Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое лидерство: понятие, типы, функции
Под лидерством понимают механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему. Политическое лидерство - легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, механизм и конкретные способы реализации власти. Главные компоненты политического лидерства: личностные характеристики самого лидера (природные, нравственные, профессиональные), инструменты осуществления власти (политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации), ситуация, в которой действует лидер и влияние которой испытывает. Различается формальное и неформальное политическое лидерство. Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства. В политике формальный, институциональный аспект лидерства является ведущим, поскольку общественная потребность в самоорганизации зависит не столько от личных качеств, сколько от силы и влияния институтов власти. Важнейшими функциями политического лидера являются: • интеграция общества вокруг общих целей и ценностей, олицетворение на ционального единства во взаимоотношениях с другими государствами; • нахождение и принятие оптимальных политических решений; • осуществление социального арбитража и патронажа, защита граждан от беззакония и произвола; • коммуникация власти и народа; • охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на достижение политических целей. Завышенная оценка роли и функций политических лидеров может принять форму их культа. Это явление наиболее характерно для тоталитарных и авторитарных государств, где политические лидеры нередко обожествляются, наделяются качествами пророков и ясновидцев. Основные предпосылки возникновения культа политических лидеров: • концентрация огромной власти в руках одного человека, тотальная личная зависимость нижестоящих не столько от результатов своего труда, сколько от благосклонности руководства; • патриархальная и подданническая политические культуры общества, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества; • претензии идеологии на монопольное обладание истиной. Для обеспечения демократического развития общества необходимо включение в механизм лидерства системы контроля за деятельностью лидеров, состоящей из таких процедур, как выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр. В функционировании политического лидерства проявляются следующие тенденции: • институционализация лидерства; процесс рекрутирования и деятельности политических руководителей осуществляется прежде всего в рамках политических институтов - государства, партий, общественных движений; • концентрация усилий лидеров на решении прежде всего повседневных экономических и социальных проблем; • профессионализация лидерства, возрастание роли знаний, навыков и опыта; • сокращение границ власти политических лидеров вследствие ограниченных сроков пребывания у власти, функционирования механизма разделения властей, контроля со стороны выдвинувших их политических партий, оппозиции и общественности; • уменьшение вероятности появления политических лидеров - героев типа Наполеона вследствие непродолжительности сроков пребывания у власти и отсутствия чрезвычайных обстоятельств (войн, революций), порождающих такое лидерство; • возрастание роли и влияния неформальных лидеров (типа М. Ганди, Мартина Лютера Кинга, А. Сахарова). Основные подходы к объяснению феномена лидерства в современной политической науке — теория черт, ситуационная концепция и концепция конституентов. Теория черт объясняет этот феномен выдающимися качествами лидеров. Ситуационная концепция исходит из понимания лидерства как функции определенных социальных условий и ситуаций. Близка к ситуационному подходу концепция конституентов, согласно которой поведение лидера определяется прежде всего влиянием его последователей и избирателей. Классификация политического лидерства осуществляется по ряду оснований. Исходя из корней лидерства М. Вебер выделил три его типа — традиционное (вожди племен, монархи), рационально-легальное (легитимируется законом), харизматическое (основывается на вере в выдающиеся качества руководителей). В зависимости от поставленных целей и воздействия лидеров на общество различают консерваторов, реформаторов и революционеров. В зависимости от технологии выработки и принятия решений, методов управления обществом выделяют два стиля политического лидерства - демократическое и авторитарное. В зависимости от субъекта управления обществом различается лидерство индивидуальное (руководитель) и коллективное (правительство, партия, руководящий орган парламента и т.д.). Наличие ряда классификаций политического лидерства отражает сложность и многогранность этого феномена.
|