Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) социологическая школа (марксистская теория).






 

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Часто природу человека объявляют бинарной, то есть социальной и биологической. В других случаях говорят о тройственной природе – биопсихосоциальной.

сформировалось три школы: биологическая, психологическая и социологическая.

1. Биологическая школа. Сторонники этой школы отдают предпочтение биологическим началам в человеке. Истоки этого подхода восходят к философии Платона, который пытался оправдать социальные различия между сословиями их разной природой (рабы рассматривались как говорящие орудия).

Расизм – учение о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и общества в целом.

Антропосоциология. В рамках этого направления сложилась расово-антропологическая школа –направление, обосновывающее расовое неравенство и переносящее на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора.

Еще одним направлением биологического подхода является социал-дарвинизм. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни, опираясь на учение Ч. Дарвина о естественном отборе и эволюции. идея состояла в том, что жизнь – арена борьбы за существование между отдельными индивидами, успех должны достигать наиболее приспособленные.

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Различают позитивную и негативную евгенику. Цель негативной евгеники – прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными. Основные принципы евгеники были сформулированы Ф. Гальтоном (1822 – 1911) в конце 1883 г.

Социобиология – изучает биологические основы социального поведения животных и человека. Оно сложилось в 70-х гг. XX в., главным образом в США — Э. О. Уилсон, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден и др. Социобиология исходит из возможности обнаружения у животных предпосылок поведенческих форм, свойственных человеку. Изучая альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и другие типы поведения, социобиология стремится установить их инварианты у животных и человека. Социобилогия исследует проблемы взаимосвязи биологического и культурного развития (концепция так называемой генно-культурной коэволюции), синтеза биологического и социогуманитарного знания.

2. Психологическая школа. В рамках этого подхода необходимо рассмотреть такие течения как фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм и гештальтпсихологию.

Фрейдизм связан с именем австрийского врача-психиатора З. Фрейда. Это учение, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

В конце 1930-х годов возникает неофрейдизм, который стремится превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения З. Фрейда. Его представителями были Э. Фромм, К. Хорни(1885 – 1952), Г. Салливан (1892 – 1949) и другие.

С точки зрения Юнга (1875-1961), бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».

Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

 

Еще одним направлением этого подхода является бихевиоризм (от англ. – поведение). В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды. Основной тезис бихевиоризма – психология должна изучать поведение человека, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк (1874 – 1949).

Также в психологическом подходе особое место занимает гештальтпсихология – одна из крупнейших школ зарубежной психологии первой половины XX вв. Ее центральный тезис заключается в необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Термин «гештальт» (нем. – целостная форма, образ) восходит к выдвинутому фон Эренфельсом (1859 – 1932) представлению об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа. Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур «гештальтов» к структуре проблемной ситуации. Согласно гештальтпсихологии, в случае совпадения у человека этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Изучением личности в гештальтпсихологии занимался К. Левин (1890 – 1947).

3. Социологическая школа. Социоцентризм – методологический подход, который в определении человека, его сущности устанавливает приоритет социума, культуры, полагая, что человек, его жизнь и поведение целиком зависимы от общества.Истоки этого подхода можно обнаружить у французских материалистов XVIII века, в частности у К. Гельвеция (1715 – 1771), который сформировал представление о человеке как продукте социальной среды и воспитания. Однако он не рассматривал человека деятельным существом, так как полагал, что социальная среда в конечном итоге определяется и преобразовывается сознанием. Также сторонники таких концепций утверждают, что все относящееся к биологии человека, к человеческой индивидуальности в ее многообразнейших проявлениях, воспринимается как нечто второстепенное. Биологические признаки людей в отличие от признаков животных получают специфически человеческое содержание, так как человек существо социальное. Человек – продукт общественно-исторического развития, а не плод биологической эволюции. Сторонниками этого подхода были марксисты. С точки зрения К. Маркса (1818 – 1883), человек – деятельное существо. Он сам творит и преобразует среду, а вместе с ней и свою природу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал