Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 27. Понятие и способы обеспечения законности и дисциплины
Законность – это основополагающий принцип правового государства, подразумевающий всеобщее подчинение членов общества положению о необходимости неукоснительного соблюдения норм права.
Дисциплина – порядок вещей, при котором все субъекты административных правоотношений должны в соответствии с законом выполнять возложенные на них задачи и функции.
Формы обеспечения законности и дисциплины:
1) контрольная деятельность государства, т. е. наблюдение за деятельностью субъектов административных правоотношений с целью проверки с позиции законности, дисциплины и целесообразности фактического результата осуществления ими своих полномочий;
2) надзорная деятельность государства – наблюдение за деятельностью субъектов государственного управления с целью проверки только результата с точки зрения законности;
3) контрольно-надзорная деятельность, содержащая в себе как элементы контроля, так и элементы надзора.
Виды контрольной деятельности:
1) по субъектам:
- контроль, осуществляемый Счетной палатой Федерального Собрания РФ;
- контроль Министерства по налогам и сборам РФ;
- контроль Министерства финансов РФ;
- судебный контроль;
2) по методам:
- контроль документов, издаваемых участниками управленческой деятельности;
- проверка непосредственно самой деятельности;
3) по времени осуществления:
- предварительные проверки, осуществляемые до реализации субъектов административных правоотношений своих прав и обязанностей;
- текущие проверки в процессе деятельности;
- последующие – контроль по результатам;
4) в зависимости от взаимоотношения контролирующего и контролируемого органа:
- межотраслевой (включает прокурорский, МВД и т. д.);
- функциональный, внутриотраслевой (надзор в банковской сфере, санитарно-эпидемиологический и т. д.).
Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Выделяют следующие методы:
- метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания и контролировать его;
- метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;
- метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
- метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
- метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
- метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
-
|