Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибочные догматы – это тормозные колодки






Вы встречали в своей жизни «догматы», которые провозглашались до тех пор, пока вы не поверили в их содержание? «Ты не можешь этого!», «Ты не достигнешь этого!», «Ты еще слишком маленький!», «Ты все-таки девушка!», «Ты все-таки юноша!» Приблизительно так они могли звучать. Но есть еще более хитроумные варианты, указывающие человеку на его неполноценность. Они даже не нуждаются в обсуждении. Сравнение с кем-то другим, кто лучше вас, может звучать так: «Посмотри на своего одноклассника, он лучший ученик в школе», «Когда я был в таком возрасте, как ты сейчас, я мог позаботиться о себе сам».

Когда появляются подобные высказывания? В детском саду, в школе, в институте, в трудовой жизни или в браке? От кого вы их слышали? Были ли это родители, братья и сестры, друзья или коллеги, супруги или дети? При каких обстоятельствах вам казались справедливыми эти слова? Как они действовали на вас, высказанные прямо или с оговорками, как они убивали вашу жизнерадостность, вашу уверенность в себе, чувство собственного достоинства и жажду деятельности? Какие чувства у вас вызывали эти высказывания? Была ли это ярость, досада, или вы реагировали с упрямством? Обратите внимание, действовали ли эти слова на ваши отношения с другими людьми? Создавали ли они чувство неуверенности или неполноценности в общении с другими? Запишите упреки, с которыми вы часто сталкивались, и соотнесите их с людьми, которые их высказывали.

Это упражнение пояснит, как ваша жажда деятельности и стремление к результатам неосознанно тормозились другими. Если вы знаете источник высказываний, вы можете внутренне от него дистанцироваться, так как это всего лишь мнение других людей. Так вы сами сможете начать руководить собой. Это даст вам возможность контролировать воздействие на ваше сознание ложных идей, особенно в периоды борьбы и неудач. Ведь из-за таких высказываний отчаяние, чувство неполноценности, стыд, разочарование и страх существования могут возвращаться.

Какой великолепный случай вам теперь представляется, чтобы сделать выводы и выработать собственное мнение о себе! Вы видите, в каких «пунктах» доверили суждение о себе другим? Ложные «догматы» больше не будут влиять на ваше будущее, наоборот, – вы сможете осуществить многое благодаря сильному потенциалу, который до сих пор оставался скрытым. Запишите три самых важных «догмата», которые исходят от вас и открывают перед вами новые перспективы. Не упускайте случая повторять их.

Наряду с освобождением энергии смысл этого упражнения состоит в том, чтобы обнажить связи, которые определяют вашу судьбу и существование. Это же касается травм, которые длительное время мучают вас, как в примере с сиделкой. Многие скажут, что взрослый человек не может так долго оставаться зависимым от собственных родителей. Однако речь идет не о зависимости от родителей, а о необходимости дистанцироваться от их воспитательного, морального и эмоционального авторитета. Иначе собственное самоопределение всегда будет зависеть от мнений, желаний и распоряжений родителей. Так, если вглядываться более пристально, можно выявить много травм, которые тянутся из нашего детства и с которыми мы не можем справиться. Теперь же мы должны их проанализировать и найти соответствующее решение, которое исцелит нас. Например, отец хочет видеть сына непременно адвокатом или врачом. Как страдает сын от этого эгоцентричного желания? Он будет стараться выполнить его, напрягая все силы, хотя это дело ему не по душе. Сколько карьер было разрушено из-за непреклонного мнения родителей: профессия в сфере искусства невыгодна. Из будущих музыкантов или актеров, преисполненных надежд, получились разочарованные служащие или бизнесмены. Но возможна и обратная ситуация: многие из упрямства делали то, что не хотели их родители, чтобы досадить им и создать видимость свободы. Однако свобода состоит ни в безусловном исполнении родительских желаний, ни в их полном отклонении. Она лежит только в добровольном решении, которое должно исходить от самого человека.

Наша сиделка обязательно должна была после жизненного крушения найти в своем прошлом судьбоносное высказывание: «Ты не умеешь это делать!» Когда, беседуя со мной, она обратила внимание на эти слова, ей многое стало понятным. Из ребенка, который ничего не умел, она превратилась в ничего не умеющую женщину. Шаг к осознанию этого стоил ей большого мужества. К тому же для нее, уже во взрослом состоянии, было очень больно снова слышать эти слова, больнее, чем ощущать первые раны, полученные от них в детстве. Они лишали ее самоуважения, однако в ее душе еще сохранялась сила. Женщина поняла, чем являлись для нее эти слова – неоправданным занижением самооценки. Будучи ребенком, она не могла этому ничего противопоставить. Для взрослой женщины ответ был жизненно необходим, и она должна была не только найти его, но и подумать, какое влияние на нее оказывает оценка других людей. Ее ярость и разочарование своей матерью нарастали, что еще больше увеличивало боль, хотя чувство материнского всевластия уже давно исчезло. Но для успешной антикризисной работы необходимо выдерживать тяжесть таких чувств. Кто не оценивает происходящее, тот не взрослеет и поэтому не сможет исцелить свои раны.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал