Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть вторая ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Тот курс, с которым мы будем работать, построен таким образом. Во-первых, русская история будет рассматриваться сама по себе, в том понятийном аппарате, который вытекает из логики этой истории. Когда я говорю об истории, то стараюсь не пользоваться термином «государство», пользуюсь термином «власть». Потому что государство для меня лишь то, что обозначается словом state. Данное понятие пошло от Макиавелли, с конца XV века. Второе измерение в рассмотрении русской истории, это сравнение и с Китаем, и с Индией, и с мусульманским миром. Мы будем рассматривать нашу историю как элемент более широкой истории, евразийской и мировой. Потому что Россия всегда была частью каких-то систем, и эти системы в значительной степени определяли её развитие. О чём мы ещё должны помнить – о противостоянии России и англосаксов. В XIX веке это была геополитическая борьба за ресурсы. В XX веке, когда возник Советский Союз, это была борьба двух альтернативных миропорядков, капитализм и системный капитализм. Сейчас ситуация вернулась как бы в XIX век, Россия не заявляет себя в качестве альтернативной модели социального развития. Но пока мы не начнем этого делать, шансов на выигрыш у нас нет. Кроме того, появился ещё один новый аспект в играх за Евразию. Это угроза геоклиматической катастрофы. По всем прогнозам Северная Евразия (это территория России) оказывается единственной ресурсообеспеченной, стабильной зоной на ближайшие 200-300 лет. Не случайно, в конце 2011г. Лондонская школа институт Брукинза опубликовала исследования, которыми они занимались в закрытом режиме несколько лет, и которые называются «Проект внутреннего перемещения». Речь идёт о перемещении больших масс населения в случае крупных катастроф. Когда мы начинаем рассматривать ту или иную страну, нужно, прежде всего, хорошо представлять ее природно-географические особенности. Потому что незнание элементарных вещей позволяет вешать нам лапшу на уши. Например, как вся эта перестроечная шпана, которая кричала о том «как будет хорошо, если у нас будет рынок и мы будем конкурентоспособными». Андрей Паршев в работе «Почему Россия не Америка» зафиксировал одну вещь – очень многие продукты, произведённые в России, всегда будут не конкурентоспособные на мировом рынке, потому что они дороже. Как вы думаете, почему? Голос из зала: Климат, транспортировка. Андрей Ильич Фурсов: Совершенно верно. Раньше это людям как-то в голову не пришло. Отметим некоторые наши природные особенности: Европейская часть России не разделяет выгодных природных условий с Западной Европой. С конца XV века Россия была и остаётся крупнейшей страной Европы, площадь Европы 11, 06 млн квадратных км., Европейская часть России – 5, 06 млн квадратных км. Здесь заключены некоторые недостатки. Например, в Западной Европе 51% от территории располагается менее чем в 250 км от моря. В России таких территорий – 15% всего. По этому поводу Гоголь писал: «В России есть такие места, откуда три года скачи и не доскачешь». В Восточной Европе существуют точки, отстоящие от моря на 1000 км. В Западной Европе, наиболее удалённая точка от моря, всего 600 км. Климат умеренный. Из-за удалённости от морей, перепад между летними и зимними температурами у нас очень высок. Русская равнина, в климатическом отношении, делится на 4 пояса: – Арктический – это по ту сторону Полярного круга. – Северный, или Холодный. Его параметры: 66, 50-57 градусов Северной широты до параллели города Кострома. На Костроме заканчивается Северный пояс. – Средний, или Умеренный пояс. 57-50 градусов. Это линия Харьков-Камышин – Южный или Степной – до 44 градуса. Гор меридионального направления у нас нет, поэтому высота над уровнем моря при нашем климате особого значения не имеет. Моря оказывают очень слабое воздействие на наш климат. Направление ветров – специфическое. Западные ветра преобладают в Северной полосе Русской равнины, а более холодные восточные ветра – в Южной. В результате получается холодно и там, и там. Соотношение Восточных и Западных ветров меняется по временам года и по широтам. Западные ветра дуют летом, а Восточные – зимой. По почвенному покрову, Русская равнина делится на две части, и граница проходит по линии Казань-Нижний Новгород-Калуга-Киев-Луцк. Северная часть отличается пониженной биологической продуктивностью (тундра, болота и т.п.). А Южная часть – это плодородные лесные почвы и чернозём. И с этими двумя почвенными зонами совпадают две другие зоны – лес и степь, а соединяют их реки. Лес сыграл огромную роль в нашей истории. До второй половины XVIII века жизнь русского народа, по большей части, прошла в лесной полосе. В отличие от Западной Европы. В Шервудском лесу, например, уже в начале XIII века оставалось всего 600 деревьев. Англия закупала лес в Норвегии. А Россия еще в XVII веке казалась европейцам огромным лесом. Степь выводила русских людей к морю. Но степь была, традиционно, опасной зоной. Опасность: кельты, скифы, сарматы, готы и гунны, авары. Вспомните, от кого ехал Руслан из сказки «Руслан и Людмила»? Кто штурмует Киев и он помогает Киеву отбиться? Голос из зала: Печенеги. Андрей Ильич Фурсов: Совершенно верно. Далее хазары и монголы. В степи постоянно присутствовал этот фактор. Очень важная вещь – реки. Обилие крупных рек. Большинство рек течёт на Юг. Основное отличие рек России от рек Западной Европы в том, что снеговое питание доминирует над дождевым. Отсюда весенние разливы рек. Три крупные русские реки – Волга, Днепр и Западная Двина – берут своё начало с Валдайской возвышенности (это центральный водораздел Русской равнины). Нигде в Европе нет такой сложной системы рек, как на Русской равнине. Как правило, русские реки имеют малые падения, отсюда их медленное течение, а раз медленное течение, то крутые изгибы. Европейские реки очень прямые. Русские реки постоянно делают петли. По температуре. Вот я работаю в институте научной информации по общественным наукам, который когда-то построили как копию Норвежской академии наук, поскольку полагали, что климатические условия у нас с Норвегией сходные. Но на самом-то деле, где теплее, где в среднем температура выше, в Норвегии или в России? В Норвегии! Среднегодовая температура в России – минус 5, 5 градусов. В Финляндии – плюс 1, 5. Для сравнения, среднегодовая температура в Москве – плюс 3, 8, в СПб – плюс 4, 3, а в Ванкувере – плюс 9, 8, в Монреале – плюс 6, 7. Есть замечательный термин – «эффективная площадь». Его ввёл французский географ Элезери Блю. Эффективная площадь – это территория, которая находится не выше 2 тысяч метров над уровнем моря и среднегодовая температура должна быть не ниже 2 градусов по Цельсию. Россия занимает 5 место в мире по эффективной площади. Мы самая большая страна по площади, но только на 5 месте по величине площади эффективной. 55% нашей территории – вечная мерзлота. Оленьи пастбища – 19%. Земель, пригодных для сельского хозяйства, только 13%. Получается, что Россия – страна оленеводов. Неслучайно наши площади называют зоной «рискованного земледелия». Великолепный русский пахарь на самом деле просто выживал. Вот он собрал урожай, а дальше ему обязательно надо заняться ещё охотой, ремеслом, рыбалкой. С земли можно было едва-едва прокормиться. Поэтому, в 20-е годы XIX века, когда промышленность убила сельский промысел, в России начался голод. Иными словами, когда говорят, какая у нас богатая страна, забывают, что с точки зрения земледелия урожайность невысокая. А как вы думаете, какая урожайность была в Англии XVI—XVII веках, исходя из теории «сам». У нас «сам3, сам4». Это значит, что с каждого посаженного весной зерна осенью вы соберете всего 3-4. А в Англии – «сам 20»! При этом как только уровень урожая достигает «сам 6», начинают высвобождаться руки из земледелия. Люди начинают топать в город. То есть развитие города связано с урожайностью. И есть ещё одна вещь, которая тоже характеризует наш потенциал и объясняет очень многое в нашей истории. Есть замечательный историк Леонид Васильевич Милов, который написал книгу «Великорусский пахарь». В ней хорошо показано, что совокупный общественный продукт, который создаётся в России в сельском хозяйстве – очень невелик по сравнению с тем, что производится в Европе, я уже не говорю про Китай (где собирают по два рисовых урожая). Это означает, что верхушка не может забирать у населения очень много, потому что, выражаясь простым языком, «она может забирать прибавочный продукт, но не необходимый». И так было до XVIII века, пока Российская верхушка жила по потребностям. Но после реформ Петра I русское дворянство захотело жить как в Европе. Но чтобы в России вести европейский образ жизни, нужно было больше забирать у крестьян. И поэтому, например, в правление Екатерины II уровень эксплуатации и крепостных, и государственных крестьян увеличилось в три раза. Всегда, как только русская верхушка начинала жить не по потребностям русского хозяйства, а по потребностям Запада, она начинала отнимать у населения не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. Западнизация России несла очень большие беды населению. Поэтому одной из самых важных функций власти был учёт и контроль. То есть была ранжированная система, и власть следила за тем, чтобы верхушка не сильно усердствовала в эксплуатации населения. Не из-за того, что власть любила население, а потому что это ломало всю систему. Есть ещё одна вещь, над которой надо подумать и которую нужно помнить. В советское время в учебниках писалась такая фраза: «феодализм в России развивался не вглубь, а вширь». Но то же самое писали и про капитализм. Представим наглядно: есть некая территория, и феодализм развивается по ней не вглубь, а вширь, а за тем, так же бежит капитализм. Что это значит? Что это за общество? Вот представьте, у вас есть батон хлеба. Вы его режете сначала поперек и намазываете маслом. А потом решаете разрезать вдоль и размазать по нему то же количество масла. Что стало с маслом? Его почти не видно. Это говорит о том, что все эти понятия «феодализм-капитализм», не объясняют того, что происходило в России. Здесь было что-то другое. И вот это «что-то другое» мы и будем определять. Есть и ещё одна вещь очень важная. Когда смотришь французский фильм «Три мушкетёра» 1959 года, то ты этому веришь, потому что кругом каменные замки, буйство вещественной субстанции. А вот когда мы начинаем снимать подобные фильмы, то обязательно прокалываемся в каких-то мелочах, связанных с вещами. А причина вот в чем. Для Запада характерно буйство вещественной субстанции (там даже деревни каменные). Это очень хорошо заметил народоволец Тихомиров, который потом стал анархистом. И вот он написал следующую вещь, побывав в Франции. «Перед нами раскрылось свободное пространство, и мы узнали, что здесь проходит граница Франции со Швейцарией. Это огромное количество труда. Смотришь в поля, каждый клочок огорожен стеной. Склоны гор. Вся страна огорожена камнем. Я сначала не понимал загадки, которую всё это мне ставило. Пока, наконец, для меня не стало уясняться, что это собственность, капитал, миллиарды-миллиардов». Иными словами, есть овеществлённый труд (камень, дома) и есть живой труд. В Европе этого овеществлённого труда – масса. Что такое у нас в России «прошлый труд»? Европа – ограниченное пространство, земли там мало. В Европе, отношения между князьями и общинами, никогда не складывались по поводу захвата земли. Очень важно, что Тихомиров сказал на счёт революции: «Какая же революция сокрушит это каменное прошлое и в землю вросшее?» Смотрите, что такое капитал? Это спрессованное время, спрессованная собственность. То есть время-собственность-право. Это категории однопорядковые. В России к собственности и времени относятся очень спокойно. У нас важны пространство и власть. Более того, не все люди у нас понимают что такое «собственность». Лет 15 назад, я одному очень продвинутому экономисту объяснял, что бюрократия не может быть собственником. Право распоряжаться ещё не есть собственность. Как говорил К.Маркс: собственность – не есть кража. Это юридическое отношение. Было зафиксировано, что это ваша собственность? Он мне в ответ: «Да зачем это нужно, я и так этим распоряжаюсь». Вот это и есть специфический подход к некоему имуществу, которое не является собственностью. Когда в 1923 году провалилась революция в Германии, Бухарин издевался над немецкими рабочими: «Немецкие рабочие убегали от пуль так, чтобы не повредить газон». Правильно, потому что в газон был вложен труд. Это собственность, которую нужно уважать. Эрнест Хеменгуэй в 1923 году работал в Германии журналистом, и когда революция уже провалилась, в некоторых шахтах заперлись рабочие, чтобы спастись от властей. Но Хемингуэя пропустили взять интервью. Он спросил у рабочих: «Почему вы не можете пригрозить властям, что взорвёте шахту, если они не примут ваши требования?». Немецкие рабочие его не поняли. Как это взорвать шахту? Ведь она – результат труда, она – собственность. Вот это принципиальное отношение к собственности, связано с буйством вещественной субстанции. Это то, что принципиально отличает Европу от России. Это не значит, что Россия – плохая или Западная Европа – плохая. Это просто принципиально разные системы взаимоотношения живого труда и овеществлённого. В России живой труд всегда был важнее. У нас не было замков, потому что для них не было камня. И потом, был ещё целый ряд факторов, который определил наше различие с Европой. Скажите пожалуйста, почему главные герои западноевропейского эпоса – герцоги, рыцари Круглого стола, король Артур, а в русской истории главные герои былин – богатыри, то есть чаще всего простолюдины, которые выражают сущность русского народа. Попробуйте вспомнить, кто у нас в былинах представители верхушки? Владимир Красное Солнышко. Он не позитивный персонаж. Из трёх богатырей, Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич…только один из них относится к верхушке, причём, очень косвенно. Это Добрыня Никитич. Это уже народ переименовал его в Никитича, на самом деле он – Нискинич. Нискинич – это правящий род Древлянской земли. Эта та самая земля, которую княгиня Ольга якобы сожгла с помощью голубей. Таким образом, русские богатыри – это представители народа. Герои Западного эпоса – рыцари. Почему? Что лежит в основе этого различия? Оно принципиально. Оно потом икнётся в XIX веке, когда Пушкин напишет: «Английский мужик уважает своего барина, а русский мужик своего барина не уважает». Голос из зала: Ну, может быть то, что у рыцарей есть всё, а у богатырей – ничего, но они сильные духом? Андрей Ильич Фурсов: Старайтесь думать «боковым мышлением». Эдуард Де Боно создал это понятие. Это неординарное мышление. Его книга об этом мышлении начинается с одного случая: задолжал бедный купец богатому и не может вернуть долг. И тогда богатый ему говорит: «Я знаю, что у тебя нет денег, но можно выйти из положения другим способом. У тебя есть молодая дочь, ты выдаёшь её за меня замуж, и я прощаю тебе долг. Понимаю, что я старый и она не захочет выходить за меня. Предоставим выбор жребию. Если она вытащит из кувшина чёрный камень, то выходит за меня, и я прощаю долг, а если белый камень – то я её отпускаю и прощаю долг». Зовут двух свидетелей и с именем Аллаха приступают к жребию. Тут девушка замечает, что хитрый купец опустил в кувшин два чёрных камушка. Вот ваши действия в такой ситуации? Можно ли переиграть злодея? Девушка поступает так: берёт камень и нечаянно роняет его на усыпанную камнями дорожку со словами: «Ах, какая я неловкая! Но есть выход — давайте посмотрим, какого цвета камень остался в сосуде и тогда будет понятно, какого цвета камень я вытянула». Свидетели, естественно, видят чёрный камень. Следовательно, вариантов два: либо она вытащила белый камень и по условиям пари свободна, либо богатый купец признается в том, что нарушил заповеди Аллаха... Так вот, в русских былинах закодирован демократический принцип, а в западных эпосах не закодирован. Что такое «русская душа» – это бардак, перенесённый в отдельно взятую голову. Давайте рассмотрим VIII-IX век. Как вы думаете, сколько было рыцарей у графа или герцога? 15-20 рыцарей. Даже эти несколько человек могут обратить в бегство армию. Рыцарь во всеоружии – это танк. Один рыцарь мог разогнать 50-60 крестьян, элементарно. Обратите внимание, в Европе, уже в VIII веке, крестьяне были разоружены – произошло разделение мирных и военных трудовых функций. Иными словами, есть люди, у которых меч и есть люди, у которых меча нет (в лучшем случае есть лук). Кто был главной угрозой для русских князей в VIII-IX веках? Степняки – хазары и печенеги. Самая большая дружина была у Киевского князя – 800 человек, но это ничто, если выйти против 10 000 печенегов. Нужно, чтобы вышел весь город, а для этого нужно, чтобы люди были вооружены. В XII веке, по Киевскому законодательству, право ношения меча имел даже рубичич (т.е. сын свободного человека и рабыни). У него был меч. Люди, вооружённые мечом, очень плохой объект для эксплуатации. Показательно, что князья не только не давили на население, но и часть добычи отдавали общине. То есть им нужна была постоянная поддержка общины. И вот этот фактор кочевого фронтира обусловливал большую демократичность нашего общества. Все должны быть вооружены, отсюда – Вече. Термин «вече» у нас пропадает только в эпоху Золотой Орды. Когда у князей появилась возможность в случае чего позвать ордынцев. Это первое различие между Европой и Русью, которое обозначилось уже в IX веке. Кто знает, что было источником богатства для русских князей в середине XI века? Земледелие или что-то другое? Меха, рабы, лошади, украшения. То есть, движимое имущество, до середины XI века, когда в Европе уже во всю был феодальный капитализм… А для русских князей основным источником богатства было не земледелие, как при феодализме бывает, а торговля. Когда, в середине XI века торговля стала приходить в упадок (по двум причинам: появились турки-сельджуки в Византии и начал рушиться путь из варяг в греки), вот тут князья начали давить местное население. Результат – городские восстания середины XI века. И, наконец, ещё один фактор: обилие свободных земель. И ещё было одно отличие, которое с самого начала развернула Русь в другом направлении. Есть герцог и граф в городе Милан. Они не сошлись по какому-то вопросу. Кто решает спор между ними? Cтарший феодал. Король или архиепископ. А на основе чего они решают? На основе правил, на основе правовых установлений. Рюриковичи же правили Новгородско-Киевской Русью не по отдельности, как западные феодалы, а как род, как биомасса. Очень долго принцип передачи власти от отца к сыну был вторым принципом. Первым был принцип наследования по старшинству в роду. То есть, умирает Киевский князь, на его место приезжает князь Смоленский, в Смоленск переезжает князь Черниговский и т.д. Это называется «удельно-лествичная система». А если мы все родственники, то нам нужны правовые отношения, чтобы решать наши задачи? Нет. Мы же родственники! Как вы думаете, это хорошо или плохо? Голос из зала: Плохо! Андрей Ильич Фурсов: Правильно! Потому, что право не развивается. Очень интересно, что в Киевско-Новгородской Руси, князья совершали до десятка клятвонарушений и их прощали. Потому что мы – родственники. Поскольку мы родственники, нам не нужна правовая система. Генеалогический вассалитет господствовал над политико-правовым. Таким образом, уже в IX-X веках вектор развития Руси существенно отличался от западного. И не потому, что Русь была плохая. Она была просто другая. У нас не было камня, у нас было много земли, у нас было вооружённое население. То, что иностранцы называют «русское хамство»…то да, действительно у нас хамства хватает…но это очень часто такое... отсутствие дистанции. Есть американский журналист Хендрик Смит. Это он придумал термин «новые русские». Это редкий случай, когда западный человек (американец), пожив в России, очень хорошо понял суть нашей страны. Он написал книгу «Russians» и «New Russians». Он не вешал никаких ярлыков, а описывал случаи, которые его совершенно поражают. Вот один из них: он ехал из Питера в Москву (дело было где-то в конце 60-х годов), и на перрон вышел адмирал. Адмирал просто выскочил из вагона без шапки, а был жуткий холод. И две уборщицы закричали: «Ты что делаешь? Ну-ка иди, шапку надень! Ты же простудишься». Адмирал просто пошёл и надел шапку. Хендрик пишет: «Это невозможно в Америке, потому что это – нарушение «privacy». У нас же – это нормальное отношение между русскими людьми. У нас нет сильной градации между верхом и низом. Когда я жил в Штатах, в нашем районе, абсолютно не было бедноты, там очень чёткая сегрегация пространства. У нас это невозможно до сих пор. Потому что рядом с районом, где живут очень богатые люди, за забором могут жить совсем другие. Это вещь неистребимая. Потому что тысячелетний код нашей культуры был другой. Кстати, перестройщики очень хорошо это понимали. Прораб перестройки А.Н.Яковлев за полгода до своей смерти дал интервью, в котором сказал: «Устраивая перестройку, мы ломали не Советский Союз, а тысячелетнюю модель развития России». То есть, эти люди прекрасно понимали, что делали. Если отменить кастовую систему в Индии, то Индия просто рухнет. И более того, Индия является единственной формально демократической страной в Азии только потому, что всю чёрную работу делает кастовая система. То же и с Россией. Таким образом, эволюция Руси в IX-X веках шла уже по другому пути. Потом на это наложилась Орда, потом наложилось Петровское правление, потом капиталистический эксперимент. То есть, это развитие шло абсолютно определённым образом и оно принципиально иное, чем на Западе. А теперь представьте, что вам нужно объяснить марсианину, американцу… Вам задают вопрос: «Что является констатой Русской истории?» У нас есть что-то такое, за что можно ухватиться и сказать: «вот это постоянное для нашей истории»? Голос из зала: Вот эта самая негласная родственность? Андрей Ильич Фурсов: Я понимаю ход вашей мысли. Это то, что в России называют «неформальное отношение». Очень интересно, предполагалось, что после дефолта в 1990 году мы будем восстанавливаться очень-очень долго, а мы восстановились очень быстро. Социологи объясняют это тем, что в России неформальные отношения важнее формальных, то что называют в России «дружбой». Наличие этих неформальных отношений, оно лишний раз говорит о том, что психоанализ у нас никогда не привьётся. Он не привьётся ни в Японии, ни в мусульманских странах. Психоаналитик зачем нужен, какую функцию несёт? Голос из зала: Разбирает переживания человека, может выслушать человека. Андрей Ильич Фурсов: Психоанализ развился в протестантизме. А с чем это связано? То, что решает психоанализ в Америке, в России решается по-другому – пойти попариться с друзьями в бане, а потом врезать по пиву. Вот это решает все проблемы. Не надо психоаналитику рассказывать все свои проблемы, их можно рассказать своему приятелю. Это тоже очень разные формы социальности. Есть в России что-то похожее на касту, что-то твёрдое? Да, зацепились, «это есть». На самом деле это власть. Это то, что русские люди прекрасно понимают. Не государство. Власть, естественно, должна обладать некоей атрибутикой. Люди интуитивно понимают, что Горбачёв – это не власть, а вот Ельцин (при всём его самодурстве) – власть. Власть в России – это очень специфическая штука. Ни самодержавие Российское, ни Советская власть, они западные теории ухватить никак не могут. Например: часто говорят, что самодержавие – это деспотизм. Другие говорят, что это абсолютизм (типа Франции XVII века). Моделью восточного деспотизма считают Китай. Жизнь Китайского императора была зарегламентирована до такой степени, что было чётко зафиксировано какое количество времени у него может провести наложница (45 мин), дальше приходил евнух и забирал её. То есть, над Китайским императором была традиция, она жёстко определяла китайскую власть. Теперь давайте посмотрим на французский абсолютизм: последние два года жизни Людовик XIV провёл в слезах. Он плакал потому, что знал, когда он умрёт, регентом станет герцог Орлеанский, которого он на дух не переносил. Вы можете себе представить, чтобы русский царь по такому поводу плакал? Этому регенту открутили бы вообще все, что возможно, и не было бы никакого регента – проблема была бы решена. У русского самодержавия было два ограничения. Первое – это когда 5 апреля 1797г. Павел I принял Закон «о престолонаследии». Когда старший сын наследует отцу. Потому что, по логике самодержавия, всё решает самодержец. Скажем, Пётр I очень хорошо это понимал. Иван Грозный это понимал. Он время от времени призывал своего сына Ивана и дразнил, что хочет пригласить принца Датского, чтобы он правил за него. Второе ограничение власти – это Октябрьский манифест Николая II. На этом самодержавие и закончилось. Давайте теперь возьмём Советскую власть: Ленин в 1918 году пишет: «Диктатура партии есть диктатура неограниченная никаким законом, опирающемся на насилие». Пестель придумал гениальный термин для нашей власти. Кстати, придя к власти, он собирался первым делом вырезать Северное общество декабристов (сам он был из Южного). Он считал, что России нужно разделение властей как в Америке (судебная, исполнительная, законодательная). Но над всем этим будет власть... из 120 бояр. Бояре назначаются пожизненно. Власть эта будет называться «блюстительная». Она будет смотреть, правильно ли функционируют эти три власти. О чем это говорит? У нас власть находится над законом, над религией. Я никогда не забуду, как Ельцин поздравлял патриарха Алексия с днём рождения. Он звонит ему (это оказывают по телевизору) и говорит: «Я вас поздравляю как главнокомандующего всеми религиозными силами страны». Понимаете!?
.
|