Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологического регулирования
В контроле за качеством окружающей среды особая роль отводится природоохранному законодательству, стандартизации (ГОСТ), экологической экспертизе1 и экологическому мониторингу2. Центральными органами по контролю за качеством окружающей среды и управлению им являются Министерство природных ресурсов РФ и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Они осуществляют такие функции на основе Конституции Российской Федерации, законодательства по охране окружающей среды. В мониторинге контроль природной среды проводится в соответствии с программами и концепциями экологического возрождения России, международными программами: " Человек и биосфера", программами Международного комитета по окружающей среде ЮНЕП, СКОПЕ, предполагающие организацию Глобальной системы мониторинга окружающей среды. Экологический мониторинг включает звенья разного уровня — глобальный, национальный (в пределах государства), региональный (в пределах отдельных крупных районах), локальный (в пределах населенных пунктов, промышленных центров, предприятий). Система мониторингов необходима для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях. Онапозволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильного состояния жизненной среды. Регулирование природопользования осуществляется с помощью механизма административно-правовых форм управления через систему нормативно-технических документов. Важнейшие из них — экологические нормативы, стандарты и правила. которые разрабатываются на основе природоохранного законодательства с учетом экологических и экономических требований. Например, нормативы в виде предельно допустимых нагрузок (ПДН), предельно допустимых концентраций (ПДК), предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ), предельно допустимых доз (ПДД) для жизнедеятельности людей, установка размеров санитарно- защитных зон и др. Для реализации основных стандартов необходимы вспомогательные стандарты. Например, стандарты экологической терминологии и экологически организационные (ГОСТ 17.22.01-86 " Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест" и др.). Контролирующие органы должны проверять эффективность природоохранных мероприятий. Наблюдение и контроль за качеством атмосферы, воды и почв в России осуществляют Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль загрязнения воздуха проводят на стационарных постах наблюдений, маршрутных и подфакельных1 постах, контролируют содержание загрязняющих веществ в выбросах в соответствии с ПДК. Контроль загрязнения почв проводят в химических лабораториях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, агрохимслужбы системы Министерства сельского хозяйства РФ. Экологическая экспертиза — это система комплексной оценки состояния территории, охватывающая все виды хозяйственной деятельности. Ее цель заключается в определении соответствия или несоответствия сложившейся структуры использования территории потенциальным природным возможностям, а также разработка рекомендаций по сохранению экологического равновесия. Различают государственную и ведомственную экспертизы. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Государственную экологическую экспертизу осуществляет Министерство природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), а также специальные экспертные комиссии. В своей работе они руководствуется следующими принципами: - гласность, открытость информации; - равная юридическая ответственность разработчиков и членов ГЭЭ; - учет общественного мнения, просьб, жалоб, предложений, альтернативных разработок; - сотрудничество экспертных групп с местным населением, территориальным и отраслевым управлением; - открытое обсуждение разработок; - проведение экспертизы в условиях неопределенности и риска. В свою очередь комиссия, которая проводит экологическую экспертизу, имеет право: - вносить предложения о разработке альтернативных вариантов проекта и отклонять ту документацию, которая, по ее мнению, не соответствует экологическим требованиям; - привлекать к проведению экспертизы иностранных ученых и специалистов, и получать соответствующую информацию от федеральных органов; - осуществлять действия, не противоречащие законодательству РФ и необходимые для реализации своих полномочий. Однако государственный орган (комиссия) имеет еще и обязанности: - обеспечивать порядок проведения ГЭЭ; - информировать органы государственной власти субъектов РФ; - предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения ГЭЭ; - информировать органы законодательной власти РФ; - готовить и передавать материалы правоохранительным органам для привлечения лиц, виновных в правонарушениях, к ответственности. Ведомственную экологическую экспертизу проводят структурные подразделения по охране природы и санитарноэпидемиологические учреждения министерств и ведомств. Их задача — проверять предплановую, проектно-техническую и другую документацию на предмет соответствия ее экологическим нормам и правилам. Реализация любого проекта должна исключать возможность проявления процессов антропогенной деградации в конкретном регионе или стране. Одна из главных функций при проведении экспертизы — составление проекта экологического прогноза на ближайшую и определенную перспективу. Он может быть в форме научно обоснованных заключений, картографических и математических моделей. Экологическая экспертиза состоит из 3-х частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной), заключительной (оценочно- обобщающей): - вводная часть содержит сведения о составе экспертной комиссии, указаны поставленные задачи и методика их решения. В эту часть входит Также перечень всех используемых материалов, участвующих организаций и сведения о заказчиках, сроках выполнения; - во второй части — констатирующей — рассматриваются общий уровень социально-экономического развития региона (рассматривают аг- Материальные загрязнители, в свою очередь, подразделяются на механические, химические и биологические: - к механическим относятся пыль и аэрозоли атмосферного воздуха, твердые частицы в воде и почве; - химические загрязнители — это различные газообразные, жидкие и твердые химические соединения и элементы, попадающие в атмосферу, гидросферу и вступающие во взаимодействие с окружающей средой (кислоты, щелочи, диоксид серы, эмульсии и др.); - биологические загрязнители — все виды организмов, появляющиеся при участии человека и наносящие ему вред (грибы, бактерии, сине- зеленые водоросли и т. д.). Следствием загрязнения окружающей среды выступают: - ухудшение качества окружающей среды; - образование нежелательных потерь вещества, энергии, труда и средств при добыче и заготовке человеком сырья и материалов, которые превращаются в безвозвратные отходы, рассеиваемые в биосфере; - необратимое разрушение как отдельных экологических систем, так и биосферы в целом, в том числе взаимодействие на глобальные физико- химические параметры окружающей среды: • потери плодородных земель; • снижение продуктивности экологических систем и в целом всей биосферы; • прямое или косвенное ухудшение физического и морального состояния человека — главной производительной силы общества. Основные источники загрязнения окружающей среды, энергетика; металлургическая промышленность; химическая, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность; транспортно-дорожный комплекс и связь; сельское и лесное хозяйство, а также (одним из самых опасных) военно-промышленный комплекс.
|