![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 12.
Проблема помощи детям с комплексными нарушениями в развитии остается одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной сурдопедагогике. К данной категории относятся дети, которые имеют, помимо снижения слуха, одно или несколько первичных нарушений в развитии. Это дети с ЗПР, недостатками интеллекта, ДЦП, нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы и др. Группа детей с недостатками слуха при комплексных нарушениях в развитии очень разнообразна в связи с различным характером, выраженностью и сочетанием отклонений в развитии. Недостаточная эффективность воспитания и обучения этих детей по программам, рассчитанным на глухих и слабослышащих дошкольников без комплексных нарушений, обусловливает поиск новых форм организации коррекционной работы и новых педагогических технологий. В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха существуют несколько форм организации помощи детям со сложными нарушениями: • организация специальных групп; • выделение подгруппы детей с трудностями в обучении в составе обычной группы для глухих или слабослышащих; • обучение ребенка с комплексными нарушениями в обычной группе для глухих или слабослышащих детей; • организация занятий с ребенком со сложными нарушениями в группе кратковременного пребывания. Одной из наиболее эффективных форм организации педагогической помощи является создание специальных групп для детей со сложными нарушениями в развитии. Преобладающую часть этих групп составляют дети, имеющие снижение слуха в сочетании с выраженной задержкой психического развития, с недостатками интеллекта, с ДЦП, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, а также дошкольники с множественными нарушениями в развитии. В настоящее время создан программно-методический комплект, включающий программу воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития, подготовлены методические рекомендации для сурдопедагогов и воспитателей к основным разделам этой программы, описаны дидактические игры по различным направлениям воспитания и обучения (СНОСКА: Программно-методический комплект «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития».— М., 2003). Так как состав групп для детей с комплексными недостатками очень неоднороден, материалы данной программы могут явиться основой для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для каждого воспитанника группы. В письме Министерства образования РФ от 02.08.01 № 809 /23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии» представлены особенности организации специальных групп для детей со сложными нарушениями развития. Дошкольники направляются в группы для детей со сложными нарушениями по рекомендациям Психолого-медико-педагогических комиссий после всестороннего их изучения. ПМПК также осуществляет комплектование специальных групп. Дети со сложными нарушениями могут посещать их в различном режиме: наряду с пятидневным или ежедневным пребыванием некоторые дошкольники могут приходить в ДОУ только на занятия (чаще всего индивидуальные). Это относится к детям с тяжелыми нарушениями движений, интеллекта, текущими психическими заболеваниями, тяжелыми нарушениями поведения. Воспитанники данных групп должны находиться под постоянным вниманием врачей-специалистов (сурдологов, психиатров, невропатологов, офтальмологов). Основным критерием направления детей в группу является не только медицинский диагноз, но и трудности в обучении по обычной программе для глухих или слабослышащих детей. Известно, что нередко дети с комплексными недостатками, например дети с нарушениями слуха с ДЦП, могут при усилении индивидуального подхода обучаться в обычных группах для детей с недостатками слуха. Поэтому целесообразно направлять в специальную группу, прежде всего тех детей, которые, находясь в обычных группах один или два года, испытывают значительные трудности в обучении, и дальнейшее их пребывание в этих группах не дает необходимого развивающего и коррекционного эффекта. Основными задачами коррекционно-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития в специальных группах являются: • длительное углубленное психолого-педагогическое изучение детей в процессе воспитания и обучения, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений; • обеспечение социального, физического, познавательного, речевого, эстетического развития детей; • индивидуально направленная коррекция нарушений в развитии воспитанников. Организация коррекционной работы с детьми со сложными нарушениями в специальной группе предполагает изменение в режиме дня, чередовании занятий и других видов деятельности. Уменьшается длительность занятий, увеличиваются перерывы между ними, включается большее количество дидактических и подвижных игр. Опыт организации групп для детей со сложным дефектом позволил выявить положительные стороны их деятельности: • уменьшенную наполняемость групп (пять детей по сравнению с восьмью в обычных группах для слабослышащих или шестью в группах для глухих дошкольников), что дает возможность систематической, целенаправленной работы с каждым ребенком; • возможность ежедневной индивидуальной работы в соответствии со структурой и выраженностью нарушений у каждого ребенка по различным разделам программы (развитие речи, формирование математических представлений и др.). а не только и не столько по развитию слухового восприятия и обучению произношению; • обучение ребенка в темпе, присущем ему, без постоянной оглядки на необходимость выполнения программных требований, рассчитанных на детей без комплексных нарушений; • проведение воспитателями развивающей работы по различным разделам программы в соответствии с возможностями детей. К негативным, сторонам обучения детей со сложными нарушениями в специальных группах можно отнести: • трудности организации детского коллектива и формирования межличностных отношений детей вследствие присутствия детей с нарушениями поведения, отсутствия положительных лидеров; • негативное отношение некоторых родителей к воспитанию их ребенка в группе для детей со сложными нарушениями. В тех случаях, когда пребывание ребенка в специальной группе для детей со сложными нарушениями затруднено, что может быть связано с текущими психическими заболеваниями, психопатоподобным поведением, отсутствием навыков самообслуживания, ребенку может быть рекомендовано посещение группы кратковременного пребывания при специальном дошкольном учреждении. Организация обучения детей со сложными нарушениями развития в специальных группах требует от педагога высокого профессионализма, большой гибкости, понимания закономерностей развития этой категории дошкольников. Не все сурдопедагоги профессионально и психологически готовы к работе с этими детьми, тем более это сложно для воспитателей, ориентированных только на работу с дошкольниками с нарушенным слухом. Как показывает опыт работы с данной категорией детей, многим из них, особенно на начальном этапе обучения, в случаях нерезко выраженных нарушений, при неуточненной диагностике интеллектуальных, двигательных, поведенческих, эмоциональных недостатков в развитии, целесообразно начинать воспитание и обучение в обычных группах для глухих или слабослышащих дошкольников. Достаточно часто используется подгрупповая форма организации занятий с детьми с отставанием в развитии. В этих случаях, как правило, в составе обычной группы для глухих или слабослышащих выделяется подгруппа, состоящая из 3-4 дошкольников, имеющих более низкие темпы усвоения программного материала, обусловленные наличием комплексных нарушений в развитии. Основным условием эффективного развивающего обучения является отбор материала программы с учетом актуальных и потенциальных возможностей детей данной подгруппы в отличие от других детей в группе. Педагогами должно осуществляться планирование работы и учет в соответствии с материалами психолого-педагогического обследования каждого ребенка. В процессе отбора материала для занятий сурдопедагог может воспользоваться названной ранее программой воспитания и обучения детей со сложными нарушениями развития. Достоинствами данной формы воспитания и обучения является то, что дети со сложными нарушениями остаются в составе обычной группы, могут ориентироваться на дошкольников с более высоким уровнем развития, вступать с ними в межличностное взаимодействие. Наряду с этим позитивным моментом есть и сложные: • трудности обеспечения необходимого для данной категории детей темпа проведения занятий, режимных моментов; • необходимость составления двух планов работы для занятий с каждой подгруппой детей в составе группы; • сложности проведения воспитателями занятий по разделам развивающего цикла (изобразительная деятельность, игра и др.) во второй половине дня. В некоторых случаях обучение ребенка со сложными нарушениями организуется в обычной группе, где должны быть созданы специальные условия. Однако, как показывают наблюдения, нередко условия пребывания сложного ребенка оказываются не соответствующими тяжести его нарушений и возможностям в обучении. Вследствие большого количество детей в группе невозможна ежедневная индивидуальная работа с ребенком с комплексными нарушениями, ему оказывается недоступен высокий темп проведения занятий и режимных мероприятий, содержание материала фронтальных занятий сурдопедагогов и воспитателей, используемые методы неадекватны уровню психофизического развития. Это приводит к «выпадению» сложного ребенка из процесса целенаправленного воспитания и обучения. Чтобы не допустить этого, целесообразно включение в работу с ребенком педагога-психолога, составление сурдопедагогом более конкретизированных рекомендаций для воспитателей, инструктора по физическому воспитанию и других специалистов, родителей. В тех случаях, если в дошкольном учреждении есть группа для детей со сложными нарушениями развития, педагог этой группы может брать данного ребенка на индивидуальные, а при необходимости и на фронтальные занятия. Для того чтобы индивидуальная работа с глухими и слабослышащими детьми со сложной структурой нарушений давала ожидаемые результаты, способствовала возможному преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ими в ходе обучения, она должна строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Такое изучение должно осуществляться в процессе анализа заключения психолого-медико-педагогической комиссии, рассмотрения медицинской документации, тщательного психолого-педагогического обследования ребенка. Всестороннее психолого-педагогическое обследование ребенка является начальным этапом подготовки к разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Комплексное обследование проводится при поступлении ребенка в дошкольное учреждение для глухих или слабослышащих детей, оно направлено на выявление индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка со сложной структурой нарушения. Материалы комплексного психолого-педагогического обследования разработаны Т. В. Николаевой и включены в методические рекомендации к Программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». В проведении комплексного психолого-педагогического обследования ребенка со сложными нарушениями участвуют сурдопедагог, педагог-психолог, воспитатели, учитель по физическому воспитанию. В соответствии с предлагаемой методикой обследование ребенка проводится по следующим линиям развития: • социальное развитие (особенности общения с детьми и взрослыми, состояние эмоционально-волевой сферы и поведения, сформированность навыков самообслуживания); • физическое развитие (сформированность основных движений, умение воспроизводить действия по подражанию, состояние мелкой моторики); • предметно-игровая деятельность (интерес к игре, умение действовать с игрушками, уровень развития игры); изобразительная и конструктивная деятельность (интерес к деятельности, возможности самостоятельного выполнения заданий, действий по образцу, по подражанию); • познавательное развитие (сенсорное развитие, мышление); • состояние слуха; • развитие речи (понимание речи, активная речь). На основе результатов выполнения заданий составляется развернутая психолого-педагогическая характеристика ребенка, в которой делаются выводы о соответствии уровня психического развития ребенка возрастной норме или отставании по различным линиям развития. Вне зависимости от формы обучения сложного ребенка (в специальной группе, в составе подгруппы, в обычной группе, посещение только индивидуальных занятий) наиболее адекватным способом планирования, выбора методов и приемов работы, отбора программного материала является создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ. К составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы приступают после завершения обследования все участвовавшие в нем специалисты. В процессе разработки и апробации индивидуальных программ воспитания и обучения слабослышащих воспитанников со сложной структурой нарушений развития был сделан вывод о целесообразности составления индивидуальной программы на 3 месяца (квартал). В индивидуальные программы включается материал по всем направлениям коррекционно-развивающей работы, подобранный в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, обеспечивающий физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое развитие, формирование всех видов детской деятельности. В программе отражается последовательность этапов проведения индивидуальной работы. В качестве исходного может использоваться содержание программы для детей со сложной структурой нарушений развития по разделам «Физическое воспитание», «Труд», «Ознакомление с окружающим», «Игра» (сюжетно-ролевая и дидактическая), «Изобразительная деятельность и конструирование», «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Формирование элементарных математических представлений». Выполнение индивидуальных программ обеспечивается в процессе организации коррекционно-пе-дагогической работы различными специалистами: сурдопедагогом, воспитателями, психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, в ее реализации участвуют родители ребенка. В течение срока выполнения программы ведутся наблюдения за реализацией поставленных задач, при необходимости проводится их коррекция или перенос на следующий период. Такая работа ведется на протяжении всего учебного года и заключается в постоянном индивидуальном сопровождении каждого ребенка со сложной структурой нарушений развития, воспитывающегося в специальной или обычной группе для глухих или слабослышащих детей. В обучении и воспитании глухих и слабослышащих дошкольников, реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ важно учитывать некоторые важные положения и принципы: Важным является характер взаимодействия взрослых с детьми с трудностями в обучении. При этом должны быть приняты во внимание потребности и особенности возраста, специфичность психического развития, структура нарушения, индивидуальные особенности, актуальный и потенциальный уровни развития. Психическое развитие ребенка со сложными нарушениями в значительной степени зависит от условий, в которых он находится и которые организует взрослый, позиция которого становится очень ответственна, так как с ее учетом формируется эмоциональное благополучие ребенка, познавательная активность, коммуникативные умения. От педагогов требуется умение стимулировать инициативность ребенка, обеспечить сотрудничество. Ребенок со сложными нарушениями развития должен быть включен в целостную систему воспитания и обучения, что является условием системного характера психического развития человека. Стремление педагогов обеспечить только некоторые направления работы, чаще всего усилить коррекционные, направленные на формирование речи и слуха, как правило, не приводит к ожидаемому успеху. Очевидно, что для детей с комплексными нарушениями в обучении должен быть тот же, что и для всех глухих и слабослышащих дошкольников, набор видов деятельности в соответствии с разделами программы, однако сделаны другие акценты в коррекционной работе в зависимости от характера и выраженности нарушений. Это относится прежде всего к развитию общения детей со сложными нарушениями со сверстниками и взрослыми, воспитанию навыков самообслуживания, формированию предметно-игровой, изобразительной и конструктивной деятельности. Особое значение для данной категории детей имеют физическое и музыкальное воспитание, как способствующие организации двигательного опыта и поведения, формированию чувства ритма. Проведение работы по разностороннему развитию детей со сложными нарушениями является основой для коррекционной работы по формированию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия. В работе с детьми с комплексными нарушениями важно изменение методов воспитания и обучения: в течение более продолжительного периода используется выполнение действий детьми по подражанию взрослому, по образцу, с помощью педагога. Эти методы используются в работе как с младшими, так и старшими дошкольниками. Особое значение приобретает в процессе обучения учет структуры нарушения, так как в зависимости от количества и выраженности первичных нарушений и обусловленных ими вторичных и третичных отклонений в развитии должны быть определены методы обучения, объем содержания при условии, что набор направлений работы остается общим для всех. Так, например, для детей с ЗПР важно обеспечить условия повторяемости материала, переноса в новые ситуации, подкрепление заданий наглядным материалом. Для детей с выраженными трудностями в формировании речи особое значение приобретают комплексный характер предъявления речевого материала, использование устной, письменной, дактильной речи, подкрепление значений слов естественными жестами, картинками, пиктограммами. Обобщая сказанное выше, можно говорить о том, что в настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха создаются более адекватные условия для воспитания и обучения детей со сложными нарушениями развития: варьируются формы организации обучения, разрабатываются программно-методические материалы, позволяющие создавать индивидуальные программы воспитания и обучения. Однако, несмотря на некоторые сдвиги в разработке проблемы педагогической помощи глухим и слабослышащим детям со сложными нарушениями развития, остается ряд нерешенных проблем, к основным из которых можно отнести следующие: • трудности медико-психолого-педагогической диагностики сложных нарушений развития у необученных детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха и выявление их возможностей в обучении; • отсутствие в дошкольных учреждениях систематического медицинского контроля за состоянием детей со сложными нарушениями развития; недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов (сурдопедагогов, психологов, воспитателей) к работе с детьми с комплексными нарушениями развития; • недостаточное количество нормативно-организационных документов и методических материалов. В частности, в настоящее время отсутствуют положение и рекомендации по организации групп для детей со сложными нарушениями в детских садах для глухих. В процессе обучения детей данной категории в дошкольных учреждениях встает и проблема их готовности к школе. Естественно, что ребенок со сложной структурой нарушения даже при условии хорошо организованного обучения в детском саду не может быть подготовлен к школе в той же мере, что дошкольник с нарушенным слухом без других нарушений. Неполнота и неточность диагностических данных, касающихся других первичных нарушений, кроме снижения слуха, приводят к тому, что развитие детей с комплексными нарушениями нередко оценивается без учета сложной структуры их исходного состояния и соотнесения с успехами или, наоборот, трудностями в обучении, достижения в котором рассматриваются в основном с позиций речевого развития и сформированности учебных умений (чтение, математические представления). Совершенно неразработанной проблемой остается работа с родителями детей с недостатками слуха со сложными нарушениями развития, обучение их полноценному взаимодействию с детьми, участию в процессе разностороннего развития сложного ребенка. От сурдопедагогов, работающих с данной категорией детей, требуется длительная разъяснительная и методическая работа с родителями, постепенное формирование заинтересованности и вовлеченности в процесс воспитания и обучения ребенка.
13.Организация деятельности коррекционного учреждения В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня: • для глухих - 6 человек; • для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек; • для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек; • для слепых - 8 человек; • для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек; • для имеющих тяжелые нарушения речи - 12 человек; • для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 10 человек; • для имеющих задержку психического развития - 12 человек; • для умственно отсталых - 12 человек; • для глубоко умственно отсталых - 10 человек; • для имеющих сложные дефекты - 5 человек. -. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.
Образовательный процесс
Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредовано. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
- Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. - Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности. - Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников. -. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно. -. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. -. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения. Участники образовательного процесса - Участниками образовательного процесса являются педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители). - Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медикопедагогической комиссий. - В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении. - Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медикопедагогического наблюдения в условиях образовательного процесса. - Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. - Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения. - Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического. - Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медикопедагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний. - В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия. Роль психолога Психологическое обеспечение коррекционно-развивающего обучения не сводится к индивидуальной деятельности одного психолога. Здесь, как нигде, подходит пословица “Один в поле не воин”. Психолог должен работать в тесном контакте с учителями, родителями, администрацией школы, помогая им составлять индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы. Проблема психологического обеспечения остро встает уже на этапе первичной диагностики, при отборе детей в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения. Мы никак не можем согласиться с мнением некоторых представителей дефектологии, что диагностика и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения должны производиться психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В положениях Минобразования о классах компенсирующего обучения (1992 г.) и в положении Московского комитета образования о системе коррекционно-развивающего обучения (1994 г.) эти функции закреплены за психолого-педагогическими консилиумами школ (ППК), что, на наш взгляд, вполне оправданно. Поскольку прежде всего школа, а не ПМПК, отвечает за обучение и развитие детей и потому наиболее заинтересована в развернутой, валидной диагностике. Да и количество учащихся, проходящих диагностику в одной отдельной школе, как минимум, на порядок меньше, чем в ПМПК они могут рассчитывать на более серьезное и вдумчивое обследование Важно различить проблемы болезни (психического здоровья) и проблемы психического развития. Если первое в компетенции врачей-психоневрологов, то второе — проблемы развития — в компетенции педагогов и психологов. Здесь нужно не только выявлять уровень психического развития, но и давать развернутую картину сформированности познавательных процессов, уровня учебной мотивации, школьной готовности, психосоматического состояния ребенка, с тем чтобы определить программу и содержание коррекционно-развивающей работы. Роль медицины в данном случае вспомогательная, второстепенная, необходимость медицинского обследования возникает лишь при наличии нервно-психических расстройств Однако нельзя не считаться с доводами, что психолого-педагогическая диагностика при отборе детей в классы коррекционно-развивающего обучения не дает возможности достаточно точно определить органическую либо социально-педагогическую природу отставаний в развитии ребенка. Это вопрос действительно сложный, поэтому положениями предусмотрено, чтобы первый год обучения выполнял еще и диагностические функции, позволяющие в дальнейшем определить форму обучения детей, которые в зависимости от результатов могут быть: переведены в общеобразовательные классы, оставлены в системе компенсирующего обучения, переведены в классы “задержки” с более длительным сроком обучения и соответствующими методиками. В данном случае необходимо и заключение ПМПК, сделанное на основе результатов психолого-педагогических консилиумов. ПМПК, на наш взгляд, могут и должны оказывать методическую помощь психолого-педагогическим консилиумам школ, способствовать повышению их профессионализма, подключаться к проблеме диагностического отбора учащихся в особо сложных, спорных случаях Чрезвычайно важно, чтобы отбор на обучение в коррекционно-развивающую систему начинался с первого класса и тем самым не был упущен сензитивный период развития психических познавательных процессов. Негласная установка, в свое время данная школам, начинать коррекционно-развивающее обучение со второго класса не оправдала себя. Это было вызвано понятными причинами, связанными с возражениями родителей, которых легче убедить поместить ребенка в коррекционно-развивающий класс после неуспешного обучения в первом классе. Очевидно, что первичная диагностика, проводимая на ППК с участием родителей, должна служить убедительным аргументом для родителей в пользу коррекционно-развивающего обучения, поэтому она должна быть высокопрофессиональна, валидна, нормированна и доступна для восприятия неподготовленными людьми. Важно также в целях исключения дидактических неврозов проводить ее в спокойной, неторопливой обстановке и при необходимости, по просьбе родителей, повторять процедуру При решении проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего обучения, как, впрочем, и вообще школьной психологической службы, очень важно соблюдать принцип адекватности, о котором не всегда помнят практические психологи, особенно те из них, кто любит увлекаться сложными диагностическими методиками. Принцип адекватности требует, чтобы в начале диагностики были поставлены весьма простые вопросы: — кого диагностируют (особенно важен возраст); — с какой целью и (в связи с этим) что диагностируют; — для кого диагностируют (адресат диагностики — учителя, родители, администрация, психолог).
|