (ВКБ) (Р. А. Лурия), «сознание болезни» (Е. К. Краснушкин), аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер), концепцией болезни, нозогнозией.

Суть его заключается в интеллектуальной интерпретации диагноза заболевания, когнитивной оценки тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна.

Для пациента ВКБ складывается из понимания механизмов возникновения неприятных и болезненных ощущений, оценки их значения для будущего, а также отреагирования на болезнь в виде эмоциональных переживаний и выбора способа действий и поведение в новых для человека условиях. Эта картина имеет следующие стороны:

- сенситивную, связанную с ощущением боли в поражённых местах;

- эмоциональную – страх, тревога, надежда, т. е. эмоциональные переживания;

- волевую, т. е. те усилия, которые больной проявляет чтобы справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении;

- рациональную и информативную (знание о болезни и её оценка, т. е. когнитивный компонент).

Такое «горизонтальное» расчленение аутопластической картины болезни является схематичным, так как в действительности психические процессы всех этих областей переплетаются в различных комбинациях.

Объективная тяжесть болезни включает информацию о летальности после подобного расстройства, вероятности инвалидизации и перехода патологии в хроническую форму. Параметры, на основе которых оценивается и формируется психологическое (объективное) отношение к болезни:

- вероятность летального исхода;

- вероятность инвалидизации и хронификации;

- болевая характеристика болезни;

- необходимость радикального или палиативного лечения;

- влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;

- социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;

- влияние болезни на семейную и сексуальную сферы;

- влияние болезни на сферу развлечений и интересов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал