Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах
Сенсорно основанное описание – информация, которая является непосредственно наблюдаемой и обнаруживаемой с помощью органов чувств. Словарь НЛП Что у нас есть пять способов собирать информацию извне, думаю, никому объяснять не надо. У всех есть глаза, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос. Как их использовать по прямому назначению, полагаю, все тоже догадываются. Тем, кто не догадывается, могу предложить следующие идеи. Можете попробовать: " Совать нос в чужие дела"; " Чесать языком"; " Вешать лапшу на уши"; " Пожирать глазами"; " Получать острые ощущения". Попробовав все это, вы наверняка узнаете, для чего нужны органы чувств на самом деле. Что нового? Почти ничего. Разве что придется немного разочаровать любителей экстрасенсорики и прочих " шестых чувств". Весь субъективный опыт укладывается в уже привычные нам пять. В область самой обычной сенсорики. Ну, разве что, намного более развитой и утонченной. Если до занятий НЛП мне еще удавалось верить во всякие " астральные штучки", то теперь, узнав, как те же самые " фокусы" выполняются с помощью обычных органов чувств… Короче, развить в себе внимательность, точнее сенсорную чувствительность куда легче, чем овладеть биоэнергетикой. И прочими чудесами. Действительно, попробуйте внимательно почитать соответствующую литературу по всяким " суперспособностям". Только ту, которая действительно чему-то учит, а не только рекламирует и пугает. Приглядитесь: там написано о том, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Особенно в тех местах, где маги и чародеи описывают свои собственные переживания. Они очень точно укладываются в наши привычные чувства. То есть при соответствующих затратах времени и сил все это можно с успехом повторить. Причем, чем конкретнее описываются переживания, тем легче их достичь. Вообще, информацию, которую мы получаем из внешнего мира, можно разделить на сенсорную и на наши суждения о ней. Сенсорная информация поступает посредством этих самых пяти чувств. Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: " Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели". Остальное – наши суждения и интерпретации: " Он доволен". Сравните: " Чувствую, будто сосет под ложечкой" и " Мне страшно! " Ну и что? А то, что сенсорная информация объективна и проверяемая. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения… Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать, что: у меня плохая походка, и он надо мной смеется; он счастлив, что встретил такого красавца, как я; он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кирпич… А он просто идет и улыбается. И ничего более. – У вас такие большие очки! Вы наверное очень умный? – Что вы! Просто зрение плохое. Как видите, далеко идущие выводы делать рановато. Домыслы, как это часто оказывается, весьма далеки от истины. Любой опыт можно описать с помощью сигналов от пяти сенсорных систем. Как вы уже догадались, к ним относится зрительная, слуховая, кинестетическая, вкусовая и обонятельная. Этот реальный опыт уже можно перенимать и передавать. Как было раньше? " У него талант, с этим надо родиться. Практика, практика и еще раз практика, и тогда к тебе это придет". На самом деле, самая " берущая за душу" музыка – только набор звуковых колебаний определенной длительности, последовательности и интенсивности. Его можно записать на компакт-диск или еще куда, а потом воспроизвести. До изобретения нот способность играть осмысленные музыкальные произведения была сродни магии и колдовству. Сейчас этому можно научиться за вполне конечный срок. Умение " наполнять музыку смыслом" – не более чем способность технически безукоризненно, со всеми паузами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или ослабив звучание, проиграть нотный текст. Ну, может быть, еще придется добавить выразительной мимики и жестов. Тоже, в общем-то, вполне конкретных. И тогда, если есть хоть один человек в мире, способный это сделать, то его талант можно передать множеству других людей. Этому уже можно научить, это уже в терминах сенсорного опыта. " Сразу видно – воспитанный, образованный человек! " " На него можно положиться". " Она такая нежная и заботливая! " " Наша девочка все диктанты пишет на пятерки! " " У него великолепно развито абстрактное мышление". Все эти лестные оценки получены благодаря вполне конкретным действиям. А уж этим действиям можно научиться и этому реально учатся.
|