Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российские стандарты оценки
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации усановлены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандартизаци представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов. Основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются: •обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами- участниками процесса оценки имущества; •формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке; •установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке; •создание иведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке; •гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами; •содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации. Начиная с сентября 1999 г., в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.09.99 г. № 932 Министерством государственного имущества России совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков велась разработка проектов стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности» были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 519. Согласно этому Постановлению разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке было возложено на Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России). Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения. В Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости подходов к оценке и методов оценки. Помимо определения рыночной стоимости объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости, отличных рыночной. К таким видам относятся: •стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров; • стоимость замещения объекта оценки; • стоимость воспроизводства объекта оценки; • стоимость объекта оценки при существующем использовани • инвестиционная стоимость объекта оценки; • стоимость объекта оценки для целей налогообложения; • ликвидационная стоимость объекта оценки; • утилизационная стоимость объекта оценки; • специальная стоимость объекта оценки. В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требованиям Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определять, в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки. При этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное. Раздел III Стандартов определяет основные требования к проведению оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информации. Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотрены законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставить заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договре об оценке. Статья 20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок дейспособности итоговой величины стоимости объекта оценки для целей товершения сделок. В Международном комитете по стандартам оценки (IVSC) полномочным представителем Российской Федерации является Российское общество оценщиков (РОО), поэтому содержание основного перечня стандартов РОО составили международные стандарты этого комитета. В настоящее время общее количество утвержденных и разрабатываемых стандартов РОО составляет более 30. Их использование призвано ооеспечить процесс оценки имущества и проведения сертификации услуг. Перечень стандартов Российского общества оценщиков. Система нормативных документов Российского общества оценщиков. Классификатор услуг по оценке имущества. Декларация Российского общества оценщиков. Кодекс профессиональной этики. Общие понятия и принципы оценки. Рыночная стоимость как база оценки. Базы оценки отличные от рыночной стоимости. Оценка в целях финансовой отчетности и смежной документации. Оценка ссудного обеспечения, залога и долговых обязательств. Стандарты профессиональной деятельности в области оценки недвижимого имущества. Оценка производственных средств, машин и оборудования. Стоимость действующего предприятия как база оценки. Оценка нематериальных активов. Оценка объектов интеллектуальной собственности. Оценка минерального сырья. Оценка лесных ресурсов и лесных земель. Учет в процессе оценки факторов окружающей среды Система нормативных документов РОО создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и струкры управления в Российской Федерации на базе действующего законодательства, норм, правил и государственных стандартов инвестиционной сферы экономики. Главная направленность разрабатываемых нормативных документов РОО - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы организаций, предприятий и специалистов-оценщиков. Одним из основных средств решения этой задачи является использование методических принципов, которые находят все большее распространение в международной и отечественной практике стандартизации. В отличие от ранее используемого подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание методов обоснования и расчета, создаваемая система нормативных документов РОО должна содержать в первую очередь характеристики оценки, основанные на требованиях потребителей. Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом нормативные документы должны устанавливать прежде всего требования к результатам оценки как услуги, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты на основе использования результатов оценки.
|