Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметы ведения Российской Федерации






Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федератив­ном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государ­ственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом рс­шать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее вла­сти тщательно и оптимально проводить разграничение компетен­ции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой пробле­мы, которая состоит в установлении: 1) исключительной компе­тенции федеральных органов власти; 2) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов; 3) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы ха­рактерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.

Российская Федерация следует по этому испытанному пути (хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребля­ется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находя­щихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находя­щихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за преде­лами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Федерации и ее субъектами воз­можно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграниче­ния в неправовых формах или путем произвольного принятия за­конов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь са­мый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. закрепил принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов РФ. Этим актом установ­лен порядок принятия законов по предметам совместного веде­ния, основные принципы и порядок заключения договоров меж­ду органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также соглашений между органами исполнительной власти Рос­сийской Федерации и субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключи­тельной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти, и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ве­дения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных ор­ганов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреп­ленные в 18 пунктах ст. 7] Конституции РФ, можно условно раз­делить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства:

принятие и изменение Конституции РФ и федеральных за­конов, контроль за их исполнением;

федеративное устройство и территория Федерации;

регулирование и защита прав и свобод человека и граждани­на, гражданство в Российской Федерации, регулирование и за­щита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодатель­ной, исполнительной и судебной властей, порядка их организа­ции и деятельности, формирование федеральных органов госу­дарственной власти;

федеральная государственная служба.

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

федеральная государственная собственность и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, эколо­гического, социального, культурного и национального развития Федерации;

установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономиче­ские службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, феде­ральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сооб­щения, информация и связь, деятельность в космосе.

3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

внешняя политика и международные отношения Россий­ской Федерации, международные договоры Российской Федера­ции, вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

 

Вопросы обороны и охраны границы:

оборона и безопасность, оборонное производство, определе­ние порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключитель­ной экономической зоны и континентального шельфа Россий­ской Федерации.

Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процес­суальное и уголовно-исполнительное законодательство, амни­стия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регули­рование интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право.

6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и т. д.:

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метриче­ская система и исчисление времени, геодезия и картография, на­именование географических объектов, официальный статистиче­ский и бухгалтерский учет.

7. Государственные награды и почетные звания Российской Фе-
дерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частно­сти:

только на федеральном уровне можно изменять Конститу­цию, принимать законы о гражданстве и др.;

на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;

только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;

только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;

Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные воору­женные формирования;

6) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об ам­нистии и помиловании и проч.

Исключительные полномочия федеральных органов затраги­вают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в лих сферах проявляется суверенитет и вер­ховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал