Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ 12 страница






9. А которые приводные люди в роспросе на кого в винной продаже учнут говорити, а у пытки с них зговорят, а скажут, что они говорили на них по научению выимъщиков, и тех людей пытати, а с пытки будет учнут тоже говорити, что они тех людей клеплют напрасно, по научению выимщиков, и по тем их пыточным речем, пытати выимщиков. Да будет выимщики с пытки в той повинятся, и тем выимщиком, сверх пытки, чини ти наказание, бити их кнутом на козле, чтоб им впередь не повадно было так делать.

А будет выимъщики с пытки в том не повинятся, и после выимъщиков пытать вдругоряд тех людей, которыя на них говорят. Да будет и те люди в том с пытки не повинятся и им указ учинить, до чего доведется.

10. А которых приводных людей Па Москве в Новую четверть учнут присылати из Стрелецкого приказу, а в Стрелецкой приказ тех людей приведут стрельцы, и которых людей в Новую же четверть приведут Дети боярския без вина и без табаку, а в приводе дети боярские и стрелцы Скажут, что они тех людей поймали пьяных, а пили те люди на приличных дворех, а иные пойманы у приличных дворов пьяни, а про иных приводных людей дети боярския скажут, что у них тех пьяных людей отбивали торговыя всякие люди и лавошные сиделцы, а приводные люди против их речей учнут во всем запиратися, что их дети боярския и стрельцы клеплют напрасно, а иные скажут, что они пили у кого у своих, или у друга в гостех, а не в корчемных местах, а те люди, у которых они скажут, пили в гостех, пришед в Новую четверть, тех приводных людей учнут очищати, и скажут, что они пили у них в гостех, а не в корчемных местах, и про тех приводных людей, про всех сыскивати, и по сыску указ чинити, смотря по делу, до чего доведется.

11. Да в прошлом во сто четыредесять втором году, по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии на Москве и в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью,

чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылатив Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и лущоты имая, продавати, а денги имати в государеву казну. А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайловичи всеа Русии указал и бояре приговорили, тем людем, у кого табак объявится, указ чинити против того же, как о том указано в прошлом во сто четыредесять втором году.

12. А будет которые люди с табаком будут в приводе, а скажут, что они тот табак купили у литовъских приезжих людей на продажу, и тех людей пытати, прямо ли они тот табак у литовъских людей купили. Да будет те люди с пытки станут тоже говорити, что они тот табак купили у литовъских людей, а в приводе они будут со многим табаком, и их в другие пытать, а з других пыток учьнут говорить те же речи, и им за табак чинити указ, как о том писано выше сего.

13. А которые люди будут в приводе с табаком же, а в роспросе скажут, что они тот табак купили у кого у русских людей, или у иноземъцов, которые иноземъцы государю служат, и тех людей, на кого они в продаже того табаку учнут говорити, сыскивая, роспрашивать, и с очей на очи их ставить, и будет дойдет до пытки, и тех по тому же пытати и указ чинити, до чего доведется. 14. А будет с табаком приведут отставленых стрелцов, или иноземъцов, или боярских людей и крестьян и дворников и всяких гулящих людей, а в роспросе те приводные люди скажут, что они тот табак нашли, или у кого у всяких людей табак вымут во дворех, а на иных в табаке учнет кто извещати, а те люди, на кого учнут извещати, скажут, что они табаком не торгуют, а у которых вынят во дворех, и те люди скажут, что тот табак не их, а чей, того не ведают, разве де кто по недружбе, или выимъщики подкинули, и тех людей в табачной находке по тому же пытать, а с пытки учнут говорить те же речи, что и в роспросе, и их свобожать беспенно. А за табачную находку бити кнутом на козле. А про неведомой табак спрашивать у пытки, а у пытки толко учнут говорить те же речи, что и в роспросе, и тех людей потому же свобожать.

15. А которые торговые люди, и стрелцы, и иноземцы, и боярские и всяких чинов люди в приводе будут с табаком, и

учнут в роспросе сказывать, что тем табакомподкинули, их те. люди, которые их с тем табаком привели, и их с теми людми, которые их привели, ставить с очей на очи, и роспрашивать. И будет дойдет до пытки, и их пытать, а с пытки они на себя ничего говорить не учнут, и против того пытать тех людей, которые привели. Да будет те люди, которые привели с пытки повинятца, что тех приводных людей табаком они подкинули, и им за такое воровъство, сверх пытки, чинить наказанье, бить кнутом на козле, чтоб им и иным таким впредь неповадно было так делать.

16. А которые стрелцы и гулящие и всякие люди с табакокг будут в приводе двожды, или трожды, и тех людей пытать и не одинова, и бити кнутом на козле, или по торгом, а за многия приводы у таких людей пороги ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в далние городы, где государь укажет, чтоб на то смотря иным так неповадно было делать.

17. А которых корчемников и табатчиков поймают объезжие головы и дети боярские, или у кого во дворех вымут вино, или табак, и те люди, где вымут, объезжим головам и детем боярским дадут откуп рублев пять, или десять, или дватцать, или тритцать, или больши того, чтоб их с корчемным и с неявленным питьем и с табаком в Новую четверть не водили, и те объезжие головы, и дети боярские, взяв у них откуп, приведут их в Новую четверть, и откупы объявят, и у них того откупу не имать. 18. А которые объезжие головы и дети боярские взяв откуп, корчемника или табачника отпустят, а в Новую четверть их не приведут, а про то будет в Новой четверти ведомо, и сыщется про то допряма, и тех голов и детей боярских пытать и наказание чинить, бить кнутом, и в приказе им впредь не быть.

19. А которые всякие люди корчемников и табатчиков, и питухов у голов, и у детей боярских учнут отбивать, и тем отбойщиком, по роспросу и по сыску, чинить наказанье, бить кнутом на козле и по торгом, а иных бить батоги, чтоб на то смотря, иным не повадно было так делать.

20. А черных сотен и слобод тяглым людем, для корчемные выимки, выбирати по годом меж себя десяцких, и на тех десяцких в Новую четверть приносить выборы за своими руками в том, что тем их выборным десяцким во всех десятках того смотрити и беречи накрепко, чтоб корчемного продажного никакова питья, вина и пива, и меду, и табаку, и неявленого питья и всякого воровства ни у кого не было. А которым людем даны будет на вино, и на пиво, и на мед

явки, и те бы люди, сверх явок, лишнего вина не покупали;

и пива не варили, и меду не ставили. А будет у кого в десятне объявитца какое продажное питье и табак и иное какое воровство, или, сверх явок, лишнее питье кто учнет держать, и им десяцким на тех людей извещать в Новой четверти. А будет они на тех людей извещать не учнут, и на тех людех, у кого воровство объявитца и на десяцких имать на государя пени, по десяти рублев на человеке, а на досталных на осми человекех того же десятка, по пяти рублев на человеке. Да и того десяцким в своих десятках смотрити ц беречь накрепко, которые дворяне и дети боярские у кого будут на дворех поставлены, а у них будет по явкам вино, и у тех дворян и детей боярских сверх явок лишнего бы вина не было, и безъявочно бы на дворы свои никого не пускали. А у кого объявится продажное вино, и на тех людей потому же извещати в Новой четверти, а в Новой четверти тем людем государев указ чинити по разсмотрению.

21. Да и в городех корчемником и табатчиком чинити тот же указ, как писано выше сего. Совершена сия книга повелением великаго государя царя и великаго князя Алексей Михайловича, всея Русии самодержца, в третьее лето богом хранимыя его державы, и при сыне его государево благоверном царевиче и великом князе. Димитрии Алексеевиче, в первое лето рожения его лета 7157-го генваря в 29 день,

Российское законодательство

Х - XX веков. Том 3. М., 1985,

с. 83-257.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Бобыль - обедневший

крестьянин, живущий и

работающий у феодала в силу отсутствия средств производства и свободный от государственного тягла. Беломестцы - городские

жители, не несущие государева тягла.

Бесчестье - 1) оскорбление;

2) денежное возмещение в

пользу оскорбленного.

Вотяки - удмурты.

Грамота зазывная - повестка с вызовом в суд.

Глухие животы - имущество беглого крестьянина, стоимость которого не известна его господину.

Даточные люди - крестьяне, выставляемые феодалом в войско.

Извет - донос о совершенном или готовящемся преступлении.

Нарядные письма,

крепость - подложные, поддельные.

Неверстанный - молодой

человек: еще не призванный на службу.

Неделыцик - один из судебных чинов.

Общая ссылка - допрос свидетелей, на которых одновременно ссылаются и истец, и ответчик.

Освещенный собор - собор высшего духовенства. Поверстный срок - процессуальный срок,

определявшийся в зависимостиот расстояния.

Поручная запись - документ, которым поручитель гарантировал явку стороны в суд.

Посул - взятка.

Правеж - битье палками по икрам.

Правый десяток - пошлина с выигравшей стороны. Приставная память-документ с указанием приставу обеспечить явку ответчика в суд.

Скаски - показания.

Снос - похищенное имущество.

С очей на очи - очная ставка.

Стакнуться -сговориться.

Старинный человек - потомственный холоп.

Стряпчий - должностное лицо, ведавшее дворцовыми селами и деревнями.

Целовальники - должностные

лица, присягавшие царю

(целовавшие крест) верно нести службу.

Черемисы - марийцы.

Шерть - присяга.

 

СОБОРНОЕ ДЕЯНИЕ О ЛИКВИДАЦИИ МЕСТНИЧЕСТВА (1682г., генваря 12) [Извлечение]

И великий царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Велйкия и Малыя и Белыя России самодержец изволил святейшему патриарху и властем и своим государевым боя-ром говорить: ныне явно есть нам, великому государю, что в сем благом деле, ко исполнению нашего добраго намерения, способствует самое божие смотрение, давшее и хотящее ко благополучному привести совершению, тем, что вся наша царская Палата, то есть бояре, окольничие и думные люди, такс ж стольники, и стряпчие, дворяне и дети боярские, ради общато государственного добра советования, поставле-ния и утверждения, избранные благоразумным и согласным всех советом, познавшие, что те дела местничества отеческого ничто ино, токмо гордость и любви отсечение и нашим государским всяким делам повреждение приносят, вси радостными сердцы нам великому государю донесли, чтоб мы, великий государь, указали, то виновное всякие злобы дело и братоненавидение разоряющее любовь, то есть местничество отечественное отставить и вечно искоренить. И когда вы, святейший патриарх со архиереи, нам великому государю совет предлагаете, а бояре и окольничие и думные

люди доносят о искоренении тех случаев с месты, как о том писано выше сего, и чтоб всем чинам у всяких дел, по нашему государственному указу, быти без мест. И мы, великий государь, слыша таковое от многого времени нам, великому государю, желательное благое дело, всех общим советом со-вершение, бога, благих дателя, о таковой нам, великому государю явленной благодати радостным сердцем по премно-гу благодарим, яко сподобил есть нас онаго желательного Дела видети совершение, и по тому богом дарованному благому общему намерению, мы, великий государь, нашим царским повелением те случаи и места повелеваем совершенно искоренить. А для совершенного искоренения и вечного забвения, те все прошения о случаях и о местах записки из-воляем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь непамятна была, и соблазна б и претыка-ния никто никакого не имел. А что еще есть в Розряде случаев и о местах записки, а у кого такие ж книги и записки, и те присылали бы в Розряд. А мы, великий государь, потому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем бояром нашим и окольничим и думным и ближним и всяких чинов людем на Москве в приказех и у росправных, и в полках и у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впередь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться, и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находы не возноситься...

Да он же, великий государь, изволил им милостиво говорить: что он, великий государь, им и впредь будущим их родом на память, изволит быти в Розряде родословной книге родом их, также и в домех своих такие родословные книги им держать по прежнему. А награждая их своею государ-скою милостию, тое родословную книгу ныне повелевает он, великий государь, пополнить, и которых имен в той книге в родех их не написано, и тех имена в тое родословную книгу написать вновь к сродником их, и для того взять у них росписи за руками...

А буде кто от сего времени, ныне и впредь тем мимошед-шие, искорененные розрядные случаи, каким ни есть образом, взочиет и учнет на кого бити челом великому государю, презрев сие нынешнее твердое постановление, и которые роды ныне, по его великаго государя указу и по росписи, написаны в ротмистры и в поручики, а кто кого учнет тем попрекать и укорять, и того лишити данные ему милости го-сударскои, чести, в каковой тогда оной будет, а поместья его и вотчины взять на великого государя безповоротно и роздать кому великий государь пожалует, чтобы то с богом

учиненное дело всегда было, но его государскому указу, совершенно нерушимо во Всякой крепости; '1'акже буде кто мимошедших времен какими случаи учнет возвышатися и другим родом чинить укоризну и безчестие, или кому учнут чинить безчестие тем, либо кто в мимошедшия времена до сего времени был, или впредь по какому либо случаю будет, по воли государской, или от бедности, в каком низком чине, и тем, кто те случаи взочнет и безчестить кого чем учнет: и тому роду всем, сколько их объявится, взять безчестие...

И тех всех архиреев и своих государевых бояр и окольничих и думных людей, и выборных стольников, и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, и городовых дворян и детей боярских имена великий государь указал под сим деянием, для приписания рук, написать.

; Полное собрание законов: Российской Империи', 1830, т. II, ь 905.

ОБ ОТМЕНЕ В СУДНЫХ ДЕЛАХ ОЧНЫХ СТАВОК, О БЫТИИ ВМЕСТО ОНЫХ РАСПРОСУ И РОЗЫСКУ, О СВИДЕТЕЛЯХ, ОБ ОТВОДЕ ОНЫХ, О ПРИСЯГЕ, О НАКАЗАНИИ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕЙ И Q ПОШЛИННЫХ ДЕНЬГАХ (1697 г., февраля 21) [Извлечение]

Великий Государь указал: в которых делах всяких чинов у людей бывают в приказах суды и очныя ставки, оставить для того, что в судах ив очных ставках от истцов и ответчиков бывает многая неправда и лукавство, и ищут многие

' Далее ПСЗ,

 

 

истцы исков своих затевая напрасно, также и ответчики в прямых исках отвечают неправдою ж составными вымыслы своими и лукавством, хотя теми составными затейными ответы прямых исков напрасно отбыть, забыв страж Божий; а иные истцы и ответчики, для таких же своих коварств и неправды, нанимают за себя в суды и в очныя ставки свою братью и Боярских людей ябедников и составщиков же воров и душевредцев, и за теми их'воровскими'и ябедническими и составными вымыслы и лукавством в вершенье тех дел правым и маломочным людям во оправдание чинится многая волокита и напрасныя харчи и убытки и разоренье, а винным, что довелось по Его Великаго Государя указу и по Уложенью учинить указ, от того отбывательство и продолжение, а ябедникам и ворам поживки. 1. А вместо судов ' и очных ставок по челобитью всяких чинов людей в обидах и в разореньях чинить розыск ^ бра-нии и в безчестье или в бою и в увечье и во всяких обидах и в разоренье.

9. А буде кто к крестному целованию приступит в неправде, и такому лукавцу за лживое крестное целование учинить казнь смертная.

10. А буде же кто свидетель скажет во свидетельстве лживо, и про то сыщется ж: и за то его ложное свидетельство казнить смертию ж,

11. Да о беглых людях и о крестьянах и о землях и во всяких делах, в которых делах были суды и очныя ставки, оставить же.

 

12. А быть по вышеописанному, вместо судов и очных ставок, розыску ж в крепостных делах по крепостям, а в не крепостных делах по розыску.

14. А которые судные дела и очныя ставки до сего Государева указу в приказах и в городах вершены, а после того вершенья на те дела спору по ее число не было: и тем быть так, как они вершены: а о невершенных и на которыя вершенные дела челобитье принесено до сего Государева указу, и по тем делам Великого Государя указ чинить по сему ж своему Великого Государя указу розыском. ПСЗ, т. Ill, ь 1572.

' Состязательный процесс. 2 Инквизиционный процесс.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГУБЕРНИЙ И РОСПИСАНИИ К НИМ ГОРОДОВ (1708г., декабря 18) [Извлечение]

Великий Государь указал, по Именному Своему Великаго Государя указу, в Своем Великаго Государя Великом, Российском Государстве для всенародной пользы учинить 8 Губерний и к ним росписать города.

И по тому его Великаго Государя Именному указу, те Губернии и к ним принадлежащие города, в Ближней Канцелярии росписаны, и табели за подписанием Его Государевой руки, начальствующим тех Губерний, которые прилучи-лися быть в армии розданы, велено им в тех Губерниях о денежных сборах и о всяких делах присматриваться, и для доношения Ему Великому Государю о тех Губерниях готовым быть, где Он Великий Государь укажет. А именно те губернии учинены...

ПСЗ, т. IV, ь2218.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СЕНАТА И БЫТИИ ПРИ ОНОМ РОЗРЯДНОМУ СТОЛУ ВМЕСТО РОЗРЯДНАГО ПРИКАЗА, И ПО ДВА КОМИССАРА ИЗ ГУБЕРНИЙ (1711, февраля 22) [Извлечение]

Указ объявить последующий: Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления... Были учреждены следующие губернии: Московская, Ингерманландекая, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.

Вместо приказа Розряднаго быть столу розрядному при вышеописанном Сенате. Також со всех Губерней в вышеописанном суду для спросу и принимания указов быть по два Комиссара с губерний.

ПСЗ, т. IV, ь 2321.

О ПОРУЧЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ ПОПЕЧЕНИЯ О ПРАВОСУДИИ, ОБ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ, ТОРГОВЛИ И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА (1711 г., марта 2) Указ что по отбытии Нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует.

2. Смотреть во всем Государстве расходов, и ненужныя, а особливо напрасныя отставить.

3. Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть артериею войны.

4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских, грамотных для того ж.

5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по Канцеляриям и Губерниям, осмотреть и посвидетельствовать.

7. О соли стараться отдать на откуп и попещися прибыли у оной.

 

8. Торг Китайской, сделав компанию добрую, отдать. 9. Персидской торг умножить, и Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большаго их приезда. Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие. ПСЗ, т. IV, ь 2330.

К титульной странице Вперед Назад

О ДОЛЖНОСТИ ФИСКАЛОВ (1714 г., марта 17) [Извлечение]

Обер-Фискалу быть при Государственном правлении, да с ним же быть Фискалом четырем человеком; в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тайно ведать, а в Губерниях во всякой при Губернаторском правлении быть по четыре человека, в том числе Провинциял-Фискал из каких чинов достойно, также и из купечества. А в городах во всех, смотря по пропорции города, быть по одному и по два человека. Действие же их сие есть взыскание всех безгласных дел, то есть: 1. Всякия преступления указом.

2. Всякия взятки и кражу казны, и прочее, что ко вреду Государственному интересу быть может, какова б оное имени ни было.

3. Тако ж и прочия дела народныя, за которых нет челобитчика; на пример, ежели какова приезжаго убьют, или наследник последний в своей фамилии во младенчестве умрет, без завету духовной предков его, и прочия тому подобная безгласныя дела, иже не имеют челобитчика о себе.

4. Во всех тех делах Фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого, также и в дела глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою (смотря по делам чего будет достоин);

также как в письмах, так и на словах в позыве всякого чина людям, безчестных и укорительных слов отнюдь не чинить.

5. Буде же Фискал на кого и не докажет всего: то ему в вину не ставить (ибо невозможно о всем оному аккуратно ведать), а буде ни малом не уличит, но все доносы его будут неправы, однако ж ежели оной то учинил ни для какой корысти, или злобы: то взять штраф с него легкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил.

6. Буде же Фискал, как ради страсти или злобы, затеет и пред судом подлинно и истинно от того, на кого то взвел, обличен будет: то оному, яко преступнику тож учинить, что довелось было учинить тому, если б по его доносу подлинно виноват был.

7. Тако же ежели Фискал знает, или проведает за кем какое похищение и кражу казны и прочаго, а на онаго изо взятку, или для дружбы не известит, и за то (если подлинно

сыщется), учинить над ним то ж, чего винный достоин будет.

11. Из штрафных денег, которыя по Фискальским делам взяты будут, половину имать в казну, а другую разделить на двое; и одну часть из того отдать тому Фискалу, чрез чье изыскание штрафныя деньга взяты будут, а другую оставить на раздел общей Провинциал-Фискалу со всеми городовыми Фискалы той Губернии, из которой 20-ю часть отделя, присылать к Обер-Фискалу с товарищи.

ПСЗ, т. V, ь 2786

О ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ В ДВИЖИМЫХ И НЕДВИЖИМЫХ ИМУЩЕСТВАХ 1 (1714 г., марта 23) [Извлечение]

...Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в Государстве Нашем, как интересам Государственным, так и подданым и самим фамилиям падение, а именно,

I. О податях. Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов - имел дом довольной, трапезу славную, обхождение с людьми ясное; когда по смерти его разделится детям его, то уже только по двести дворов достанется, которые, помня славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждый ясно (хотя и не так), то уже с бедных поддаяных будет пять столов, а не один, и двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а Государственныя подати податьми) от чего не разоренья ль суть людям, и вред интересам Государственным, ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как тысяча дворов, ибо (как выше писано) с тысячи один Господин (а не с двусот дворов) который пятою долею доволен будет, а впрочем облегчит крестьянам, которые исправнее в казну и Господину подати платить могут. И

1Более известен под названием " Указ о единонаследии".

