Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Что изучает экология.Стр 1 из 99Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ «...Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающаяся, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца.» Н.Ф. Федоров
Человечество уже не раз стояло на грани уничтожения, а с нарастающим развитием научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, демографическим взрывом в странах Азии и Африки, ухудшением состояния окружающей природной среды оно все дальше движется от состояния экологического кризиса к экологическому бедствию. Не каждый человек пока еще осознает, что наш " общий дом" - планета Земля — постепенно саморазрушается. Курс " Экология" призван ознакомить студентов и учащихся вузов и колледжей с основными экологическими проблемами. Книга вполне доступна и для общего чтения людям, ознакомившимся с фундаментальными понятиями общей экологии. Насущная задача современности — сформировать экологическое мировоззрение. Для этого необходима экологизация знаний. В данном учебнике рассматриваются такие вопросы, как экологический кризис и его составляющие, классификация загрязнений и методы контроля этих загрязнений, мониторинг и его проблемы, а также методы экологического регулирования и проблемы денежной оценки экологического ущерба. Решение перечисленных проблем возможно лишь тогда, когда взаимодействие общества в целом с природными условиями будет направлено на совершенствование природной среды. Охрана природы есть одно из важнейших средств для достижения наивысшей цели — развития каждого человека и общества в целом. Для этого необходимо дальнейшее внедрение экологических знаний в систему воспитания, образования молодого поколения, которому суждено быть творцом предстоящей экологической революции в науке и технике. У каждого человека должно сформироваться экологическое мышление, которое составляет определенный уровень знаний, культуры, воспитания, где каждый в своей профессиональной и непрофессиональной деятельности преследует цели создания и Организации благоприятной психоэмоциональной, природной и общественной среды. Во второй половине XX века человечество вынуждено было ввести в обиход новое понятие современной экологии — " экологический кризис". Под этим понятием подразумевают критическое состояние окружающей среды, вызванное деятельностью человечества и характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Сейчас уже становится очевидным, что экологический кризис — понятие общеглобальное, касающееся каждого из населяющих Землю людей. Общая экономическая нагрузка на экологические системы зависит от трех основных факторов: численности населения, среднего уровня потребления и широкого применения различных технологий. Уменьшить степень ущерба, наносимого окружающей среде так называемым " обществом потребления" (присущего развитым странам Запада), можно, изменив технологии сельскохозяйственного производства, транспортные системы, методы городского планирования, интенсивность потребления энергоресурсов, пересмотрев существующие промышленные технологии и т. п. При продолжающихся ускоренных темпах воздействия человека на окружающую среду (антропогенный фактор) в ближайшем будущем можно будет говорить не столько о деградации отдельных элементов биосферы, сколько о необратимом процессе — изменении ее сложившейся геологической структуры. Однако, по мнению ученых, охрану природной среды нужно начинать не с борьбы с антропогенными факторами, а с порождающими их причинами, в первую очередь — с социально-экономическими. В настоящее время ни одна страна мира не может решить весь спектр экологических проблем. Однако выход из состояния экологического кризиса возможен в том случае, если все страны мира объединят свои усилия для решения этих проблем.
ГЛАВА 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ?
|