Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменение первоначальной стадии уголовного процесса.Стр 1 из 9Следующая ⇒
АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Кафедра уголовного процесса
Разъяснение новых положений Проекта Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, касающихся стадии досудебного расследования
Профессор кафедры уголовного процесса доктор юридических наук, полковник полиции Аубакирова А.А. Г. Алматы – 2014 год
По структуре и содержанию проект новой редакции Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан довольно сложен. Так, новый Уголовно-процессуальный кодекс содержит на 100 статей больше действующего Уголовно-процессуального кодекса (проект УПК содержит 677 статей, а действующий УПК состоит из 577 статей). Однако предлагаемая модель нового уголовного процесса должна максимально и оперативно обеспечить защиту прав не только обвиняемых, но и потерпевших, в то же время, не нарушая фундаментальных основ правосудия. Характеризуя цели проекта УПК РК, можно указать на защиту конституционных прав и свобод граждан, упрощение и повышение эффективности уголовного процесса, приведение его в соответствии с международными стандартами, процессуальная экономия. Проанализировав точки зрения ученых-процессуалистов, а также представителей суда, прокуратуры, предварительного следствия, можно выделить некоторые нововведения, которые нуждаются в пояснении. Изменение первоначальной стадии уголовного процесса. Наличие в казахстанском уголовно-процессуальном праве процессуальной нормы о возбуждении уголовного дела на протяжении ряда последних лет вызывает обоснованную критику значительной части ученых и большинства практиков. Обусловлено это тем, что существующая процедура начала производства предварительного расследования возбуждением уголовного дела, с одной стороны ограничивает конституционное право граждан на доступ к правосудию, а с другой стороны, является одной из основных причин снижения эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. В целях защиты конституционных прав наших граждан от необоснованного уголовного преследования перед регистрацией заявители обязательно будут предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, ответственность за который в новом УПК значительно увеличена. И по третьей части предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 10 лет, при этом анонимки, за исключением сообщений о заложенных взрывных устройствах, регистрироваться и рассматриваться не будут. Новеллой законопроекта является и то, что в новом кодексе отказываются от стадии возбуждения уголовного дела. По действующему УПК до возбуждения уголовного дела производится доследственная проверка, при этом гражданину или предпринимателю на этой стадии не представлено никаких гарантий и прав, в том числе и права на защиту. Началом досудебного производства в проекте кодекса будет являться регистрация заявления об уголовном правонарушении, либо первое неотложное следственное действие. Во-первых, лицо, на которого в заявлении указывается как на совершившего уголовное правонарушение, сразу будет обладать правом на защиту и на свидание с адвокатом до первого допроса. Во-вторых, меры процессуального принуждения могут применяться только после вынесения постановления о квалификации деяния подозреваемого, основанного только на достаточных для подозрения доказательствах, и это будет делаться с санкции суда или прокуратуры. Результатом данного нововведения должно стать сокращение процессуальных сроков, исключение проведения большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела. Исключена доследственная проверка. Согласно действующему УПК она проводится с момента регистрации сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела. Именно на этой стадии прокуратура выявляет больше всего фактов незаконных действий и иных злоупотреблений. Зачастую ее сроки в несколько раз превышают следствие по уголовным делам, а материалы, собранные в ходе этой проверки, по объему превосходят даже сами уголовные дела. При этом лица, в отношении которых производится доследственная проверка, ни имеют в этой стадии определенного процессуального статуса, а значит, не имеют конкретного объема прав и полномочий. По сути это завуалированная форма расследования при ограниченных процессуальных правах граждан. Их сначала опрашивают, а после возбуждения уголовного дела допрашивают по одним и тем же вопросам. Поэтому, в проекте УПК в корне изменена досудебная стадия производства, введено понятие досудебного расследования, начало которого будет связано с моментом регистрации заявления и сообщения о преступлении и возможности проведения с указанного момента любых следственных действий. Предлагаемая модель начала уголовного процесса позволит с момента регистрации заявлений и сообщений о преступлении обеспечить реализацию подозреваемому права на защиту. Данная новелла с одной стороны, увеличит поток возбужденных уголовных дел, а с другой стороны позволит применять меры процессуального принуждения с момента регистрации заявления или сообщения о преступлении.
|