 

тако от того разделения казне Государственной великой есть вред, и людям подлым разорение.

II. О фамилиях. А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанется, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами однодворцами 1 застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех экземпляров (образов) есть в Российском народе.

III. О непотребности. Сверх обеих сил вредительных дел, еще и сие есть, что каждый, имея свой даровый хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу Государства без принуждения служить и простираться не будет, но ищет всякой уклоняться и жить в праздности, которая (по Святому писанию) материю есть всех злых дел.

На противу ж того. На первую: ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то Государственные доходы будут справнее, ибо с большаго всегда Господин довольнее будет, хотя по малу возмет, и один дом будет, а не пять (как выше писано) и может лучше льготить подданных, а не разорять.

На вторую: фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славные и великие до мы. На третию: прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим. И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, Государственная польза есть; чего ради за благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную 2, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделитии им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частию разделено будет; то ж разумеется и дочерях.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одно-

1Служилые люди, имевшие небольшой участок земли. 2 По завещанию.

 

му фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочеее другим, кому надлежит, равным образом.

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недзижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет, и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить, и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужской пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. А потом, когда выдут те лета, то им каждой персоне дать его жеребий по духовной сполна, не зачитая издержек, учиненных (на них) в вышереченные лета.5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовныя писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеописанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, которыя прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты 1 обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.

6. Ежели которая девица возраста своего по семнадцати летах у брата своего жить не похочет: то оная, взяв долю своего имения, отойти от него вольная при свидетелях же. А буде у него жить похочет до своего замужества или и вовсе, если замуж не пойдет: и тогда будет ея воля.

7. А для возобновления фамилии, в которой фамилии мужеска полу останется один; прочие же от нисходящей и восходящей линии того рода все вымрут, кроме женска пола, которых едина или несколько осталось в девицах, или замужняя: то помянутый последний оной фамилии повинен все недвижимыя вещи, которыя ему по наследию пришли, отдать в наследие единой из оных кому похочет, замужней, вдове, или девице, однако ж с таким изъяснением, что муж

1Несовершеннолетние дворянские дети.

 

замужней повинен принять прозвище того, от кого получить недвижимое (оставя свое) он и его наследники, а девице или вдове не посягать за такого, которой не примет прозвания; и для того прежде в брак не вступать, а женатым не укреплять недвижимых, пока оной письменнаго обязательства не подаст, где те дела ведомы, что он оное прозвание примает вечно себе, и наследником своей линии; ежели ж никто из них прозвания онаго не приимут тогда недвижимое все повинно будет взять на Государя, кромедвижимаго, которое в разделении оставляется предъявленным образом.

8. А у кого будут дети от разных жен, и за матерьми их были приданыя поместья и вотчины, а отец их учинит наследникам одного: и та воля отеческая на его токмо отеческия недвижимыя имения, а в матерьних быть наследником детям их. Тем же образом чинить и женскому полу, которая будет иметь детей от разных мужей. И тако сей указ (пункт) должен в действительной быть силе до тех мест, донеле ж оныя дети, которыя родились до сего указа, в недвижмых приданых матерей своих наследниками будут, ибо впредь с недвижмым приданым уже ни кого не будет.

9. Которая жена после мужа останется бездетна, то недвижимое мужа ея отдать одному фамилии его не из кадетов, но из наследников ближнему; а приданыя ея деревни, которыя у нея есть, да возвратятся в род ея таким же образом; а прочия муж ея и ея имение да будет по смерть ея или пострижение; а как умрет или пострижется: тогда недвижимое мужа ея и ея имения, если она без завету умрет, да возвратятся одни мужа ея в род его, а другая, что ея, сродникам ея ближним кому, надлежит, всем равною частию, кроме тех, кому недвижимое приидет. А буде оная вдова замуж выйдет, то недвижимое перваго мужа ея имение возвращено будет в род его одному старшему по линии, как выше объявлено, а от прочаго все при ней да будет. И сей пункт имеет силу против осьмаго пункта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал